Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение тарифной системы оплаты труда, раскрытие ее сущности, определение ее влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия, изучение опыта ее использования и раскрытия проблем ее применения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и назначение тарифной системы…………………………………..5
1.1 Понятие оплаты труда. Государственное регулирование оплаты труда 5
1.2 Тарифная система оплаты труда 11
1.3 Напрвление развития тарифной системы оплаты труда Республики Беларусь в условиях рыночной экономики 17
2. Исследование существующей практики организации оплаты труда персонала ОДО «Чистая обувь» 22
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….22
2.2 Анализ существующих систем оплаты труда персонала предприятия….
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложения (1-4) ………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 520.95 Кб (Скачать)

 

Таким образом, снижения повременной части фонда оплаты труда рабочих на 37 921,42 тыс. руб. произошла вследствие снижения численности рабочих,  на 2 506,44 тыс. руб. - сокращение продолжительности рабочего дня, рост данного показателя на 9 160,01 тыс. руб. объясняется ростом среднечасовой заработной платы, на 1 020,55 тыс. руб. – ростом отработанных дней. Данная ситуация свидетельствует о том, что за 2010 год наблюдался отток рабочей силы, возникновению внеплановых внутрисменных простоев, сверхурочно отработанного времени, выплат дополнительной заработной платы, например за работу в выходные и праздничные дни. Описанные тенденции в хозяйственной деятельности предприятия подтверждаются снижением выпуска продукции по сравнению с планов на 32 505 тыс. руб. 

Определим влияние численности  персонала и среднегодового заработка  на фонд оплаты труда служащих.

 

ФЗПсл = ЗПсл г * Чсл                                                                              (4.7)

ФЗПсл 0 = ЗПсл г0 * Чсл0 = 6 045,31 * 32 = 193 449,92 тыс. руб.

Δ ФЗПсл зп = (6 947,52 – 6 045,31) * 32 = + 28 870,72 тыс. руб.

Δ ФЗПсл ч =   6 947,52 * (25 - 32)  = - 48 632,64 тыс. руб.

ФЗПсл 1 = ЗПсл г1 * Чсл1 = 6 947,52 * 25 = 173 688 тыс. руб.

Δ ФЗПсл = ФЗПсл1  + ФЗПсл0 = 173 688 – 193 449,92 =

= - 19 761,92 тыс. руб.

Δ ФЗПсл = Δ ФЗПсл зп + Δ ФЗПсл ч = 28 870,72 – 48 632,64 =

= - 19 761,92 тыс. руб.

На предприятии снижение численности служащих привел к снижению фонда оплаты труда на 48 632,64 тыс. руб., а рост среднегодовой заработной платы увеличило фонд на 28 870,72 тыс. руб.

Таким образом, можно предположить, что за 2010 год была проведена политика повышения заработной платы служащих и специалистов, произведены дополнительные выплаты, стимулирующие материальную заинтересованность в результатах труда.

Для определения целесообразности проведения данных мероприятий необходимо проанализировать технико-экономические  показатели деятельности предприятия (табл. 4.3).

 

Таблица 4.3 – Технико-экономические  показатели деятельности ОДО «Чистая  обувь»

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

2009 год

2010 год

Темп роста

план

факт

к плану

к 2009 году

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем произведенной продукции в  текущих ценах отчетного периода

тыс. руб.

3754045

3738000

3705495

99,13

98,71

2

Выручка от реализации

тыс. руб.

3266021

4085000

3584679

87,75

109,75

3

Себестоимость произведенной продукции

тыс. руб.

2743183

3185185

2944537

92,44

107,34

               

4

Удельный вес выручки в стоимости  произведенной продукции

%

87

109,28

96,74

88,52

111,20

5

Рентабельность продаж

%

14,3

15,0

14,8

99

103,50

6

Прибыль от реализации продукции

тыс. руб.

879450

1059070

942159

88,96

107,13

7

Удельный вес продукции, поставляемой на экспорт

%

17,8

18,0

16,3

90

92

8

Освоение нового вида продукции

тыс. руб.

842761

850000

471631

55

56

9

Фонд заработной платы 

тыс. руб.

870593

990000

971625

98,14

11,60


Примечание –  Источник: собственная разработка по данным предприятия

Как видно из приведенных данных за рассматриваемый период 2009-2010 гг. предприятие осуществила сокращение производства на 1,29%. Однако наблюдается рост реализации произведенной продукции на 9,75%. Увеличение удельного веса выручки в стоимости произведенной продукции по сравнению с прошлым годом подтверждает тот факт, что предприятие стимулировала реализацию запасов готовой продукции на складах, которые скопились к концу 2009 года. Наблюдается так же сокращение количества продукции, поступающей на внешний рынок. Сократилось количество продукции освоенной за текущий год. Данный аспект деятельности может быть связан с сокращением средств, выделяемых руководством предприятия на освоение новых технологий и новых видов изделий. Затраты на производство продукции по сравнению с ростом объема производства выросли  на 7,34%, что свидетельствует об увеличении уровня затратоёмкости единицы продукции. Можно предположить, что причиной данного явления стало возникновению непредвиденных расходов.

Таким образом, по многим позициям предприятие  не выполнила плановые показатели, наблюдается ухудшение экономической  ситуации по сравнению с предыдущим годом.

На основании вышесказанного можно  сделать вывод о том, что существующая система оплаты труда не в полной мере отвечает потребностям предприятия  и зависит от результатов деятельности организации.

Для решения наиболее существенных вопросов совершенствования системы  оплаты труда необходимо руководителям  организации направить  усилия на:

  • разработку и внедрение системы балловой оценки деятельности каждого сотрудника;
  • увязывание заработной платы руководителей структурных подразделений с показателями хозяйственной деятельности предприятия;
  • разработку системы оплаты труда, позволяющей отказаться от фиксированного должностного оклада (ставки);
  • стимулирования сотрудников на конкурентную борьбу за распределение бюджетов по расходам предприятия;
  •   определение методов и способов стимулирование производительности труда сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изученного материала  можно определить, что тарифная система представляет собой совокупность ставок заработной платы (тарифных ставок, должностных окладов) и условий их применения. Тарифная система устанавливается в ходе переговорного процесса между работодателями и работниками и представляет собой согласованные на определенный период времени гарантированные условия оплаты за выполнение трудовых обязанностей (норм труда). Тарифная система обеспечивает дифференциацию ставок заработной платы в зависимости от сложности работ (квалификации работника), тяжести, вредности, опасности работ, выполняемых работником, интенсивности труда, значимости вида деятельности (сферы приложения труда).

Однако тарифная система оплаты труда не решает ряд вопросов:

  • определение зависимости заработной платы от конечных показателей деятельности предприятия;
  • стимулирование производительности труда за счет произведения дополнительных выплат;
  • определение руководителями отдачи каждого сотрудника и окупаемости затрат, направленных на его содержание.

Таким образом, в условиях рыночной экономики руководителям предприятиям целесообразно отступать от привычной  системы оплаты труда и разрабатывать  свои способы ее модернизации и совершенствования, учитывающие особенности производственного  процесса.

В данной работе был рассмотрен достаточно большой материал для раскрытия  понятия тарифной системы оплаты труда, определены основные направления  ее использования на примере формирования штатного расписания, а так же приведен практический пример использования  данной системы и произведен анализ ее эффективности.

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТИРЕТАРУРЫ

 

  1. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-3;
  2. Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29;
  3. Постановление Советов Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 № 1748;
  4. Постановление Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.04.2010 №60;
  5. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 №6;
  6. Абол Р.В. Тарифная система в СССР. // Управление персоналом: №19(125), 2005 г. – с. 36–41;
  7. Волгин Н.А. Волгина Н.Н. Оплата труда: японский опыт и российская практика: Учебное пособие. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. С.308–321;
  8. Злоказов Ю. Сколько сделал, столько получил. // Нормирование и оплата труда в промышленности: №7, 2006. – с. 14;
  9. Масленникова Л.А. Система оплаты труда: как сделать выбор. // Российский налоговый курьер №6 март, 2006. – с. 67––71;
  10. Малашенко В. Оплата труда: норматив фондообразования. // Человек и труд: №5, 2003. С.78–80;
  11. Одегов Ю., Федченко А. Роль государства в регулировании оплаты труда и доходов работников.// Нормирование и оплата труда в промышленности: №7, 2006. – с. 4–13;
  12. Потрубейко В. Новая система оплаты труда в компании. // Нормирование и оплата труда в промышленности: №7, 2006. – с. 15–19;
  13. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно-практическое пособие. М.: КНОРУС, 2005 г. С. 276–315;
  14. Разработка Положения об оплате труда. // Справочник экономиста: №2(32) февраль, 2006. –с. 108–115;
  15. Рыков С. Регулирование оплаты труда: региональный опыт. // Человек и труд: №5, 2003. С.81–83;
  16. Экономика труда: учебник. / под ред. Проф П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. М.: Юристъ, 2003. – с. 315–350.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21


Тарифные  разряды и тарифные коэффициенты руководителей организации

 

Списочная   
численность  
работающих   
(чел.)   

Тарифные разряды/Тарифные коэффициенты

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

3,72

3,98

4,26

4,56

4,88

5,22

5,59

5,98

6,40

6,85

7,33

7,84

До 20       

xxx

xxx

xxx

                 

21 – 100    

 

xxx

xxx

xxx

               

101 – 300   

   

xxx

xxx

xxx

             

301 – 600   

     

xxx

xxx

xxx

           

601 – 1200  

       

xxx

xxx

xxx

         

1201 – 2500 

         

xxx

xxx

xxx

       

2501 – 5000 

           

xxx

xxx

xxx

     

5001 – 10000

             

xxx

xxx

xxx

   

10001 – 15000

               

xxx

xxx

xxx

 

Свыше 15000 

                 

xxx

xxx

xxx


 

 

 

Приложение 3

Продолжение прилож. 3

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Продолжение прилож. 4

 

 

 

Продолжение прилож.4


Информация о работе Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования