Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана,учёта,отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Работа содержит 1 файл

финансово-экономический анализrd (4).docx

— 102.07 Кб (Скачать)

Кроме абсолютных показателей, характеризующих результативность финансово-хозяйственной деятельности, существует ряд относительных показателей. определяющих уровень доходности. К  ним относится показатель рентабельности, который позволяет дать характеристику эффективности работы предприятия  в целом и доходности различных  направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Показатели рентабельности наиболее полно, чем прибыль, характеризуют окончательные  результаты хозяйствования, потому что  их величина показывает соотношение  эффекта с наличными или потребленными  ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия  и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели, характеризующие  прибыльность и рентабельность СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» приведены в таблице 7.

Таблица7- Анализ основных показателей  прибыльности (рентабельности) СП «Энергосбыт» за период 2005-2006 гг.

Показатели рентабельности

Значения показателя (в копейках)

Изменение, коп. (гр.2 - гр.3)

за отчетный период 2006 г.

за аналогичный период прошлого года

1. Величина прибыли от продаж  на каждый рубль, вложенный  в производство и реализацию  продукции (работ, услуг)

70,7

50,3

+20,4

2. Величина прибыли от продаж  в каждом рубле выручки от  реализации (рентабельность продаж)

41,4

33,5

+7,9

3. Величина прибыли до налогообложения  на рубль всех расходов организации

41

15

+26


В течение анализируемого периода организация получила прибыль, как от продаж, так и в целом  от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные  значения всех трех представленных в  таблице показателей рентабельности.

Рентабельность продаж в  отчетном периоде составила 41,4%. Более  того, имеет место рост рентабельности обычных видов деятельности по сравнению  с аналогичным периодом 2005 г. (+7,9%).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли  до налогообложения к совокупным расходам организации, составил 41%.

То есть с каждого рубля, израсходованного в течение анализируемого периода (2006 г.) в рамках финансово-хозяйственной  деятельности СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» , было получено 41 коп. прибыли. За аналогичный  период 2005 г. также была получена прибыль, но на 26 коп. с рубля меньше, чем  в 2006 г.

Таблица8-Анализ рентабельности использования вложенного в предпринимательскую  деятельность капитала в 2006 году.

Показатель рентабельности

Значение показателя в отчетном периоде, %

Расчет показателя

Рентабельность производственных фондов

67,6

Отношение прибыли от продаж к среднегодовой  стоимости основных средств и  материально-производственных запасов

Рентабельность активов (ROA)

31,7

Отношение чистой прибыли к среднегодовой  стоимости активов

Рентабельность собственного капитала (ROE)

70,3

Отношение чистой прибыли к среднегодовой  величине собственного капитала


 

За 2006 г. каждый рубль, вложенный  организацией в основные фонды и  материально-производственные запасы, обеспечил 0,68 руб. прибыли от продаж

Таблица 9-Анализ рентабельности использования вложенного в предпринимательскую  деятельность капитала в 2007году

Показатель рентабельности

Значение показателя в отчетном периоде, %

Расчет показателя

Рентабельность производственных фондов

86,9

Отношение прибыли от продаж к среднегодовой  стоимости основных средств и  материально-производственных запасов

Рентабельность активов (ROA)

37,6

Отношение чистой прибыли к среднегодовой  стоимости активов

Рентабельность собственного капитала (ROE)

57,6

Отношение чистой прибыли к среднегодовой  величине собственного капитала


В течение анализируемого периода каждый рубль, вложенный  организацией в основные фонды и  материально-производственные запасы, принес 0,87 руб. прибыли от продаж.

Таблица10-Анализ основных показателей  прибыльности (рентабельности) СП «Энергосбыт» за период 2006-2007 гг.

Показатели рентабельности

Значения показателя (в копейках)

Изменение, коп. (гр.2 - гр.3)

за отчетный период 2006 г.

за аналогичный период прошлого года

1. Величина прибыли от продаж  на каждый рубль, вложенный  в производство и реализацию  продукции (работ, услуг)

88,9

70,7

+18,2

2. Величина прибыли от продаж  в каждом рубле выручки от  реализации (рентабельность продаж)

47,1

41,4

+5,7

3. Величина прибыли до налогообложения  на рубль всех расходов организации

56,1

41

+15,1


 

За анализируемый период организация получила прибыль, как  от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные  значения всех трех представленных в  таблице 9,10 показателей рентабельности. Прибыль от продаж в отчетном периоде  составляет 47,1% от полученной выручки. При этом имеет место рост рентабельности продаж по сравнению с аналогичным  периодом 2006 г. (+5,7%).

Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения  к совокупным расходам организации, составила 56,1%. Это значит, что с  каждого рубля, израсходованного в  течение анализируемого периода  в рамках финансово-хозяйственной  деятельности СП «Энергосбыт», было получено 56,1 коп. прибыли. За аналогичный период 2006 г. также была получена прибыль, но на 15,1 коп. с рубля меньше, чем  в 2007 г.

Таким образом, анализ основных показателей прибыльности за анализируемый  период свидетельствует о существенном увеличении показателей рентабельности за счет роста прибыли и снижения затрат. Анализ показателей рентабельности в графическом виде представлен  на рисунке 10 (Приложение 23).

3. Рекомендации по улучшению  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия СП «Энергосбыт»

3.1.Определение факторов  влияния на величину прибыли  от продаж и чистую прибыль  предприятия, анализ себестоимости  предприятия

На величину прибыли предприятия  оказывают влияние разные факторы. По сути, все они воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Одни из них оказывают  прямое влияние, и их воздействие  можно довольно точно определить с помощью методов факторного анализа, а другие – оказывают  косвенное влияние, через какие-либо показатели, - в этом случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности  или вообще невозможно.

Все факторы, влияющие на прибыль, можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние  факторы, не зависящие от деятельности предприятия включают в себя: состояние  рынка; цены и тарифы на топливо, энергию; нормы амортизации; система налогообложения; нарушение дисциплины со стороны  деловых партнеров; благоприятные  или неблагоприятные социальные и другие условия; объем и качество природных ресурсов, представленных обществом.

Внутренние факторы, зависящие  от деятельности предприятия: объем  и качество проданной продукции, товаров; политика ценообразования  на предприятии; уровень себестоимости  и других затрат; качество менеджмента  разных уровней; уровень образования  и квалификация кадров; технический  уровень производственных фондов; материальное положение и экономическая заинтересованность работников.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными  и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – сумма прибыли (доходов). Относительный показатель – уровень рентабельности.

Рентабельность - один из основных показателей эффективности производства.

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового  процесса. Ее величина измеряется уровнем  рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных  с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции  к себестоимости продукции:

, (4)

 

Где Р – уровень рентабельности, %,П – прибыль от реализации продукции, рублей,

С – себестоимость продукции, рублей.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта приведенный в таблице 11 показывает, что за отчетный период выручка от реализации продукции  снизилась на -1400412,00 тыс. рублей темп снижения составил 77,44%.

Таблица 11- Анализ доходности хозяйствующего субъекта

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения

Абсолют-ное

%,

1

2

3

4

5

Выручка от реализации продукции, тысяч  рублей

6208835,00

4808423,00

-1400412,00

77,44

Себестоимость продукции:

тысяч рублей

3017668,00

2610530,00

-407138,00

86,51

в процентах к выручке

48,60

54,29

5,69

111,70

Прибыль (убыток) от продаж

2922133,00

1991340,00

-930793,00

68,15

Уровень рентабельности, %

96,83

76,28

-20,55

78,77

Прибыль от реализации продукции, в % к  выручке

47,06

41,41

-5,65

87,99

Прочие доходы и расходы, тыс.руб

-146379,00

-230096,00

-83717,00

157,19

проценты к получению

15989,00

237,00

-15752,00

1,48

проценты к уплате

162368,00

230333,00

+67965,00

141,86

Прочие доходы

93477,00

220951,00

+127474,00

236,37

Прочие расходы

138850,00

174137,00

35287,00

125,41

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.руб

2730381,00

1808058,00

-922323,00

66,22

Налоги и прочие платежи выплачиваемые  из прибыли, тыс.руб

731130,00

554138,00

-176992,00

75,79

Чистая прибыль, тысяч рублей

1999251,00

1253920,00

-745331,00

62,72


Наблюдается также снижение себестоимости работ (оказанных  услуг) на -407138,00 тыс. рублей темп снижения составил 87%, что в процентах к  выручке составляет 5,69 пункта. Снижение выручки от реализации продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) привело  к тому, что прибыль (убыток) от продаж также снизилась на -930793,00тыс. рублей темп снижения 68%. соответственно относительный  показатель рентабельности, показывающий соотношение прибыли и затрат, снизился на -21 пункт – темп снижения составил 79%. Это объясняется общим  снижением выручки от продажи  продукции (работ, услуг) и непропорциональном,(в  меньшей степени) снижении себестоимости.

За анализируемый период уменьшилась прибыль до налогообложения  на -922323,00 тыс. рублей темп снижения составил 66% %; Аналогично чистая прибыль также  сократилась на -745331,00 тыс. рублей или  на -37%.

Показатели доходности предприятия  приведены на рисунке 11 (Приложение 24).

Проследим влияние факторов на результативные показатели (по данным таблицы 11)

1)  Снижение выручки от реализации продукции на -1400412,00 тыс. рублей уменьшило прибыль на:

= -659033,8872тыс. руб.

2)  Рост уровня себестоимости в процентах к выручке на +5,69 пункта повысило сумму затрат на:

= +273599,2687 тыс. руб.,

что соответственно снизило  сумму прибыли на -273599,2687 тыс. руб.

Итого по прибыли от реализации продукции:

 

-659033,8872 -273599,2687 = -932633,1559 тыс.  руб.

3)  Снижение прибыли от прочих доходов и расходов на -83717,00 тыс. руб. снизило прибыль до налогообложения на -83717,00 тыс. руб.

4)  Рост прочих доходов на +127474,00 тыс. руб. повысил прибыль на +127474,00 тыс. руб.

5)  Рост прочих расходов на 35287,00 тыс. руб. снизило сумму прибыли на -35287,00тыс. руб.

6)  Итого по прибыли до налогообложения:

-932633,1559 + (-83717,00) +127474,00 + (-35287,00) = +922323,1559

Снижение суммы налогов, уплачиваемых из прибыли, на -176992,00 тыс. руб. увеличило сумму чистой прибыли  на +176992,00 тыс. руб.

Итого по чистой прибыли:

-922323,1559+176992,00 = -745331,1559 тыс.  руб.

Отрицательным результатом  работы предприятия является снижение уровня рентабельности по сравнению  с прошлым годом с 96,83 % до 76,28 %. Это означает, что предприятие  получило прибыли на каждый рубль  затрат производства продукции (работ, услуг) меньше по сравнению с прошлым  годом примерно на 20 копеек.

Таким образом, величина упущенной  выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) составила по сравнению с прошлым  годом.

 = -536463,915 тыс. руб.

 

Снижение уровня рентабельности предприятия произошло за счет снижения выручки от производства продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и роста уровня себестоимости  продукции [49, 234-239;].

Одним из основных факторов, влияющих на прибыль организации, является себестоимость продукции (работ, товаров, услуг).

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия