Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана,учёта,отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Работа содержит 1 файл

финансово-экономический анализrd (4).docx

— 102.07 Кб (Скачать)

Если некоторые разновидности  продукции соответствуют общим  потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов  продукции можно получить, используя  условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается  в качестве единого измерителя, а  другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов  пересчета.

Когда на уровне предприятия  или отрасли обобщаются учетные  данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К  ним, например, относятся: цена единицы  продукции; выручка от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

Следует также отметить, что  абсолютные показатели получают или  непосредственным подсчетом собранных  данных, или расчетным путем.

Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница между двумя абсолютными  одноименными показателями:

±ΔП = П– П(1)

Где П– значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П– значение абсолютного показателя в базисном периоде, ΔП – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

2) Относительная величина  вычисляется как отношение фактического  значения показателя к базе  сравнения, т.е. путем деления  одной величины на: другую. Относительная  величина исчисляется в долях  единицы, коэффициентах.

Сопоставлять можно одноименные  показатели, относящиеся к различным  периодам, различным объектам или  разным территориям. Результат такого сопоставления представлен:

- коэффициентом (база сравнения  принята за единицу) или

- выражен в процентах  и показывает, во сколько раз  или на сколько

процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Результатом соотношения  одноименных показателей могут  быть следующие относительные показатели.

а) Относительные величины динамики, которые характеризуют  изменение процесса во времени, и  показывают, во сколько раз увеличился (уменьшился) уровень изучаемого показателя по сравнению с предыдущим периодом времени.

б) Относительные величины координации отражают соотношение  между частями одного целого. К  таким величинам относятся, например, соотношение между величиной  заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и  административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные  величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходятся на 100 или 1000 единиц другой части.

в) Относительные величины наглядно характеризуют результат  сопоставления одноименных показателей, относящихся к одному и тому же периоду времени, но и к разным объектам или территориям. Эти относительные  величины используются для сравнительной  оценки результатов деятельности отдельных  предприятий отрасли или для  оценки уровня развития разных регионов. Исчисляются они либо в процентах, либо в долях единицы, показывающих, во сколько раз одна из сравниваемых величин больше (меньше) другой.

г) Относительные величины интенсивности в их числе можно  назвать такие важные коэффициенты, отражающие качественную сторону деятельности предприятия или организации, как  финансовые коэффициенты деловой активности, фондоотдачу, фондовооруженность, материалоотдачу, доходность того или иного вида деятельности и пр.

Таким образом, относительные  величины – это один из важнейших  способов обобщения и анализа  экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит  за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.

3) Метод средних величин  используется для обобщения данных. Средняя величина – это показатель  «середины» или «центра» исследуемых  данных. Она является обобщающей  характеристикой изучаемого признака  в анализируемой совокупности  данных и отражает типичный  уровень места и времени.

4) Метод сравнения –  самый древний, логический метод  анализа. Вопрос сравнения решается  по принципу «лучше или хуже»,  «больше или меньше». Это во  многом обусловлено особенностями  психологии человека, который сравнивает  объекты парами. При сравнении  пользуются разными приемами, например  шкалами.

5) Вертикальный анализ  – представление финансового  отчета в виде относительных  показателей. Такое представление  позволяет увидеть удельный вес  каждой статьи баланса в его  общем итоге. Обязательным элементам  анализа является динамические  ряды этих величин, посредством  которых можно отслеживать и  прогнозировать структурные изменения  в составе активов и их источников  покрытия.

Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального  анализа:

- переход к относительным  показателям позволяет проводить  сравнительный анализ предприятий  с учетом отраслевой специфики  и других характеристик;

- относительные показатели  сглаживают негативное влияние  инфляционных процессов, которые  существенно искажают абсолютные  показатели финансовой отчетности  и тем самым затрудняют их  сопоставление в динамике.

6) Горизонтальный анализ  баланса заключается в построении  одной или нескольких аналитических  таблиц, в которых абсолютные  балансовые показатели дополняются  относительными темпами роста  (снижения). Степень агрегирования  показателей определяет аналитик. Как правило, берут базисные  темпы роста за ряд лет (смежных  периодов), что позволяет анализировать  изменение отдельных балансовых  статей, а также прогнозировать  их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить  аналитические таблицы, характеризующие  как структуру отчетности финансовой формы, так и динамику отдельных  ее показателей.

7) Трендовый анализ –  часть перспективного анализа,  необходим в управлении для  финансового прогнозирования. Тренд  – это путь развития. Тренд  определяется на основе анализа  временных рядов следующим образом:  строится график возможного развития  основных показателей организации,  определяется среднегодовой темп  прироста и рассчитывается прогнозное  значение показателя. Это самый  простой способ финансового прогнозирования.  Сейчас на уровне отдельной  организации расчетным периодом  времени является месяц или  квартал. Анализ временных рядов  позволяет решать следующие задачи:

- изучить структуру временного  ряда, включающую тренд – закономерные  изменения среднего уровня параметров, а также случайные колебания;

- изучить причинно-следственные  взаимосвязи между процессами;

- построить математическую  модель временного ряда.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением  математической модели тренда и с  прогнозированием на этой основе будущих  значений ряда. Анализ тренда выполняют  путем построения модели простой  линейной или нелинейной регрессии.

8) Факторный анализ –  это методика комплексного и  системного изучения и измерения  воздействия факторов на величину  результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

- функциональный и вероятностный,

- прямой (дедуктивный) и  обратный (индуктивный),

- одноступенчатый и многоступенчатый,

- статический и динамический,

- пространственный и временной,

- ретроспективный и перспективный.

Основными этапами факторного анализа являются:

Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели:

- классификация и систематизация  их с целью обеспечения возможностей  системного подхода.

- определение формы зависимости  между факторами и результативными  показателями.

- моделирование взаимосвязей  между результативным показателем  и факторами.

- расчет влияния факторов  и оценка роли каждого из  них в изменении величины результативного  показателя.

- работа с факторной  моделью (практическое ее использование  для управления экономическими  процессами).

Создать факторную систему  – это, значит, представить изучаемое  явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится  с ним в функциональной зависимости.

9) Финансовые коэффициенты  применяются для анализа финансового  состояния предприятия и представляют  собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых  отчетов, главным образом по  данным отчетного баланса и  отчета о прибылях и убытках.

Применение финансовых коэффициентов  зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятия, оцениваемых обычно годовым объемом  продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может  влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.

Для расчета финансовых коэффициентов, финансовые отчеты предприятия должны быть приведены в определенную аналитиком форму, называемой аналитической.

Критерии оценки финансового  состояния предприятия с помощью  финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы:

- платежеспособность;

- прибыльность, или рентабельность;

- эффективность использования  активов;

- финансовая (рыночная) устойчивость;

- деловая активность.

Для измерения перечисленных  характеристик в практике анализа  используют множество финансовых коэффициентов. Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.

Преимущества метода коэффициентов:

- возможность получить  информацию, представляющую интерес  для всех категорий пользователей

- простота и оперативность  расчета;

- возможность выявить  тенденции в изменении финансового  положения предприятия;

- возможность оценить  финансовое состояние исследуемого  предприятия относительно других  аналогичных предприятий;

- устранение искажающего  влияния инфляции.

10) Экспертные методы используются  в тех случаях, когда не подходят  инструментальные и при измерениях  нельзя опереться на физические  явления или они пока очень  сложны. Экспертные методы основываются  на интуиции, в них преобладают  субъективные начала. Примером использования  экспертного метода может служить  экспертная оценка стоимости  недвижимости.

Сложность объектов экономических  измерений способствовала широкому распространению экспертных оценок в качестве метода измерения.

Выделяют два уровня использования  экспертных оценок: качественный и  количественный. Применение экспертных оценок в тех областях, где могут  быть использованы инструментальные средства и информационные технологии, нередко  обусловлено неумением правильно  ими, пользоваться.

Причинно-следственный анализ, результатом которого является оценка, неразрывно связан с личностью эксперта; другой эксперт, поставленный перед  такой же проблемой, может прийти к другим оценкам. Оценки сложных  объектов должны выполняться экспертами высокой квалификации. Оценки «средних»  экспертов обычно основаны на традиционных, привычных представлениях. В сложных  случаях они могу оказаться ошибочными.

Уменьшить риск субъективности суждения можно, если обратиться к группе экспертов, которые могут обсуждать  и согласовывать свои оценки.

11) Метод детализации представляет  собой один из наиболее распространенных  приемов анализа во многих  областях науки, в том числе  и в анализе финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов.  При сочетании с другими приемами  детализация позволяет все сторонне  оценить исследуемые явления  и вскрыть причины создавшегося  положения. В зависимости от сложности, описывающие его показатели, расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центром ответственности или составным частям.

12) Метод построения дерева  решений входит в систему методов  ситуационного анализа и используется  в случаях, когда прогнозируемая  ситуация может быть структурирована  таким образом, что выделяются  ключевые моменты, в которых  либо нужно принимать решение  с определенной вероятностью (роль  аналитика или менеджера активна), либо так же определенной вероятностью  наступает некоторое событие  (роль аналитика или менеджера  пассивна, однако значимы некоторые  независящие от его действий  обстоятельства). Именно для формализованного  описания подобных ситуаций и  используется так называемый  метод построения дерева решений.

1.3 Финансовая отчетность, как информационно-правовая база  для анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

Анализ финансовой отчетности выступает инструментом для выявления  проблем управления финансово-хозяйственной  деятельностью, для выбора направлений  инвестирования капитала и прогнозирования  отдельных показателей.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и  др.)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой  анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, потому что  в классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ используется для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служит для оценки деятельности руководства  организации; может использоваться для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных  показателей и финансовой деятельности в целом.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия