Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:26, курсовая работа
В условиях последовательного перехода к высокоразвитой рыночной экономике каждый хозяйствующий субъект стремится к обеспечению своего эффективного и прибыльного функционирования.
Превращение России в открытую экономическую систему ставит перед отечественными производителями ряд задач, решение которых позволит им занять свое место на мировом рынке. Каждому промышленному предприятию важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы найти эффективные способы продвижения своей продукции, а также определить оптимальный объем выпуска и сбалансированное влияние на сбыт всех внутренних и внешних факторов.
Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров………………………………………………………………………..5
1.1 Современное состояние рынка сыров……………………………...…5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта сыров……………………….…………………..…10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………..….15
2.1 Местоположение и специализация предприятия………………..….15
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры управления17
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия……....19
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия……………….20
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции…….....28
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент……………………………………………………………..…28
3.2 Технология процесса производства сыров………………………….32
3.3 Себестоимость производства продукции……………………………36
3.4 Оценка качества продукции………………………………………….41
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции………………..43
3.6 Оценка рынка сбыта продукции……………………………………..49
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………...……56
Приложение А,- Отчеты о прибылях и убытках………………………………58
Вследствие
изменений в культуре потребления
объемы продаж сыров в нашей стране
постоянно увеличиваются, в том
числе за счет элитной продукции.
По наблюдениям специалистов, большинство
розничных предприятий в
Насыщение
рынка твердых и плавленых
сыров привело к ужесточению
конкуренции среди
Для многих европейских стран потребление
сыра - это почти отдельная культура. Россия
же пока до этого не дошла, и чем дальше
в глубинку, тем культ продукта становится
слабее. Но у такого товара, как сыр, всегда
были и будут свои поклонники.
Кировским игрокам сырного бизнеса приходится
несладко в связи со многими факторами:
непредсказуемость скачков цен на сырье,
удобное расположение области для соседей,
везущих конкурентные сыры на прилавки
наших магазинов, сезонность спроса.
Современное
состояние рынка
сыра в Кировской области.
Кто является своего рода монополистом
на вятском молочном рынке, ни для кого
не станет открытием. Бесспорное лидерство
у Кировского молочного комбината, занимающего
львиную долю продаж. По словам одного
эксперта, этому предприятию никто не
составляет конкуренции из-за его масштабов,
более высокой технологичности процессов
и хорошо продуманной рекламной компании.
Яранский и Городской молокозавод (Кирово-Чепецк)
делят второе место, Котельничский и Вожгальский
- третье.
Но у всех этих молокоперерабатывающих
предприятий присутствует некая специфика
в производстве. Например, Яранский завод
находится на юге области и, реализуя огромные
массы молока, тем не менее, не занимается
сырами вообще. Похожая ситуация у достаточно
крупного Кирово-Чепецкого завода, который
хотя и производит сыр, но в малых количествах.
Таким образом, по производству
сыра молочные производители, на первом
месте, оставляя Кировский молочный комбинат,
уступают вторые позиции заводу «Янтарь»,
специализирующемся на производстве твердых
и плавленых сыров, и Вожгальскому заводу,
делающему ставку на производство твердых
сортов.
Но это далеко не все силы, задействованные
в борьбе за кировского любителя аппетитного
молочного продукта. Если бы местному
производителю пришлось делить рынок
только с земляками, ситуация в сырном
бизнесе была бы намного спокойнее.
1.2 Проблемы
и пути повышения
Летняя
пора порождает парадоксальную ситуацию:
потребительский спрос на сыр традиционно
падает, а молока, которое нужно реализовывать,
в колхозах становится больше. В итоге
происходит застой продукции и затоваривание
складов.
Именно летом конкуренция с иногородними
производителями ощущается наиболее остро:
сыра становится много и у соседей, поэтому
в Кировскую область начинается поток
дешевой, но в то же время не уступающей
по качеству продукции из Татарстана,
Башкирии, Удмуртии, Литвы, Белоруссии.
Цены на сыр заметно отличаются: к примеру,
Мари-Эльский 45% сыр стоит 115 рублей, аналогичный
сорт кировского производителя - 155 рублей».
1
Эти республики могут себе позволить поставлять сыр, который намного дешевле кировского, за счет властей, помогающих деньгами производителям молочной продукции. Из-за этого местные игроки имеют спад в реализации сыров. В 2007 году, чтобы поддержать местного производителя, на белорусские сыры «накручивалась» пошлины. Но сейчас их обещают снизить вновь, объясняя это нехваткой местной продукции. На самом деле, кировского сыра в области предостаточно. Другое дело, что он не так дешев по сравнению с той же Белоруссией, например.
К осени ситуация обычно нормализуется: республиканские производители остаются на родине удовлетворять повышающийся к зиме спрос, а кировчане начинают брать сыр местного производителя.
На
прилавках магазинов можно
Сыры премиум-класса
в Кировской области не производят - его
попросту некому будет покупать. Все сыры,
производящиеся европейскими странами,
как минимум в полтора-два раза дороже
кировских. Но даже местный сыр не каждый
кировчанин может купить, а сыр из заграницы
могут позволить себе только богатые люди.
Специалисты сырного бизнеса
убеждены: на рынке производства в ближайшем
будущем новые игроки не появятся - нет
места. На настоящий момент уже достаточно
предприятий, которые обеспечивают область
данной продукцией в полном объеме. Зато
на рынке продаж легко может появиться
новая фигура.
Оптовые поставки сыров по денежным
оборотам и количеству работающих людей
на предприятии относятся даже не к малому,
а скорее к «микробизнесу». «Чистая прибыль
с учетом всех текущих расходов равна
всего лишь одному, максимум полутора
процентам. Легче всего было начать этот
бизнес лет пятнадцать назад - тогда конкуренция
была небольшой, а рентабельность доходила
и до 100%», - мнение эксперта.
Работать с сыром становится с
каждым годом все сложнее, особенно это
почувствовалось в период скачка цен
на сырную продукцию (сыр подорожал почти
на 80%). Товар требует все больших вложений,
а процент прибыли весьма невелик. На сырную
продукцию нельзя сделать большую наценку,
как на рыбу (40-50%), например, или мороженое
(до 100%). В среднем наценка составляет 10%,
но она варьируется в зависимости от сорта:
если вид ходовой - наценку можно поднять,
на менее востребованные сорта - снизить,
а на дорогие сыры надбавить 10% невозможно,
наценка идет намного ниже.
Заход на высоко конкурентный рынок с уже зарекомендовавшими себя игроками- непростой шаг. В этом деле лучшим инструментом исторически считается реклама. И хотя многие «сырники» жалуются на нехватку средств для разработки серьезной рекламной кампании, без нее сформировать доверие к новому предприятию и распространить сведения об уникальности его товара будет проблематично. Чем больше вложения в креативный двигатель торговли - тем, соответственно, лучше.
«
Мы входили семь лет назад с
небольшим стартовым капиталом -
миллион рублей, но до сих пор первоначальные
расходы не окупились», - рассказывает
Алексей Злобин2. «На рынок зайти
очень непросто, сегодня игроков в сфере
продаж молочной продукции более чем достаточно.
«Нам удалось попасть на рынок только
за счет подписанного договора с Вожгальским
заводом, и уже непосредственно работа
с производителем вывела нас на тот уровень,
на котором мы находимся. Причем, руководитель
завода часто делает замечание, что нельзя
продавать продукцию только одного производителя.
Чтобы развиваться, необходимо расширять
ассортимент. Нужно постоянно думать над
этим. Новичку можно пробиться только
за счет предложения широкого ассортимента
недорогого, но в то же время качественного
товара», - продолжает Злобин.
Ассортимент сыров становится
с каждым днем все больше. Пару лет назад
список наименований продукции умещался
на одном прайс-листе. Сейчас различных
сортов сыра очень много, но спрос есть
на качественную продукцию по самой низкой
цене.
Выбрать эксклюзивную нишу не так-то просто.
Потребительский вкус на сыр имеет свою
специфику, и не каждая новинка сможет
полюбиться клиенту из города, где культура
потребления сыра еще очень далека от
Европейских норм. Пожалуй, стоит сделать
ставку не на эксклюзивные вкусы «на любителя»,
а на производителя и лояльное отношение
к торговой марке.
Прогноз:
сыр станет недоступен?
По данным Кировстата, потребление сыра
и брынзы за последние годы выросло: в
2005 году за месяц сто человек потребляло
26,8 килограммов, а в 2009 году аналогичный
показатель достиг 30,5 кг.
Несмотря на это, эксперты высказывают
сомнения по поводу продолжения увеличения
спроса на сырную продукцию.
Говорят, что благосостояние населения
растет. Но, по сути, оно не успевает за
ростом цен на продукты. Сложилась такая
ситуация, что сыры стали чуть ли не дороже
колбасы. Получить еще более дорогие продукты
питания в ближайшее время - реальные перспективы.
По данным одной крупной продуктовой кировской сети, долевой процент общей прибыли магазина от сырной продукции не велик. К примеру, в магазине, расположенном в районе завода «Авитек», доля «сырного» дохода составила за июль 2008 г. всего 0,75%. Для сравнения: колбасная продукция принесла магазину 13% от общего дохода, вино-водочная - 15%. Продмаркет в юго-западе заработал на сыре 2,6%, в районе центрального рынка - 2,8%, а магазин неподалеку от Театральной площади - 3,7%.
При формировании сбытовой политики фирмы большое значение имеет решение вопроса о совершенствовании методов работы с конечными потребителями. При этом основная роль отводится оценке затрат на внедрение технических средств обслуживания покупателей (получение заказов), компьютерной технике для учета товаров, поступивших на склады и проданных потребителям через розничную сеть или непосредственно со склада. В современных условиях без использования компьютерной техники и автоматизированных систем обработки информации практически не может обойтись ни одна фирма, как крупная по объему торговых операций, так и небольшая. Поэтому при разработке программы маркетинга необходимо учесть все необходимые для реализации продукции затраты и их окупаемость.
Обоснованием эффективности сбытовой политики являются многовариантный расчет издержек обращения и выбор на его основе оптимального варианта по ocновным направлениям сбытовой деятельности на целевом рынке или его сегменте.
Разработка и обоснование сбытовой политики предполагают решение следующих вопросов применительно к конкретно избранному товару или группе товаров:
Выбор системы товародвижения предполагает нахождение наиболее дешевого и удобного варианта доставки товара покупателю с учетом условий транспортировки, складирования и хранения товара в пути, погрузки и выгрузки с транспортных средств, надежности с точки зрения сохранения качественных показателей товара.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Местоположение и специализация предприятия
Вожгальский маслодельно-сыродельный завод - одно из крупнейших предприятий Кировской области по объемам переработки молока и производству цельномолочной и кисломолочной продукции.
К моменту строительства завода переработка молока осуществлялась в разных точках Куменского района. Растущее поголовье крупного рогатого скота, увеличение производства молока вызвало необходимость расширять и объединять переработку продукции.
Приказом Маслосырпрома от 23 апреля 1947 года было решено построить маслосырзавод в селе Вожгалы. И уже 6 сентября 1953 года произведен пробный пуск в эксплуатацию нового предприятия для переработки 2000 тонн молока в год.
Акционерное общество «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод», в дальнейшем именуемое «общество», является открытым акционерным обществом.
Общество создано путем преобразования Государственного предприятия «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод» в акционерное общество в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» № 721 от 1 июля 1992 года.
Полное фирменное наименование общества: Открытое акционерное общество «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод», сокращенное фирменное наименование общества: ОАО «Вожгальский маслосырзавод».
Открытое акционерное общество «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод» является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
ОАО «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод» - это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, приобретенных акционерами и удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу.
Юридический адрес: Россия, 613413, с. Вожгалы, Куменского района, Кировской обл., ул. Советская, д. 45.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не имеют долей, находящихся в собственности, не имеют закрепленных пакетов акций в уставном капитале эмитента - Открытого акционерного общества «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод».
В таблице 1 представлен состав участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5 % его уставного капитала.
Таблица 1 – Состав учредителей
Организация | Сфера деятельности | Должность | Доля участия лица в уставном капитале эмитента, % |
ОАО «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод» Куменского района | Переработка молока и производство сыра | Генеральный директор | 29,7 |
ОАО «Вожгальский маслодельно-сыродельный завод» Куменского района | Переработка молока и производство сыра | Главный бухгалтер | 23,7 |
ЗАО Агрофирма «Дороничи» | Разведение свиней | Генеральный директор | 9,8 |
Информация о работе Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров