Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:42, курсовая работа
Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения.
Введение
1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра бюджета и финансов ВЭД
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Теория финансов на тему: Налоговая система Республики Беларусь
Студентка ФФБД, 4-й курс, ДФЗ-2 П.А. Кожарская Руководитель ассистент Т.С. Торчила МИНСК 2010
РЕФЕРАТ Курсовая работа: с.51 , табл.7, источник 21, прил.4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ФУНКЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ, НАЛОГ, ВИДЫ НАЛОГОВ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА, НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА, СТАВКА НАЛОГА, ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА, АКЦИЗ, НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, МИНИСТЕРСТВО ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ. Объект исследования – налоговая система Республики Беларусь. Предмет исследования – функционирование системы налогообложения в Республике Беларусь. Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и определить направления её развития. В данной работе рассмотрена
сущность, принципы построения, а также
основные элементы налоговой системы
Республики Беларусь. Отражены важнейшие
нормативные документы и Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их автора.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 2. Виды налогов и сборов, взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь Заключение Список литературы Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г
ВВЕДЕНИЕ Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов. Налоги являются главной
статьёй бюджетных доходов Проблемам налоговой системы государства сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Актуальность работы в том, что налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Цель работы: определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе и выявить направления её развития. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи: охарактеризовать Белорусскую налоговую систему; отразить виды налогов, механизм их взимания и правовое регулирование; выявить проблемы функционирования налоговой системы и рассмотреть возможные пути их решения. В работе приведены такие понятия как налоги, таможенные пошлины, субъекты и объекты налогообложения, налоговая льгота и налоговая санкция, налоговое законодательство, налоговые органы. Приводится описание налогов, взимаемых на территории Республики Беларусь, их ставки, а также нормативно-правовое регулирование. Детально рассмотрены проблемы налоговой системы и анализируются возможные пути их решения. При написании работы были
использованы различные источники
информации, такие как: книги, учебные
пособия преимущественно
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30]. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства. Направленная на построение
социально ориентированной В дальнейшем система неоднократно
корректировалась с точки зрения
перечня налогов, размера ставок,
предоставления льгот. Существенные изменения
произошли в части внебюджетных
средств, большинство из которых
были объединены и преобразованы
в бюджетные фонды с В настоящее время в
республике практически создана
систематизированная С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [2,c.30]. В настоящее время в экономической литературе принято выделять следующие принципы построения налоговой системы. 1. Экономическая эффективность. Налоговая система не должна противоречить интересам стабильной и самовозрастающей экономики. 2. Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой. 3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство. 4. Определённость. Плательщики должны знать, какие, когда и на каких условиях они будут платить налоги в течение определённого периода времени в будущем. 5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам [3,c.40]. Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются: 1. Фискальная, суть которой
состоит в пополнении доходов
государства на различных 2. Распределительная, суть
которой состоит в 3. Регулирующая, суть которой
в активном воздействии 4. Контрольная, суть которой
состоит в наблюдении и Элементами налоговой системы являются · налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести: - виды налогов; - субъект налога; - предмет и объект - источники выплаты налоговых платежей; - ставка налога; - база налогообложения; - методы налогообложения; - налоговые льготы; - налоговый и отчетный периоды; - санкции; - порядок уплаты и сроки
перечисления налоговых · налоговое законодательство; · налоговые службы [5,c.38]. Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги). По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды). По принципам построения выделяют следующие налоги: · прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход; · регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход; · пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины). Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог. Юридические лица, подлежащие налогообложению: 1) юридические лица Республики Беларусь; 2) иностранные юридические
лица и международные 3) простые товарищества (участники
договора о совместной 4) хозяйственные группы. Физические лица, подлежащие налогообложению: 1) граждане Республики Беларусь; 2) граждане либо подданные иностранного государства; 3) лица без гражданства (подданства)». Объект налога - то, что подлежит налогообложению: · доход; · имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши); · передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.); · потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость); · ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары). Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды: · производственная деятельность; · коммерческая деятельность; · финансовая деятельность. Производственная деятельность
связана с производством Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг. Разновидностью Субъектами экономической
деятельности и носителями налогов
выступают предприятия и Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35]. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [7,c 60]. В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются: • твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра); • пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль); • прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой; • регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах. Начисление налогов может производиться двумя методами: · некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога; · кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [6,c.40]. Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство. Согласно Налоговому кодексу
«налоговыми льготами признаются предоставляемые
отдельным категориям плательщиков
предусмотренные налоговым • освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины); • дополнительных по отношению к учитываемым налогам при определении (исчислении) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины); • пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок; • в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные По налогам могут введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта; · установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; · понижение ставок налога, уменьшение его оклада; · предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога); · изъятие из налогообложения части объекта налога; · вычет из налогового платежа за расчетный период; · освобождение от отдельных видов налогов и ряд других. В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы: · общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога; · специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы. Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок; Социальные льготы, которые
имеют целью облегчить Экологические льготы, которые
создают условия для Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [5,c.45]. Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71]. Уплата налогов может осуществляться тремя способами: 1. по декларации (расчетам по налогам), когда налогоплательщик обязан в установленный срок представить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщик уплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальной проверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с данными бухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафные санкции; 2. по источникам дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику (дивиденды); 3. при помощи кадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии с установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам (земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли). В составе элементов налогового
регулирования экономики Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными законодательными актами. Санкции - мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства · административные санкции применяются к ответственным лицам (руководителям, бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки на налоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью; занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильного ведения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетов по налогам; · финансовые санкции применяются непосредственно к плательщикам (предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижение фактически полученных доходов или других объектов обложения; занятие запрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства [6,c.45]. Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя: · Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений. · Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения · Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь · Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36]. Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой. Общее управление налогами возложено
на высшие органы власти – парламент,
аппарат Президента, правительство.
Они определяют основные принципы налогообложения,
разрабатывают налоговую Оперативное управление процессом
налогообложения в Республике Беларусь
возложено на Министерство Финансов
и его органы на местах, Министерство
по налогам и сборам и его территориальные
инспекции, Комитет государственного
контроля, Государственный таможенный
комитет, которые действуют в
пределах своей компетенции в
соответствии с действующим Министерство по налогам
и сборам Республики Беларусь (МНС)
является республиканским органом
государственного управления, проводящим
государственную политику, осуществляющим
регулирование и управление в
сфере налогообложения и В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [8,c.56]. Таким образом, налоговая
система государства – · Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор; · Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом; · Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик; · Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога; · Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог; · Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др. Однако налоговую систему
составляют не только налоги. Для успешного
и бесперебойного функционирования
системы налогообложения Важным звеном налоговой
системы является также налоговое
законодательство, которой устанавливает
механизм уплаты налогов, сроки и
суммы выплат, определяет виды налогов,
субъектов, объекты налогообложения,
налоговые льготы. Важнейшим законодательным
актом в области 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ «В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги» - Бенджамин Франклин. В Республике Беларусь, как в унитарном государстве, взимаются общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. К общегосударственным налогам Республики Беларусь относят. Подоходный налог с физических лиц. Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года: · физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами; · физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ [9]. Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками: · от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь · от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь. К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся: · дивиденды и проценты, полученные от белорусской организации · страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от белорусской страховой организации · доходы, полученные от использования на территории Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности; · доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, · вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), · пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством; · доходы, полученные от использования любых транспортных средств [10]. Есть несколько видов
дохода, не облагаемого этим налогом
(стоимость путевок, за исключением
туристических, в санаторно-курортные
и оздоровительные учреждения, оплаченных
за счет средств социального Подоходный налог с физических лиц взимается по ставкам: · 12% - общая ставка · 9% -доходы, полученные: - физическими лицами от
резидентов Парка высоких - индивидуальными - физическими лицами, участвующими
в реализации бизнес-проекта в
сфере новых и высоких · 15% для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов. При определении налоговой
базы подоходного налога с физических
лиц учитываются все доходы плательщика,
полученные им как в денежной, так
и в натуральной формах. Налоговая
база подоходного налога с физических
лиц определяется отдельно по каждому
виду доходов, в отношении которых
установлены различные При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов: · в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц; · в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года; · в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности [9]. Налоговым периодом подоходного налога с физических лиц признается календарный год. Отчетным периодом подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей (частных нотариусов) признается календарный квартал [10]. Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы [9]. Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы [10]. Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям [9]. Ставка налога на прибыль: - 24% - для компаний Республики
Беларусь и иностранных - 12% - дивиденды - 10% - производство лазерно- - 5% - продажа информационных
технологий и услуг и услуг
по их разработке членами Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для: · организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 %(уплачивают налог по ставке 10%); · организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50% ) [9]. Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.Из облагаемой налогом прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. От налога на прибыль освобождаются: · организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды; · организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов [9]. Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Отчетным периодом налога на прибыль признается: · для национальных плательщиков– по их выбору календарный месяц или календарный квартал; · для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – календарный квартал. Сумма налога на прибыль исчисляется
плательщиками нарастающим Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство [9]. Объектом налогообложения признаются следующие доходы: - плата за перевозку, фрахт; - процентные (купонные) доходы
от долговых обязательств - доходы по кредитам, займам; - роялти; - дивиденды и приравненные к ним доходы; - доходы от реализации
на территории Республики - доходы от проведения
и организации на территории
Республики Беларусь концертно- Ставки налога составляют: · 6% - международные перевозки и транспортно-экспедиционные услуги · 10% - доход от долговых обязательств · 12% - дивиденды и приравненным к ним доходы, доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) либо их части · 15% - роялти, доходы от отчуждения недвижимого имущества, иных доходов · 5% доходы по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат. Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы. Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки [10]. Налог на добавленную стоимость. Плательщиками налога на добавленную
стоимость (НДС) признаются юридические
лица Республики Беларусь, иностранные
юридические лица и международные
организации, простые товарищества,
хозяйственные группы, индивидуальные
предприниматели, а также организации
и физические лица, осуществляющие
перемещение товаров через Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются: · Ввоз товаров на таможенную территорию Республики · обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь [10]. В Республике Беларусь действует зачетный метод исчисления НДС. Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом периоде. Не признаются объектом налогообложения НДС: · имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в установленных учредительными документами размерах; · обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами; · перечисляемые в доход бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду, в том числе финансовую аренду (лизинг), предприятия в целом как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности. Налог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам: 20% : общая налоговая ставка: 0 %: товары, помещенные под
таможенные режимы экспорта, реэкспорта,
а также вывезенные в 10 %: при реализации производимой
на территории Республики 24% – при реализации
на территории Республики Кроме того, обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 16,67 процента. Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемые физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством взимание НДС в отношении перемещаемых товаров осуществляется по принципу страны назначения [9]. Налоговая база определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При реализации товаров (работ,
услуг), имущественных прав налог
на добавленную стоимость Общая сумма налога на добавленную стоимость, устанавливаемая по итогам отчетного периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и всем изменениям налоговой базы в отчетном периоде, определяется путем сложения сумм, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов. Суммы налога на добавленную
стоимость не включаются в затраты
плательщика по производству и реализации
товаров (работ, услуг), имущественных
прав, учитываемые при Налоговым периодом по налогу
на добавленную стоимость Отчетным периодом по налогу
на добавленную стоимость Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом [10]. Акцизы. Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Акцизами облагаются: · алкогольная продукция; · пиво; · непищевая спиртосодержащая продукция; · табачные изделия; · микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые; · бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива; · масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь [9]. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) Ставки акцизов могут устанавливаться: · в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки); · в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки) [10]. Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь. При использовании в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается на сумму акцизов по использованному сырью [9]. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц. Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [10]. Налог на недвижимость. Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица. Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения) [9]. Годовая ставка налога на недвижимость: · 1% остаточной стоимости - для организаций; · 0,1% - для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, кооперативов, садоводческих товариществ. · 2% - для организаций, имеющих в собственности объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов [10]. Налогом не облагаются здания
и сооружения социально-культурного
назначения, здания и сооружения организаций,
принадлежащих обществам Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год. Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Исчисление годовой суммы налога на недвижимость физическим лицам производится налоговым органом ежегодно на 1 января каждого налогового периода[10]. Земельный налог. Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных) [9]. Ставки земельного налога
зависят от категории населенных
пунктов, кадастровой оценки земель
и видов функционального Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством [10]. Земельным налогом не облагаются
земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению,
заповедники, земли историко-культурного
назначения, земли населенных пунктов,
земли организаций, осуществляющих
социально-культурную деятельность, а
также земельные участки Налоговым периодом земельного налога признается календарный год. Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок земельного налога [10]. Экологический налог. Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Экологическим налогом облагаются объемы: · выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; · сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; · отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; · нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; · нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти; · производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений; · производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона. Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения [9]. (ПРИЛОЖЕНИЕ В) Налоговым периодом экологического
налога признается календарный квартал.
Сумма экологического налога исчисляется
как произведение налоговой базы
и налоговой ставки. Сумма экологического
налога может исчисляться Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видов природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом Республики Беларусь перечню. Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не облагается: · добыча нефтяного попутного газа; · добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС; · добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения; · добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии. Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов [9]. Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом [10]. Местные налоги и сборы. Местные налоги и сборы
вправе вводить на территории соответствующих
административно- Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь. Это: налог на услуги (предполагается отменить с 01.01.2011) Ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5%. Налоговая база определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги. Объект налогообложения :оказание плательщиком услуг: - рынков, ярмарок, выставок-продаж; - гостиниц (кемпингов, мотелей); - ресторанов (баров, кафе); - дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; - парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг; - с недвижимым имуществом, сотовой подвижной электросвязи абонентам; - кабельного телевидения; - по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц; - туристических. · налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц); · сбор на развитие территорий(предполагается отменить с 01.01.2011) (налоговые ставки не превышают 3 % валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога); · сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 % стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.); · курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 % стоимости курортной путевки). При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь определяют плательщиков, объекты налогообложения, размеры налоговых ставок, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам. Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по местным налогам и сборам. Особые режимы налогообложения. В Республике Беларусь для
отдельных категорий К особым режимам налогообложения относятся: · единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; · единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; · налог при упрощенной системе налогообложения; · налог на игорный бизнес; · налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; · налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр; · сбор за осуществление ремесленной деятельности; · сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции применяется производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными предпринимателями при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам по перечню, и при оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ). Ставки единого налога устанавливаются местными органами управления в пределах его базовых ставок в зависимости от: · населенного пункта, в котором осуществляется деятельность; · места осуществления деятельности в пределах населенного пункта; · режима работы; · иных условий осуществления деятельности. Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек. Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 6 процентов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов. Налог на игорный бизнес применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы). Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр применяется юридическими лицами - организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр за минусом сформированного выигрышного фонда. Сбор за осуществление
ремесленной деятельности приме Сбор за осуществление
деятельности по оказанию услуг в
сфере агроэкотуризма применяет Часть налоговой системы государства являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины По происхождению различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины. Ввозные пошлины являются самым распространенным видом таможенных пошлин и устанавливаются в фискальных целях, а также для ограждения доступа товаров извне на внутренний рынок страны. Вывозные пошлины являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности и, как правило, ограничивают вывоз стратегических товаров, сырья из страны. В Республике Беларусь экспортные товары таможенными пошлинами в настоящее время не облагаются. Ставки таможенных пошлин определены в Едином Таможенном Тарифе таможенного союза Республики
Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации (ЕТТ) принятого
в 2009 году. Единый таможенный тариф
– свод таможенных пошлин, применяемых
к товарам, ввозимым на единую таможенную
территорию из третьих стран, систематизированный
в соответствии с единой Товарной
номенклатурой По характеру взимания ставки таможенных пошлин делятся на: · специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; · адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; · комбинированные, начисляемые частично в твердой сумме, частично в процентах. В целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: · специальные пошлины; · антидемпинговые пошлины; · компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных национальных товаров [8,c.67]. В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными Республикой Беларусь с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Грузия, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан и Украиной, товары, произведенные в этих государствах и ввозимые с их территории в Республику Беларусь, импортными пошлинами не облагаются. Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенные границы. Таким образом, в Республике Беларусь к общегосударственным налогам относят: · подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%; · налог на прибыль – 24%; · акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки; · НДС – 20%; · налог на недвижимость; · экологический налог; · земельный налог. Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета. Субъектами налогообложения
налога на прибыль являются юридические
лица; подоходного налога - физические
лица; земельный, налог на недвижимость,
НДС, акцизами – юридические и
физические лица; налог за добычу и
экологический налог – Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др. Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Состав и количество местных
налогов определяют Советы Депутатов
соответствующей Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары. 3. ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики. В этих условиях предъявляются
очень высокие требования к механизму
налогообложения, который должен, прежде
всего, содействовать высокой деловой
активности предпринимателей, обеспечить
мощную мотивацию труда промышленных
коллективов, работников. В то же время
он должен способствовать качественному
прогрессу в отраслях национальной
экономики, установлению оптимальных
пропорций между ними, побуждать
предприятия активно Kак известно, Республика
Беларусь уже не первый год
в рейтинге Всемирного банка,
отражающего функциональность Белорусская налоговая система
по количеству платежей практически
не отличается от большинства систем
налогообложения стран с Вывод можно сделать следующий:
последнее место белорусской
налоговой системы в рейтинге
Всемирного банка – результат
не только и не столько количества
налоговых платежей. Основные проблемы
отечественной налоговой Во-первых, это нечеткость изложения отдельных норм и положений, регулирующих исчисление и уплату налогов, что приводит к высокой трудоёмкости и непреднамеренным ошибкам. Прежде всего, это относится к НДС, налогам на прибыль и экологическому налогу. Что касается НДС, то здесь действует весьма сложный механизм налоговых вычетов с рядом ограничений. Кроме того, действует довольно громоздкий порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. В торговле с Россией, к примеру, одних заявлений надо представлять в налоговую инспекцию 3 экземпляра плюс требуется их электронная версия. По налогу на прибыль по-прежнему часто возникают вопросы, связанные с учетом в целях налогообложения отдельных видов затрат, например на рекламу. А с принятием Особенной части Налогового кодекса камнем преткновения стала и льгота по капвложениям, для получения которой следует выполнить ряд условий, связанных с амортизационным фондом. В результате льгота есть, но воспользоваться ей многие не могут из-за сложного механизма применения. А экологический налог у нас включает целый ряд составляющих, поэтому сделать правильные расчёты по нему также совсем не просто. Вторая проблема носит «застарелый» характер и заключается в нестабильности налогового законодательства. Понятно, что налоговые в нормы в стране, где собственная налоговая система сформировалась сравнительно недавно, могут и должны меняться. Но у нас эти новые номы зачастую вводятся задним числом или накануне их вступления в силу. Так например, Особенная часть Налогового кодекса вступила в силу с 1 января 2010 года, а была принята 29 декабря 2009. Более того, практически в течение всего первого полугодия налоговое законодательство «подстраивалось» под Налоговый кодекс. В результате рядом льгот, предусмотренных НК, невозможно было воспользоваться, поскольку не были утверждены соответствующие перечни [13,c.13]. Постоянно меняющееся налоговое законодательство вызывает нестабильность налоговой системы. Частые пересмотр видов, условий, норм налогообложения оказывает негативное влияние на экономику. Это ослабляет эффективность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций. Налоговое законодательство должно быть простым, понятным для налогоплательщиков, исключающим двойное налогообложение, множество дифференцированных ставок и сложные расчёты. Белорусское налоговое законодательство по-прежнему объемно. Его нормы распылены по большому количеству нормативно-правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения, причём не всегда улучшающих их содержание. Разночтения и нестыковки имеют место в классификации налогов на республиканские и местные между Общей частью налогового Кодекса, законами о Бюджете Республики и действительностью. Налоговая система Беларуси строится, исходя из общих для всех национальных налоговых систем принципов, с учетом экономических и политических особенностей, присущих белорусскому государству. Этому вопросу посвящена статья 2 Общей части Налогового кодекса «Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь. Однако такой важнейшей проблеме, как устранение двойного налогообложения в ней места не нашлось. Ненадлежащее отношение к этому аспекту приводило к путанице и двойным вычетам. Так, два родственных отчисления – в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и местные фонды стабилизации экономики долгое время взимались одновременно из выручки и даже без корректировки налоговой базы. Дважды включались в расчёт таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление при исчислении НДС при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Таможенная пошлина также включается и поныне [14,c.32]. Третья проблема – высокая периодичность уплаты налогов. Большинство из них уплачивается у нас раз в месяц. Только с этого года налог на прибыль и НДС при определённом размере выручки можно уплачивать раз в квартал. А в ряде государств отчетным периодом по налогам является календарный год. В-четвертых, перечень налогов, которые предприятия должны платить в бюджет был и остаётся по-прежнему довольно широк и не формирует целостную и логическую и логически увязанную налоговую систему., а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых платежей. В-пятых, отдельные виды налогов нередко дублируют либо частично повторяют друг друга (НДС и налог на прибыль, НДС и налог на приобретение автотранспортных средств). В-шестых, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный и др.). При этом стоит отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость ведёт к удорожанию продукции, создавая тем самым основу для роста цен [12,c.27]. Большой недостаток белорусской
налоговой системы заключается
в зависимости величин платежей
друг от друга. Ошибка в исчислении
одного из них приводит к цепочке
налоговых нарушений по другим платежам
и к соответствующим финансовым
санкциям, которые могут превышать
недоплаченную сумму в Также в качестве проблемы можно выделить участившиеся случаи уклонения от уплаты налогов, уменьшение налогооблагаемой базы предприятиями и предпринимателями с целью уплаты меньшей суммы налога [14,c.32]. За 9 месяцев 2010 года в сфере производства и оборота подакцизных товаров налоговыми органами выявлено 3,3 тысячи нарушений законодательства. В сфере производства и оборота подакцизных товаров выявлено 3,3 тысячи нарушений законодательства [15]. В доход государства обращено
подакцизной продукции и Достаточно часто субъектам
предпринимательства удается В Беларуси налоговое законодательство
не содержит способов борьбы и мер
ответственности за использование
трансфертных цен, однако определенные
шаги в этом направлении уже сделаны.
Так, пункт 3 ст. 20 Общей части Налогового
кодекса Республики Беларусь гласит,
что «в случае, если организации
и (или) физические лица, признанные взаимозависимыми
лицами, при взаимоотношениях друг
с другом применяют цены, ставки,
тарифы, условия договоров, отличные
от применяемых между иными Определенные шаги в этом
направлении принимают и Сложившаяся в Республике
Беларусь система налогообложения
характеризуется преобладанием
косвенных налогов и низким удельным
весом прямых налогов по сравнению
с развитыми странами. Значительные
налоговые отчисления жестко привязаны
к отдельным элементам издержек
производства, особенно к оплате труда.
Наибольший удельный вес приходится
на налоги и отчисления из выручки.
Налоги и отчисления из прибыли и
доходов занимают, примерно, четвертую
часть. Остальные налоги и отчисления
относятся на затраты по производству
и реализации продукции. Предоставление
льгот в действующей налоговой
системе слабо увязывается с
результативностью Сложившаяся в Республике
Беларусь система налогообложения
характеризуется высоким Согласно Национальной стратегии
устойчивого социально- Характерной особенностью бюджета
будущего года является тот факт, что
в нем учтены изменения в Налоговом
кодексе, который существенно упрощает
систему налогообложения, а также
снижается налоговая нагрузка. Снижение
налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП
и радикальное упрощение Общая тенденция снижения
налоговой нагрузки обозначилась за
счет сокращения налоговых платежей,
которое последовательно Для уменьшения налогового бремени следует реализовать следующие эффективные мероприятия: - сокращение количества
малозначащих для бюджета - инвентаризация и уменьшение
необоснованных налоговых - снижение ставок штрафа
и пени за нарушение - более существенное - расширение механизмов
налоговых каникул, кредитов и
реструктуризации налоговых - повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы. Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [19,c.137]. Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде. С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля 2010 года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества. Идет доработка программного
обеспечения с учетом потребностей
плательщиков. Она предполагает расширение
спектра услуг, предоставляемых
налоговыми органами с использованием
электронных средств. Например, плательщики
смогут передавать и получать в электронном
виде различные документы – Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [20]. В целях дальнейшего упрощения
налоговой системы Законом 1.Отменить: - местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки; - местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли; - некоторые платежи * за переработку нефти
и нефтепродуктов * за перемещение по
территории Республики * за производство и
(или) импорт товаров, По расчетам Правительства Республики Беларусь, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей. 2. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав: - экологического налога
– сбора при ввозе на - государственной пошлины
– сбора за выдачу разрешений
на проезд автомобильных 3. Сократить количество перечислений налогов в бюджет: - по налогу на прибыль
– перейти на ежеквартальную
уплату налога с подачей - по НДС – отменить
”авансовые“ платежи (шесть - по акцизам – отменить
”авансовые“ платежи (шесть 4. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет: *расширения возможности
применения льготы по прибыли,
направляемой на капитальные
вложения. Прибыль будет освобождаться
от налогообложения по факту
осуществления инвестиций без
увязки с использованием * предоставления плательщикам
права принимать без Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран. Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в настоящее время – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций). С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15 [21]. Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места. Важным фактором в развитии
налоговой системы государства
является и то, что Беларусь является
активным участником в сфере международного
сотрудничества и региональной интеграции.
Так, 6 октября 2007 года сформировался
таможенный союз Беларуси, Казахстана
и России. В рамках этого альянса
приняты ряд соглашений (например:
Соглашение о принципах взимания
косвенных налогов при экспорте
и импорте товаров, выполнении работ,
оказании услуг в таможенном союзе),
а также Единый Таможенный Тариф
таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской
Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере
налогообложения позволяет Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь: · сложное законодательство; · нечеткость изложения некоторых норм; · высокая периодичность уплаты налогов; · большое количество налогов и сборов; · относительно высокие налоговые ставки; · жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах; · высокое налоговое бремя; · значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители; · частые случаи уклонения т уплаты налогов; · большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов. Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции: · снижение числа налогов и сборов; · упрощение налогового законодательства; · систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания; · упрощение документооборота; · введение электронной системы расчетов; · снижение налоговой нагрузки на экономику; · увеличение периода уплаты налогов; · меры по избеганию двойного налогообложения и др. Не стоит забывать, что
налоги – очень важный и весьма
тонкий рычаг государственного регулирования,
поскольку при их реформировании
затрагиваются интересы широких
слоев общества и предпринимательских
структур. Поэтому внесение тех или
иных изменение в систему
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики. Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются : · Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор; · Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом; · Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик; · Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога; · Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог; · Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др. Однако налоговую систему
составляют не только налоги. Для успешного
и бесперебойного функционирования
системы налогообложения Важным звеном налоговой
системы является также налоговое
законодательство, которой устанавливает
механизм уплаты налогов, сроки и
суммы выплат, определяет виды налогов,
субъектов, объекты налогообложения,
налоговые льготы. Важнейшим законодательным
актом в области 2. В Республике Беларусь
взимаются следующие налоги · подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%; · налог на прибыль – 24%; · акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки; · НДС – 20%; · налог на недвижимость; · экологический налог; · земельный налог. Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета. Состав и количество местных
налогов определяют Советы Депутатов
соответствующей Субъектами налогообложения
налога на прибыль являются юридические
лица; подоходного налога - физические
лица; земельный, налог на недвижимость,
НДС, акцизами – юридические и
физические лица; налог за добычу и
экологический налог – Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др. Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары. 3. Можно выделить следующие
проблемы функционирования · сложное законодательство; · нечеткость изложения некоторых норм; · высокая периодичность уплаты налогов; · большое количество налогов и сборов; · относительно высокие налоговые ставки; · жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах; · высокое налоговое бремя; · значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители; · частые случаи уклонения т уплаты налогов; · большое количество документов, необходимых для заполнения. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции: · снижение числа налогов и сборов; · упрощение налогового законодательства; · систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания; · упрощение документооборота; · введение электронной системы расчетов; · снижение налоговой нагрузки на экономику; · увеличение периода уплаты налогов; · меры по избеганию двойного налогообложения и др. Не стоит забывать, что
налоги – очень важный и весьма
тонкий рычаг государственного регулирования,
поскольку при их реформировании
затрагиваются интересы широких
слоев общества и предпринимательских
структур. Поэтому внесение тех или
иных изменение в систему
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Налоги и налогообложение: учебник/ Н.Е.Заяц и др.; под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь, И.Н.Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск: выш.шк., 2008. – 320с. 2. Налогообложение: учеб. пособие / А.А.Савицкий. – Минск : выш. шк., 2007. 192 с. 3. Налогообложение: тексты лекций для студентов экономических специальностей / Л.А.Ханкевич. – Минск: БГТУ, 2008. – 158с. 4. Налоговая система - [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ 5. Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с. 6. О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 232 с. 7. Налоговый кодекс Республики Беларусь: Общая часть - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2003 г. № 8, 2/933 8. О.А.Карякина, Л.М.Барсегян, Н.А.Прокопович. Организация и охрана труда: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 232 с. 9. Налоговая система Республики
Беларусь в 2010 году - [Электронный ресурс]
– Официальный сайт Министерства Финансов
Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ 10. Налоговый Кодекс Республики Беларусь: Особенная Часть. Национальный центр правовой информации РБ, 2009 г. № 71-З 11. Единый Таможенный Тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (в ред. Решения Комиссии Таможенного союза от 19 декабря 2009 года №155 12. Бухгалтерский учет и анализ №03 (135) 2008 . Налоги в рыночной экономике. Анализ налогообложения Беларуси. Е.М.Попов, профессор БТЭУ ПК. 13. Финансы. Учет. Аудит. №7, 2010. Белорусская налоговая система: важен не только рейтинг. – В.Герасимова. 14. Бухгалтерский учет и анализ №8,2009. Налоговое законодательство Республики Беларусь : каким ему быть? – Е.М.Попов. 15. Нарушений законодательства
в сфере производства и оборота подакцизных
товаров - [Электронный ресурс] - Официальный
сайт Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь. – Режим доступа:
http://www.nalog.by/news/ 16. Налоговое Планирование: в
разумных пределах - [Электронный ресурс]
- Официальный сайт «Экономической Газеты».
- Режим доступа: http://www.neg.by/publication/ 17. В Беларуси в 2011 году снизится
налоговая нагрузка на граждан - [Электронный
ресурс] - Официальный сайт Белорусского
Телеграфного Агентства – Режим доступа
- http://www.belta.by/ru/all_ 18. Налоговая нагрузка на экономику Беларуси снизилась за 4 года на 7,3 процентного пункта - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.tut.by/161655.html - Дата доступа: 04.11.2010. 19. Налоги и налогообложение: курс лекций / Л.М. Баргесян. – Мн.: Аккад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 147с. 20. Заметны ли мировому сообществу
изменения в белорусской системе налогообложения?
- [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://biz.bizpro.by/109- 21. Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица А.1. - Ставки акцизов по подакцизным товарам
Примечание – источник [10] ПРИЛОЖЕНИЕ Б Таблица Б.1. – Ставки
земельного налога на сельскохозяйственные
земли сельскохозяйственного (рублей за гектар)
Примечание – Источник [10]. Примечание. Ставка земельного налога каждой 0,1 балла кадастровой оценки выше 21 балла увеличивается на 76,6 рубля для пахотных земель, залежных земель и земель под постоянными культурами и на 52,6 рубля для улучшенных луговых земель. Таблица Б.2. – Средние ставки земельного налога по районам Республики Беларусь (рублей за гектар)
Примечание – Источник [10]. ПРИЛОЖЕНИЕ В Таблица В.1. – ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (белорусских рублей)
Примечание – Источник [10]. Таблица В.2. - Ставки экологического налога за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду (белорусских рублей)
Примечание – Источник [10]. Таблица В.3. - Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (белорусских рублей)
Примечание – источник [10]. ПРИЛОЖЕНИЕ Г Таблица Г.1.- Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (белорусских рублей)
______________________________ *Под алкогольными напитками
понимаются водка, ликеро- Примечание – Источник [10]. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Курсовая работа:
Налоговая система Республики Беларусь
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|