Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, дипломная работа
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана,учёта,отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.
Кроме абсолютных показателей,
характеризующих
Показатели, характеризующие прибыльность и рентабельность СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» приведены в таблице 7.
Таблица7- Анализ основных показателей прибыльности (рентабельности) СП «Энергосбыт» за период 2005-2006 гг.
Показатели рентабельности |
Значения показателя (в копейках) |
Изменение, коп. (гр.2 - гр.3) | |
за отчетный период 2006 г. |
за аналогичный период прошлого года | ||
1. Величина прибыли от продаж на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
70,7 |
50,3 |
+20,4 |
2. Величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки от реализации (рентабельность продаж) |
41,4 |
33,5 |
+7,9 |
3.
Величина прибыли до |
41 |
15 |
+26 |
В течение анализируемого
периода организация получила прибыль,
как от продаж, так и в целом
от финансово-хозяйственной
Рентабельность продаж в отчетном периоде составила 41,4%. Более того, имеет место рост рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. (+7,9%).
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, составил 41%.
То есть с каждого рубля, израсходованного в течение анализируемого периода (2006 г.) в рамках финансово-хозяйственной деятельности СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» , было получено 41 коп. прибыли. За аналогичный период 2005 г. также была получена прибыль, но на 26 коп. с рубля меньше, чем в 2006 г.
Таблица8-Анализ рентабельности использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала в 2006 году.
Показатель рентабельности |
Значение показателя в отчетном периоде, % |
Расчет показателя |
Рентабельность |
67,6 |
Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производственных запасов |
Рентабельность активов (ROA) |
31,7 |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
70,3 |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала |
За 2006 г. каждый рубль, вложенный организацией в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил 0,68 руб. прибыли от продаж
Таблица 9-Анализ рентабельности использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала в 2007году
Показатель рентабельности |
Значение показателя в отчетном периоде, % |
Расчет показателя |
Рентабельность |
86,9 |
Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производственных запасов |
Рентабельность активов (ROA) |
37,6 |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
57,6 |
Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала |
В течение анализируемого периода каждый рубль, вложенный организацией в основные фонды и материально-производственные запасы, принес 0,87 руб. прибыли от продаж.
Таблица10-Анализ основных показателей прибыльности (рентабельности) СП «Энергосбыт» за период 2006-2007 гг.
Показатели рентабельности |
Значения показателя (в копейках) |
Изменение, коп. (гр.2 - гр.3) | |
за отчетный период 2006 г. |
за аналогичный период прошлого года | ||
1. Величина прибыли от продаж на каждый рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
88,9 |
70,7 |
+18,2 |
2. Величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки от реализации (рентабельность продаж) |
47,1 |
41,4 |
+5,7 |
3.
Величина прибыли до |
56,1 |
41 |
+15,1 |
За анализируемый период
организация получила прибыль, как
от продаж, так и в целом от
финансово-хозяйственной
Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, составила 56,1%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного в течение анализируемого периода в рамках финансово-хозяйственной деятельности СП «Энергосбыт», было получено 56,1 коп. прибыли. За аналогичный период 2006 г. также была получена прибыль, но на 15,1 коп. с рубля меньше, чем в 2007 г.
Таким образом, анализ основных показателей прибыльности за анализируемый период свидетельствует о существенном увеличении показателей рентабельности за счет роста прибыли и снижения затрат. Анализ показателей рентабельности в графическом виде представлен на рисунке 10 (Приложение 23).
3. Рекомендации по улучшению
финансово-хозяйственной
3.1.Определение факторов
влияния на величину прибыли
от продаж и чистую прибыль
предприятия, анализ
На величину прибыли предприятия
оказывают влияние разные факторы.
По сути, все они воздействуют на
финансово-хозяйственную
Все факторы, влияющие на прибыль, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние факторы, не зависящие от деятельности предприятия включают в себя: состояние рынка; цены и тарифы на топливо, энергию; нормы амортизации; система налогообложения; нарушение дисциплины со стороны деловых партнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия; объем и качество природных ресурсов, представленных обществом.
Внутренние факторы, зависящие
от деятельности предприятия: объем
и качество проданной продукции,
товаров; политика ценообразования
на предприятии; уровень себестоимости
и других затрат; качество менеджмента
разных уровней; уровень образования
и квалификация кадров; технический
уровень производственных фондов; материальное
положение и экономическая
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.
Рентабельность - один из основных
показателей эффективности
Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:
, (4)
Где Р – уровень рентабельности, %,П – прибыль от реализации продукции, рублей,
С – себестоимость продукции, рублей.
Анализ доходности хозяйствующего субъекта приведенный в таблице 11 показывает, что за отчетный период выручка от реализации продукции снизилась на -1400412,00 тыс. рублей темп снижения составил 77,44%.
Таблица 11- Анализ доходности хозяйствующего субъекта
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонения | |
Абсолют-ное |
%,
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от реализации продукции, тысяч рублей |
6208835,00 |
4808423,00 |
-1400412,00 |
77,44 |
Себестоимость продукции: тысяч рублей |
3017668,00 |
2610530,00 |
-407138,00 |
86,51 |
в процентах к выручке |
48,60 |
54,29 |
5,69 |
111,70 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2922133,00 |
1991340,00 |
-930793,00 |
68,15 |
Уровень рентабельности, % |
96,83 |
76,28 |
-20,55 |
78,77 |
Прибыль от реализации продукции, в % к выручке |
47,06 |
41,41 |
-5,65 |
87,99 |
Прочие доходы и расходы, тыс.руб |
-146379,00 |
-230096,00 |
-83717,00 |
157,19 |
проценты к получению |
15989,00 |
237,00 |
-15752,00 |
1,48 |
проценты к уплате |
162368,00 |
230333,00 |
+67965,00 |
141,86 |
Прочие доходы |
93477,00 |
220951,00 |
+127474,00 |
236,37 |
Прочие расходы |
138850,00 |
174137,00 |
35287,00 |
125,41 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб |
2730381,00 |
1808058,00 |
-922323,00 |
66,22 |
Налоги и прочие платежи выплачиваемые из прибыли, тыс.руб |
731130,00 |
554138,00 |
-176992,00 |
75,79 |
Чистая прибыль, тысяч рублей |
1999251,00 |
1253920,00 |
-745331,00 |
62,72 |
Наблюдается также снижение себестоимости работ (оказанных услуг) на -407138,00 тыс. рублей темп снижения составил 87%, что в процентах к выручке составляет 5,69 пункта. Снижение выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) привело к тому, что прибыль (убыток) от продаж также снизилась на -930793,00тыс. рублей темп снижения 68%. соответственно относительный показатель рентабельности, показывающий соотношение прибыли и затрат, снизился на -21 пункт – темп снижения составил 79%. Это объясняется общим снижением выручки от продажи продукции (работ, услуг) и непропорциональном,(в меньшей степени) снижении себестоимости.
За анализируемый период уменьшилась прибыль до налогообложения на -922323,00 тыс. рублей темп снижения составил 66% %; Аналогично чистая прибыль также сократилась на -745331,00 тыс. рублей или на -37%.
Показатели доходности предприятия приведены на рисунке 11 (Приложение 24).
Проследим влияние факторов на результативные показатели (по данным таблицы 11)
1) Снижение выручки от реализации продукции на -1400412,00 тыс. рублей уменьшило прибыль на:
= -659033,8872тыс. руб.
2) Рост уровня себестоимости в процентах к выручке на +5,69 пункта повысило сумму затрат на:
= +273599,2687 тыс. руб.,
что соответственно снизило сумму прибыли на -273599,2687 тыс. руб.
Итого по прибыли от реализации продукции:
-659033,8872 -273599,2687 = -932633,1559 тыс. руб.
3) Снижение прибыли от прочих доходов и расходов на -83717,00 тыс. руб. снизило прибыль до налогообложения на -83717,00 тыс. руб.
4) Рост прочих доходов на +127474,00 тыс. руб. повысил прибыль на +127474,00 тыс. руб.
5) Рост прочих расходов на 35287,00 тыс. руб. снизило сумму прибыли на -35287,00тыс. руб.
6) Итого по прибыли до налогообложения:
-932633,1559 + (-83717,00) +127474,00 + (-35287,00) = +922323,1559
Снижение суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, на -176992,00 тыс. руб. увеличило сумму чистой прибыли на +176992,00 тыс. руб.
Итого по чистой прибыли:
-922323,1559+176992,00 = -745331,1559 тыс. руб.
Отрицательным результатом работы предприятия является снижение уровня рентабельности по сравнению с прошлым годом с 96,83 % до 76,28 %. Это означает, что предприятие получило прибыли на каждый рубль затрат производства продукции (работ, услуг) меньше по сравнению с прошлым годом примерно на 20 копеек.
Таким образом, величина упущенной выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) составила по сравнению с прошлым годом.
= -536463,915 тыс. руб.
Снижение уровня рентабельности предприятия произошло за счет снижения выручки от производства продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и роста уровня себестоимости продукции [49, 234-239;].
Одним из основных факторов, влияющих на прибыль организации, является себестоимость продукции (работ, товаров, услуг).
Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия