Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

В условиях последовательного перехода к высокоразвитой рыночной экономике каждый хозяйствующий субъект стремится к обеспечению своего эффективного и прибыльного функционирования.
Превращение России в открытую экономическую систему ставит перед отечественными производителями ряд задач, решение которых позволит им занять свое место на мировом рынке. Каждому промышленному предприятию важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы найти эффективные способы продвижения своей продукции, а также определить оптимальный объем выпуска и сбалансированное влияние на сбыт всех внутренних и внешних факторов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров………………………………………………………………………..5
1.1 Современное состояние рынка сыров……………………………...…5
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта сыров……………………….…………………..…10
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………..….15
2.1 Местоположение и специализация предприятия………………..….15
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры управления17
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия……....19
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия……………….20
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции…….....28
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент……………………………………………………………..…28
3.2 Технология процесса производства сыров………………………….32
3.3 Себестоимость производства продукции……………………………36
3.4 Оценка качества продукции………………………………………….41
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции………………..43
3.6 Оценка рынка сбыта продукции……………………………………..49
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………...……56
Приложение А,- Отчеты о прибылях и убытках………………………………58

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия (1).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине

«Экономика  предприятия (организации)» 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИЗВОДСТВА И  СБЫТА CЫРОВ (НА ПРИМЕРЕ ОАО ВОЖГАЛЬСКИЙ МАСЛОСЫРЗАВОД)  
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнила:  Е. А. Шишкина

                                                                              Специальность: маркетинг

                                                                              Группа ЭМУ-410

                                                                              Руководитель: Э.В. Наговицына 
 
 

Регистрационный номер:________

Регистрационная дата:__________

Оценка  после защиты:___________

             

Киров 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические  основы экономической эффективности производства и сбыта сыров………………………………………………………………………..5

     1.1 Современное состояние рынка сыров……………………………...…5

    1.2 Проблемы  и пути повышения экономической  эффективности  производства и сбыта сыров……………………….…………………..…10

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия………..….15

      2.1 Местоположение и специализация  предприятия………………..….15

     2.2 Характеристика и анализ организационной структуры управления17

              2.3 Характеристика производственной  структуры предприятия……....19

    2.4 Финансовые  результаты деятельности предприятия……………….20

3. Экономическая  эффективность производства и сбыта продукции…….....28

    3.1 Динамика  объемов производства и сбыта  продукции, ассортимент……………………………………………………………..…28

    3.2 Технология  процесса производства сыров………………………….32

    3.3 Себестоимость производства продукции……………………………36

    3.4 Оценка качества продукции………………………………………….41

    3.5 Финансовые результаты от реализации продукции………………..43

    3.6 Оценка рынка сбыта продукции……………………………………..49

    3.6.1 Оценка предпочтений покупателей………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………….54

Список использованных источников……………………………………...……56

Приложение А,- Отчеты о прибылях и убытках………………………………58

Приложение Б, - Состав и структура выручки от реализации сыров по ассортименту, с учетом НДС. …………………………………………...….......61

Приложение  В, - Анкета………………………………………..……….………63 
ВВЕДЕНИЕ

       В условиях последовательного перехода к высокоразвитой рыночной экономике каждый хозяйствующий субъект стремится к обеспечению своего эффективного и прибыльного функционирования.

     Превращение России в открытую экономическую  систему ставит перед отечественными производителями ряд задач, решение которых позволит им занять свое место на мировом рынке. Каждому промышленному предприятию важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы найти эффективные способы продвижения своей продукции, а также определить оптимальный объем выпуска и сбалансированное влияние на сбыт всех внутренних и внешних факторов.

     Ориентация  производства на удовлетворение потребительского спроса требует совершенствования  методологии управления сбытом продукции  отечественных промышленных предприятий с учетом тенденций развития Российской рыночной ситуации, с одной стороны, и особенностей конкретного производства, с другой. Практика показывает, что управление сбытом готовой продукции требует комплексного подхода, основанного на маркетинговых исследованиях, так как с переходом к рыночной системе хозяйствования перед отечественными предприятиями, наряду с другими проблемами, встала проблема самостоятельного поиска потребителей своей продукции.

     На  многих промышленных предприятиях в  настоящее время исследования рынка в области сбыта продукции осуществляется, зачастую, нерегулярно и бессистемно, в разрозненных подразделениях и звеньях. Получаемая информация не обладает достаточной полнотой и носит фиксирующий, а не опережающий характер.

       В настоящее время актуальность повышения экономической эффективности сбыта продукции на предприятии не вызывает сомнения, играя важную роль в развитии рыночной экономики. 

     Объективно  возникла необходимость совершенствования  существующих сбытовых систем, и разработки экономического механизма, позволяющего использовать эффективные рычаги управления сбытом продукции на отечественных промышленных предприятиях. Данным обстоятельством определяется актуальность темы курсовой работы.

     Цель  курсовой работы -  провести анализ экономической эффективности производства и сбыта продукции на предприятии.

     Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть теоретические вопросы, связанные с экономической        эффективностью производства и сбыта продукции на предприятии;
  • дать общую характеристику промышленного предприятия;
  • проанализировать результаты производственно-сбытовой деятельности ОАО «Вожгальский маслосырзавод» и выявить проблемы ;
  • провести анализ динамики объемов производства и реализации продукции на предприятии;
  • ознакомиться с технологическим процессом производства продукции;
  • рассмотреть себестоимость производства продукции;
  • оценить предпочтения покупателей продукции предприятия.

      Объектом  исследования является ОАО «Вожгальский маслосырзавод».

              Предметом изучения служит экономическая эффективность производства и сбыта продукции (в частности сыры).

    

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И СБЫТА СЫРОВ

    1.1 Современное состояние рынка сыров

   Российский  рынок сыра является перспективным и динамично развивающимся. Спрос на твердые и плавленые сыры устойчив, объемы производства растут. На элитные сорта спрос также увеличивается, что является следствием повышения покупательской способности населения. Наиболее перспективными, особенно для региональных продаж, являются твердые и плавленые сыры с длительным сроком хранения. Существующее положение на российском рынке сыра характеризуется двумя основными моментами: насыщение рынка традиционными сортами и развитие сегмента экзотических продуктов.

   Сыр входит в число продуктов, наиболее часто употребляемых россиянами в пищу. По данным исследований, доля людей, потребляющих сыры твердых и  мягких сортов хотя бы один раз за три  месяца, составляет почти три четверти (около 75%) всего населения России, при этом большинство (около 65%) ест его не реже одного раза в неделю. Фактически сыр относится к разряду продуктов повседневного спроса.

   По  потребительским характеристикам  российский рынок сыра подразделяют на 3 группы: основную, элитную и дополнительную.

   Основная  группа включает сыры, пользующиеся повышенным спросом и наиболее часто покупаемые – твердые и плавленые.

   Элитная группа включает дорогие сыры, покупаемые в небольших количествах. К ним  относятся мягкие сыры и сыры с  плесенью; их покупают не регулярно, а время от времени. Сыры с плесенью ("Рокфор", "Дор Блю" и др.) относятся к покупаемым в особых случаях – это деликатесные продукты. Само классификационное название этой категории сыров говорит о том, что они имеют мягкую нежную консистенцию. В регионах спрос на элитные сыры устойчив, но не очень высок и сосредоточен в основном в крупных промышленных и административных центрах.

   Дополнительная  группа является промежуточной между  основной и элитной. Покупают сыры этой группы чаще, чем дорогие высококачественные, но реже, чем сыры основной группы. В принципе они могут заменить сыры основной категории. К дополнительным относятся такие марки твердых сыров как, "Олтермани", "Маасдам", "Президент", "Швейцарский", "Ферндейл". Высокая цена вынуждает многих потребителей относить их к продуктам для особого случая.

     Базовый ассортимент любого магазина составляют твердые и плавленые сыры. К  твердым сырам относятся вареные  и невареные прессованные сыры: "Российский", "Голландский", "Костромской", "Швейцарский" и т. п. В последние годы появилось много импортных твердых сыров.

     Плавленый сыр, являясь продуктом вторичной  переработки, упакованный в фольгу или герметичные баночки, имеет  длительный срок хранения; он малочувствителен к перепадам температуры, что увеличивает как сезон его продаваемоcти, так и районы распространения. Если на рынке твердых сыров прослеживается тенденция к работе с российским продуктом, и особенно выработанным в регионе продажи, то на рынке плавленых сыров пока преобладает продукт, скорее, московского или импортного производства, нежели регионального. И среди плавленых сыров есть элитные, очень дорогие сорта, как например, с грецкими орехами, с лососем, но в целом это продукт более демократичный, рассчитанный на среднего покупателя. Плавленые сыры российского производства в отличие от твердых, имеют относительно устойчивое положение на рынке. Их производство не зависит от сезона, что позволяет удовлетворять существующий спрос и поставлять товар по сравнительно низкой цене.

     В нашей стране сложился вполне определенный стереотип потребления сыра, отличающийся от европейских традиций. Прежде всего, сыр – не самостоятельное блюдо, а, скорее, некий сопутствующий продукт: составляющая часть бутербродов, компонент  ряда салатов, соусов и так далее. Кафе, рестораны и другие места общественного питания включают в меню различные блюда, содержащие сыр (даже порционную сырную нарезку), в раздел "закуски", и уж совсем не принято рассматривать этот продукт в качестве десерта (в отличие, например, от Франции или Италии). Для россиян можно считать привычными и традиционными сыры твердых и (в меньшей степени) рассольных сортов, в отличие от Западной Европы, где более популярны мягкие сыры и сыры с плесенью.

     Наибольшим  спросом пользуются традиционные для России марки сыра: "Российский", доля потребителей сыра этой марки составляет почти половину (около 48%) от числа всех потребителей сыра, "Голландский (около 34%), "Пошехонский" (около 29%) и "Костромской" (около 23%). Среди марок, сравнительно недавно появившихся на отечественном рынке, лидируют "Гауда" (около 18%) и "Эдамер" (около 15%), то есть также сыры твердых сортов, близкие по вкусовым качествам к привычным для России сортам сыра. Плавленые сыры потребляет меньше трети населения России (около 32%).

     Несмотря  на значительное количество разновидностей сыра на российском рынке, нельзя сказать, что на нем присутствуют какие-либо брэнды: практически все виды сыров  – это, скорее, сорта и разновидности, а не марки. Попытки отечественных  производителей создать брэнды сыров единичны.

     Наибольшим  спросом среди плавленых сыров  также пользуются давно известные  и привычные россиянам марки  – сыр "Янтарь" (доля его потребителей составляет около 43 % от числа всех потребителей плавленого сыра), сыр "Колбасный" (около 38%) и "Дружба" (около 37%). Достаточно велика доля потребителей сыра Viola – около 24%. Рынок плавленых сыров развивался иначе, чем рынок твердых и мягких сыров, он в большей степени подвергся экспансии западных производителей. В этом сегменте сложилась типичная для развитых рынков ситуация: здесь присутствует ряд сильных брэндов – Hochland, President, "Веселая буренка", которые можно по праву назвать общероссийскими; четко выражена сегментация; сыры дифференцируются потребителем не по сорту или месту производства, а по маркам.

     Российский  рынок пока еще отличает небольшой  среднедушевой объем потребления  сыра: так, житель нашей страны съедает  только 3 кг этого продукта в год, в то время как, например, среднестатистический француз – до 20 кг. Но сегодня покупатель идет в магазин не за безличным сыром для завтрака, а за конкретным предпочтительным для него сортом. Чаще всего покупают твердые сыры (1-2 раза в неделю), немного реже – плавленые и мягкие (2-4 раза в месяц), еще реже – брынзу (1-2 раза в месяц) и совсем редко – сыры с плесенью (1 раз в месяц и реже). Среди твердых сыров самыми популярными у населения являются "Российский", "Костромской", "Голландский", "Пошехонский", "Эдам" и "Гауда", так как они имеют приемлемую цену и соответствуют вкусу большинства населения.

Информация о работе Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта сыров