Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана,учёта,отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.

Работа содержит 1 файл

финансово-экономический анализrd (4).docx

— 102.07 Кб (Скачать)

На конец анализируемого периода (2007 год) из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов  по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются  все, кроме одного. У «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» достаточно денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений (высоколиквидных активов) для погашения  наиболее срочных обязательств (больше на 85,6%). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов  по степени ликвидности, краткосрочной  дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочных кредитов и займов). В данном случае, краткосрочная дебиторская задолженность покрывает среднесрочные обязательства «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» только лишь на 50%. Однако следует учесть, что это стало следствием неоправданного завышения величины высоколиквидных активов – их величины достаточно не только для покрытия наиболее срочных обязательств, но и хватает в совокупности с быстрореализуемыми активами для покрытия среднесрочных обязательств.

Для анализа платежеспособности предприятия, то есть способности его  платить, по своим обязательствам рассчитываются финансовые коэффициенты платежеспособности. Они рассчитываются парами (на начало не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно по динамике (увеличению или снижению значения).

Исходя из данных баланса (Приложение 1, 2) в анализируемой  организации коэффициенты, характеризующие  платежеспособность, имеют значения, приведенные в таблице (Приложение 11).

Таблица 3-Алгоритм определения  платежеспособности предприятия СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД»

Наименование показателей

Нормальное ограничение

1

2

1.Коэффициент текущей ликвидности

Отношение текущих активов к краткосрочным  обязательствам. Рекомендуемое значение: >2,0

2. Коэффициент быстрой (промежуточной)  ликвидности

Отношение ликвидных активов к  краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое  значение: >1,0

3.Коэффициент абсолютной ликвидности

Отношение высоколиквидных активов  к краткосрочным обязательствам. Рекомендуемое значение: >0,2

4.Коэффициент обеспеченности собственными  средствами

L7≥0,1 (чем больше, тем лучше)

5. Коэффициент восстановления платежеспособности

не менее 1


Как видно из таблицы (Приложение 11) - «Анализ платежеспособности предприятия  «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД», за анализируемый  период наблюдается положительная  тенденция увеличения финансовых коэффициентов  платежеспособности. На последний день анализируемого периода (31.12.2005 г.) коэффициент  текущей (общей) ликвидности не укладывается в норму (0,73 против нормативного значения 2,0 и более). Более того, следует  отметить отрицательную динамику показателя – за анализируемый период коэффициент  снизился на -0,66.

Значение коэффициента быстрой  ликвидности (0,25) тоже оказалось ниже допустимого. Это свидетельствует  о недостаточности у «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые  можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной  кредиторской задолженности.

При норме 0,2 и более значение коэффициента абсолютной ликвидности  составило 0,05. Несмотря на это следует  отметить положительную динамику –  за анализируемый период коэффициент  вырос на 0,02.

Коэффициент восстановления платежеспособности служит для оценки перспективы восстановления организацией нормальной структуры баланса (платежеспособности) в течение полугода при сохранении имевшей место в анализируемом  периоде тенденции изменения  текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами. Значение коэффициента восстановления платежеспособности (0,37) указывает на отсутствие в ближайшее  время реальной возможности восстановить нормальную платежеспособность. При  этом необходимо отметить, что данные показатели неудовлетворительной структуры  баланса являются достаточно строгими, поэтому выводы на их основе следует  делать лишь в совокупности с другими  показателями финансового положения  организации.

Причиной неудовлетворительности показателей ликвидности и платежеспособности является финансирование внеоборотных активов за счет краткосрочных пассивов, срок погашения которых наступает  быстрее, чем можно получить отдачу от произведенных инвестиций.

На 31.12.2006 г. при норме 2,0 и  более коэффициент текущей (общей) ликвидности имеет значение 1,88. При  этом следует отметить имевшую место  положительную динамику – за 2006 г. коэффициент вырос на 0,92.

Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности соответствует  норме – 1,29 при норме 1,0 и более). Это говорит о наличии у  «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» ликвидных  активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.

Соответствующим норме, как  и два другие коэффициента, оказался коэффициент абсолютной ликвидности (0,85 при норме 0,2 и более). При этом в течение рассматриваемого периода  коэффициент вырос на 0,79.

Значение коэффициента восстановления платежеспособности (1,17) указывает  на реальную возможность восстановления в ближайшее время показателей  платежеспособности до нормативных.

Оценка финансового состояния  организации будет неполной без  анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние  пассивов с состоянием активов. Это дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов.

Финансовая устойчивость – характеристика стабильности финансового  положения предприятия, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых им финансовых средств. Оценка уровня финансовой устойчивости предприятия осуществляется с использованием обширной системы  показателей.

Далее проведем анализ финансовой устойчивости предприятия, задачами которого является оценка степени независимости  от заемных источников финансирования. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация  независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень  этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной  деятельности. Показатели, которые  характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность  измерить, достаточно ли устойчива  анализируемая организация в  финансовом отношении.

Структура капитала – один из важнейших показателей оценки финансового состояния предприятия, характеризующий соотношение суммы  собственного и заемного используемого  капитала. Этот показатель применяется  при определении уровня финансовой устойчивости предприятия, при управлении эффектом финансового рычага, при  расчете средневзвешенной стоимости  капитала и в других случаях.

Целевая финансовая структура  капитала – один из внутренних финансовых нормативов предприятия, в соответствии с которым формируется соотношение  собственного и заемного капитала на предстоящий период.

Оптимизация структуры капитала – процесс определения соотношения  использования собственного и заемного капитала, при котором обеспечиваются оптимальные пропорции между  уровнем рентабельности собственного капитала и уровнем финансовой устойчивости, то есть максимизируется рыночная стоимость  предприятия.

Необходимо определить, какие  абсолютные показатели отражают сущность устойчивости финансового состояния. Решение этой задачи связано с  балансовой моделью, из которой исходит  анализ.

Долгосрочные пассивы (кредиты  и займы) и собственный капитал  направляются преимущественно на приобретение основных средств, на капитальные вложения и другие внеоборотные активы. Для  того чтобы выполнялось условие  платежеспособности, необходимо, чтобы  денежные средства и средства в расчетах, а также материальные оборотные  активы покрывали краткосрочные  пассивы.

Следует соблюдать следующее  соотношение:

Оборотные активы < (собственный  капитал * 2 – Внеоборотные активы) (3)

Анализ абсолютных и относительных  показателей финансовой устойчивости предприятия СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги – филиал ОАО «РЖД»  приведен в таблице 4 и в (Приложении 12).

Таблица 4-Анализ относительных  показателей финансовой устойчивости предприятия СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги

Наименование показателей

Алгоритм расчета

Нормальное ограничение

на 2005 год

на 2006 год

на 2007 год

 
 

1

2

3

4

5

6

 

Собственный капитал

КиР

 

12137,00

33681,00

106822

 

Валюта баланса

ВБ

 

37432,00

93652,00

178560

 

Долгосрочные обязательства

ДО

 

0,00

9,00

98

 

Краткосрочные обязательства

КО

 

25295,00

59962,00

71640

 

Внеоборотные активы

ВА

 

2742,00

34865,00

7510

 

Оборотные активы

ОА

 

34690,00

58787,00

10345

 

Коэффициент автономии

Кавт.=КиР/ВБ

U3 ≥ 0,4÷0,6

0,33

0,56

0,72

 

Коэффициент финансирования

Кз=КиР/(ДО+КО)

U4 ≥ 0,7; opt. ≈ 1,5

0,48

0,56

1,5

 

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала.

Нормальное значение в мировой  практике: ок. 0,9; критическое – <0,75.

0,27

-0,02

9,6

 

Коэффициент инвестирования

Кинв.=КиР/ВА

≥ 1

0,49

0,95

1,49

 

Коэффициент капитализации

Ккап.=(ДО+КО)/КиР

не выше 1,5

2,10

0,78

0,39

 

Коэффициент

финансовой устойчивости

Кф.у.=(КиР+ДО)/ВБ

U5 ≥ 0,6

0,75

0,36

0,6

 

Коэффициент автономии организации  по итогам декабря 2005 г. составил 0,56. Полученное значение говорит о том, что доля собственного капитала СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» составляет 56% в общем  капитале организации, полностью соответствуя общепринятому критерию (>50%). Коэффициент  автономии организации за 2007 год  составил 0,72.

Полученное значение говорит  о слишком осторожном отношении  СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» к привлечению  заемных денежных средств (собственный  капитал составляет 72% в общем  капитале организации).

Значение коэффициента покрытия инвестиций в 2006 году равно 0,57, что значительно  ниже общепринятого в мировой  практике значения. Значение коэффициента покрытия инвестиций за 2007 год составило 0,73, что ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» составляет только 73%).

Коэффициент маневренности  собственного капитала показывает, какая  часть собственных средств организации  находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Значение коэффициента маневренности  собственного капитала на конец декабря 2006 г. составило -0,04. Отрицательная величина указывает на отсутствие у СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» собственного капитала, что крайне негативно характеризует  положение организации. Значение коэффициента маневренности собственного капитала на конец 2007 г. составило 0,33. Считается, что оптимальный диапазон значений коэффициента 0,5-0,6. Однако на практике норматив для этого показателя не определен, поскольку сильно зависит  от сферы деятельности организации.

В 2006 году значение коэффициента обеспеченности материально-производственных запасов собственными оборотными средствами (-0,11) показывает, что материально-производственные запасы фактически приобретены за счет заемных средств, поскольку у  СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» нет  предназначенных для этих целей  собственных оборотных средств. Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов в 2007 году (1,6) соответствует норме, т. е. материально-производственные запасы в достаточной степени  обеспечены собственными оборотными средствами СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» .

По коэффициенту краткосрочной  задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности  СП «Энергосбыт» Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО «РЖД» значительно  превосходит величину долгосрочной задолженности (98% и 2% соответственно). При этом за 2006 год доля долгосрочной задолженности уменьшилась на 62%.

При этом в 2007 году доля долгосрочной задолженности фактически не изменилась. Данный анализ коэффициентов устойчивости представлен на рисунках 7,8 (Приложение 21,22).

Эффективность производственно-хозяйственной  деятельности измеряется показателями оборачиваемости или деловой  активности. Финансовое состояние предприятия  напрямую зависит от того, насколько  быстро средства, вложенные в активы, превращаются, в реальные деньги. Ускорение  оборачиваемости оборотных средств  уменьшает потребность в них, меньше требуется запасов сырья, материалов, топлива, что в свою очередь  ведет к сокращению потребности  в оборотном капитале, приросту объемов  продукции, а значит к увеличению получаемой прибыли и укреплению платежеспособности. Замедление оборачиваемости  требует привлечения дополнительных оборотных средств, что ведет  к дополнительной потребности в  оборотных средствах, следовательно, к ухудшению финансового состояния  предприятия.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия