Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В условиях последовательного перехода к высокоразвитой рыночной экономике каждый хозяйствующий субъект стремится к обеспечению своего эффективного и прибыльного функционирования.
Превращение России в открытую экономическую систему ставит перед отечественными производителями ряд задач, решение которых позволит им занять свое место на мировом рынке. Каждому промышленному предприятию важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы найти эффективные способы продвижения своей продукции, а также определить оптимальный объем выпуска и сбалансированное влияние на сбыт всех внутренних и внешних факторов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров………………………………………………………………………..5
1.1 Современное состояние рынка сыров……………………………...…5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта сыров……………………….…………………..…10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………..….15
2.1 Местоположение и специализация предприятия………………..….15
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры управления17
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия……....19
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия……………….20
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции…….....28
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент……………………………………………………………..…28
3.2 Технология процесса производства сыров………………………….32
3.3 Себестоимость производства продукции……………………………36
3.4 Оценка качества продукции………………………………………….41
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции………………..43
3.6 Оценка рынка сбыта продукции……………………………………..49
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………...……56
Приложение А,- Отчеты о прибылях и убытках………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия (1).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

     Важным  моментом в технологии сыра является правильное установление окончания  обсушки зерна. Достаточно обсушенное зерно при сжатии склеивается, при легком встряхивании комок рассыпается, а при растирании между ладонями зерна разъединяются. Зерно готово к формованию, т.е. получение плотной массы.

     Важным  фактором формования является температура, поэтому, чтобы сырная масса не охлаждалась, формовать ее надо быстро, а в помещении поддерживать температуру от 18 до 20 °С. Формование и подпрессовывание производится в сыродельных ваннах и продолжается 30-40 минут. Цель самопрессования и прессования сыра заключается в удаление излишков сыворотки, максимально допустимом для каждого вида сыра уплотнении сырной массы.

     Самопрессование осуществляется под действием веса сыра, а прессование - под действием  внешнего давления. Предварительное  самопрессование, а затем прессование  с постепенным увеличением давления способствует более полному обезвоживанию сыра. Прессование сыра происходит в специальных формах и начинают с минимальных нагрузок, а затем постепенно повышают до максимального значения и составляет 15-20 минут.

     Продолжительность прессования различна для отдельных видов сыра. Важным условием, влияющим на процесс прессования сыра, является поддержание температуры сырной массы. Наиболее благоприятная температура воздуха в помещении - от 18 до 20 °С. Отпрессованный сыр должен иметь ровную, гладкую поверхность без морщин, пор и трещин.

Посолку сыра можно проводить как несформованного  так и сформованного.                 

     Самым распространенным способом является посолка  в рассоле и осуществляется путем  погружения сыра в раствор поваренной соли.

На скорость проникновения соли влияют состав и  свойства сыра (влажность сырной массы  после прессования, плотность наружного  слоя) и параметры рассола (концентрация и температура). Мягкие сыры солят  менее продолжительное время, твердые  несколько суток.

     После посолки сыр сначала обсушивают на стеллажах в солильном помещении в течение 2-3 суток при температуре 10-12°С. затем помещают в специальные камеры для созревания, где сыр должен достигнуть оптимальной для каждого вида кислотности.

     Процесс созревания сыра зависит от внешних условий: температуры, относительной влажности воздуха в камере созревания. Температура в камере во время созревания должна быть не ниже 12-15°С, к концу созревания понижая до 10°С, относительная влажность воздуха - 88-94%, снижая до 80%. Уход за поверхностью сыра во время созревания проводят для поддержания поверхности в необходимом для данного вида сыра состояния, регулирования в нужном направлении микробиологических и биохимических процессов и сокращения потерь продукта.

     Для равномерной осадки сыры периодически, в зависимости от состояния сыров и условий созревания, переворачивают через 7-15 суток. По мере появления плесени или слизи сыры моют , обсушивают и возвращают на дозревание. Правильный, рациональный уход за поверхностью сыра в процессе созревания способствует не только получению продукта хорошего качества, но и сокращению его потерь.

     Предупредить  разрушение корки сыра и развитие на ней слизи и плесени, снизить  потери массы сыра, повысить качество готового продукта и сократить затраты по уходу за сыром при созревании можно с помощью защитных покрытий поверхности сыров на основе парафина.

     Для покрытия сыров сплавами используют парафинеры. Поверхность сыра перед  нанесением покрытия должна быть сухой. Температура сыра 10-12°С. температуру парафиновоскового сплава поддерживают на уровне 140-150°С. Уход за парафинированным сыром сводится к обтиранию его поверхности сухой салфеткой, переворачиванию через каждые 10-15 суток.

     Таков технологический процесс производства сыра.

3.3 Себестоимость производства продукции

      В общем виде издержки производства и  реализации продукции представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции  сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на производство и реализацию продукции.

       Таким образом, себестоимость продукции – это затраты предприятия на производство и реализацию продукции в стоимостном выражении.

     Рассмотрим  состав и структуру полной себестоимости  продукции Вожгальского маслосырзавода (таблица 16)

     Таблица 16 - состав и структура полной себестоимости продукции

    Статьи  затрат 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к  2008 в %
    тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
    Материальные  затраты 138 508 82,1 189 899 85,1 236 073 83,2 170,4
    Затраты на оплату труда 15 889 9,4 16 822 7,5 25 432 9,0 160,1
    Отчисления  на социальные нужды 4 147 2,5 4 414 2,0 6 611 2,3 159,4
    Амортизация 2 117 1,3 3 807 1,7 5 121 1,8 241,9
    Прочие  затраты 8 046 4,8 8 313 3,7 10 485 3,7 130,3
    Итого по элементам затрат 168 707 100 223 255 100 283 722 100 168,2
 

     По  данным таблицы видно, что наибольший удельный вес  в структуре расходов по обычным видам деятельности занимают материальные затраты. Эти затраты связаны с процессом производства продукции и  включают в себя стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии, амортизацию оборудования и производственных помещений, заработную плату рабочих с отчислениями на социальные нужды. Материальные затраты за 2008 – 2010 гг. выросли примерно на 70%. Это связано с тем, что в 2010 году было закуплено новое оборудование, в том числе холодильные установки, также по причине расширения ассортимента молочной продукции и увеличения объемов выпуска. Но это не является негативным моментом, т. к. доля прибыли по некоторым видам продукции даже увеличилась.

      В прочие затраты входят расходы на информацию о потребителях и конкурентах, на контакты с заказчиками и другие. Расходы на информацию и контакты определяются на основе стоимости телефонных звонков и командировочных выплат.

      Издержки  по складированию и транспортировке, которые несет Вожгальский завод, включаются в стоимость продукции при продаже и соответственно, оплачиваются покупателем. Поэтому большого влияния на прибыль эти затраты не оказывают. При оценке системы распределения они так же большой роли играть не будут.

Полная себестоимость  по основным видам продукции представлена в таблице 17

Таблица 17 – Полная себестоимость продукции по основным видам

    Вид продукции 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к  2008 г. в %
    тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
    Масло 36712 18,0 49964 19,9 42839 16,8 1,2
    Молоко 49514 24,2 54641 21,7 53693 21,1 1,1
    Сметана 10680 5,2 10580 4,2 12902 5,1 1,2
    Сыры 90167 44,1 116877 46,5 119954 47,2 1,3
    Творог 17199 8,4 19352 7,7 24856 9,8 1,4
    Итого 204272 100,0 251414 100,0 254244 100,0 1,2
 

      Наибольшие  затраты в структуре себестоимости  продукции предприятия приходятся на  производство сыра, причем за рассматриваемый  период величина затрат увеличивается, т. к. увеличиваются объемы производства. Можно сказать, что сыр – это основной продукт, производимый Вожгальским заводом и пользующийся спросом у покупателей.  Наименьшие затраты приходятся на изготовление сметаны, так как технологический процесс производства этого продукта менее трудоемкий и затратный.

Полная себестоимость  одной тонны сыров по видам представлена в таблице 18

Таблица 18 – Полная себестоимость одной тонны сыров по видам, тыс. руб. 

    Вид сыра Единицы измерения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2008 г. в %
    «Российский, 50%» Тыс. руб. 140 125 165 116,4
    Продолжение таблицы 18
    «Витязь, 50 %» Тыс. руб. 139 129 172 123,7
    «Гауда  Премиум жирный, 45%» 139 118 155 117,3
    «Радонежский, 45%» 137 119 164 119,7
    «Пошехонский, 45%» 137 118 148 108
    «Колбасный, 40% особый копченый» 75 77 84 107,5
    «Вожгальский, 40%» 133 116 143 107,1
    «Легенда  Алтая» 113 108 121 112
    «Колбасный  Охотничий» 74,5 75,4 70  94

      По  данным таблицы видно, что производство «Российского» сыра,  «Гауды Премиум жирного», «Витязя» и «Вожгальского»  сыров является наиболее затратным из рассмотренного ассортимента сыров. Это связано с технологией изготовления, использования более качественного сырья, длительностью сроков созревания сыров. Наименее затратным для завода является производство колбасных, копченых сыров и «Легенды Алтая». Для их изготовления используется более дешевое сырье. В 2010 году себестоимость производства всех видов сыров возросла. Это связано с увеличением амортизационных затрат, по причине приобретения нового оборудования. Но увеличение затрат сказалось на деятельности предприятия незначительно – прибыль от реализации  сыров в 2010 году, по сравнению с 2009 годом снизилась лишь на 1 % 

Состав и структура  полной себестоимости 1 тонны сыров по видам за 2010 год представлена в таблице 19 

    Таблица 19 – Состав и структура полной себестоимости 1 тонны сыров по видам за 2010 год
     
    Затраты
    Костромской 45 % Вожгальский 40% Радонежский 45% Российский 50% Витязь 50%
      руб. Структура, %  руб. Структура, %  руб. Структура, %  руб. Структура, %  руб.  Структура, %
    Сырье, т. : 127530 81,2 120958 81,3 136181 82,8 136413 82,5 143501 83,3
    Молоко 112686 71,8 97968 65,8 120333 73,1 129071 78,1 137791 80
    Обрат 14844 9,5 22990 15,4 15849 9,6 7342 4,4 5709 3,3
    Материалы на технологические цели 11342 7,2 11342 7,6 11342 6,9 11390 6,9 11390 6,6
    Топливо 1840 1,2 1840 1,2 1672 1 1672 1 1672 1
    Электроэнергия 1859 1,2 1859 1,2 1859 1,1 1859 1,1 1859 1,1
    Заработная  плата 4326 2,8 4326 2,9 4326 2,6 6707 4,1 6707 3,9
    Начисления  на зар/плату 1138 0,7 1138 0,8 1138 0,7 1764 1,1 1764 1
    Амортизация 947 0,6 947 0,6 947 0,6 951 0,6 951 0,6
    Общезаводские расходы 8050 5,1 6400 4,3 7050 4,3 4500 2,7 4500 2,6
    Полная  себестоимость 157032 100 148810 100 164515 100 165256 100 172344 100

Информация о работе Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров