Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение тарифной системы оплаты труда, раскрытие ее сущности, определение ее влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия, изучение опыта ее использования и раскрытия проблем ее применения.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и назначение тарифной системы…………………………………..5
1.1 Понятие оплаты труда. Государственное регулирование оплаты труда 5
1.2 Тарифная система оплаты труда 11
1.3 Напрвление развития тарифной системы оплаты труда Республики Беларусь в условиях рыночной экономики 17
2. Исследование существующей практики организации оплаты труда персонала ОДО «Чистая обувь» 22
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….22
2.2 Анализ существующих систем оплаты труда персонала предприятия….
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложения (1-4) ………………………………………………………………...39

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 520.95 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                    Кафедра менеджмента и организации здравоохранения

              Специальность «менеджмент (социально-административный)»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Экономика предприятия

на тему:  Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

2 курс, дневное  отделение                                      Н.С. Бондарь

                                                             

 

Руководитель Т.Я. Волчкевич

 

 

 

 

 

 

                                             МИНСК 2012

                                                       

РЕФЕРАТ

                                              курсовой работы

Тарифная  система оплаты труда Республики Беларусь. Опыт и проблемы использовании  на примере  ОДО «Чистая обувь»

 

Объем работы: 37 стр., в том числе 4 табл., 1 рис., 17 наим. лит., 4 приложения.

В курсовой работе исследуется тема тарифной системы оплаты труда работников в рамках действующего законодательства Республики Беларусь, изучается опыт ее применение и анализируются барьеры по свободному установлению уровня оплаты труда.

Для выполнения поставленной задачи темы курсовой работы производится в несколько этапов:

    • определяется сущность понятий оплаты труда, государственного регулирования оплаты труда, социальные гарантии работников;
    • раскрывается принципы формирования и использования тарифной системы оплаты труда;
    • производиться сравнительный анализ с другими системами оплаты труда с целью определения положительных и отрицательных сторон.

Результатом проделанной работы стало изучение практического применение тарифной системы оплаты труда и влияния утвержденного порядка на эффективное формирование и использования средств на оплату труда.

Итоговым  этапом изучения рассматриваемой в  работе темы стало выявление перспектив развития тарифной системы оплаты труда на основании анализа изменения законодательной базы Республики Беларусь.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Сущность и назначение  тарифной системы…………………………………..5

   1.1  Понятие оплаты труда. Государственное регулирование оплаты труда 5

   1.2  Тарифная система оплаты труда 11

   1.3 Напрвление развития тарифной системы оплаты труда Республики Беларусь в условиях рыночной экономики 17

2. Исследование существующей практики организации оплаты труда персонала ОДО «Чистая обувь» 22

   2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….22

   2.2  Анализ существующих систем оплаты труда персонала предприятия….

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Приложения (1-4) ………………………………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Оплата труда в любых формах организации экономики является основным источником дохода наемного работника, основой материального благополучия членов его семьи, она является наиболее эффективным средством побуждения работника к высокопроизводительному и качественному труду.

Переход к рыночным отношениям коренным образом изменяет и содержание всей работы по организации оплаты труда. Вознаграждение за труд или компенсация работникам затрачиваемых умственных, физических или предпринимательских усилий играет существенную роль в привлечении трудовых ресурсов на предприятие, в мотивировании, использовании и сохранении необходимых специалистов в организации или фирме. Справедливая оценка труда и снижение уровня затрат на производство продукции, работ (услуг) стимулирует к поиску оптимальной системы оплаты труда, способствующей росту производительности и повышению технико-экономических показателей работы предприятия.

Целью данной работы является изучение тарифной системы оплаты труда, раскрытие  ее сущности, определение ее влияния  на результаты хозяйственной деятельности предприятия, изучение опыта ее использования  и раскрытия проблем ее применения.

Для выполнения поставленной цели решаются следующие задачи:

изучить теоретические основы понятия  оплаты труда;

определение степени влияния государственного регулирования оплаты труда в  Республики Беларусь;

раскрытие понятия тарифной системы  оплаты труда и рассмотрение вариантов ее совершенствования;

рассмотрение практического применения тарифной системы оплаты труда на конкретном примере.

По результатам проделанной работы возможно оценить роль тарифной системы оплаты труда и перспектив ее дальнейшего применения в оценке труда работников предприятия, внести предложения по модернизации данной системы с целью улучшения показателей трудовой деятельности работников.

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ

 

 

1.1 Понятие оплаты труда.  Государственное регулирование  оплаты труда

 

Оплата труда обширное понятие, которое подразумевает под собой:

  • заработную плату по окладам и тарифам; 
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; 
  • премии и поощрения; 
  • материальную помощь; 
  • компенсационные выплаты; 
  • оплата отпусков и другого неотработанного времени; 
  • другие расходы на оплату труда.

Заработная плата  —  денежная компенсация, которую работник получает в обмен за свой труд.

Под заработной платой так же понимают:

  • цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе;
  • выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;
  • часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

На ставку заработная плата в рыночных условиях оказывают влияние следующие рыночные факторы:

  • уровень техники и технологии;
  • уровень организации производства на предприятии в целом;
  • отношение людей к труду, то есть мотивация, уровень профессионализма и квалификации;
  • антимонопольная политика государства;
  • влияние профсоюзов на рынке труда;
  • спрос и предложение на труд на рынке труда.

Различают две категории заработной платы:

  • номинальную;
  • реальную.

Номинальная заработная плата –  это те денежные средства, которые  работник получает за свой труд на предприятии, включая основные и дополнительные выплаты.

Реальная заработная плата – это тот объем товаров и услуг, который эквивалентен заработной плате работника на рынке товаров и услуг.

В условиях государственного регулирования  оплаты труда выделяют понятие минимальной  заработной платы, под которым понимают официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. [ 16, c. 315]

В настоящее время законодательство Республики Беларусь позволяет предприятиям самостоятельно разрабатывать и утверждать формы и системы оплаты труда. Тарифные ставки и оклады на предприятиях могут использоваться в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых ими работ и так далее.

Система оплаты – это определенная взаимосвязь между показателями, характеризующими меру (норму) труда и меру его оплаты в пределах и сверх норм труда, гарантирующая получение работником заработной платы в соответствии с фактически достигнутыми результатами труда (относительно нормы) и согласованной между работником и работодателем ценой его рабочей силы.

Формы и системы заработной платы  являются необходимым элементом  организации оплаты труда. Выбор рациональных форм и систем оплаты труда работников имеет важнейшие социально-экономическое значение для каждого предприятия. Взаимодействуя с нормированием труда и тарифной системой заработной платы, они определяют порядок начисления заработков отдельным работникам или их группам в зависимости от количества, качества и результатов труда. Формы и системы оплаты труда создают на всех уровнях хозяйствования материальную основу развития человеческого капитала, рационального использования рабочей силы и эффективного управления персоналом.

При разработке систем оплаты труда  на предприятии приходиться решать одновременно две задачи. Во-первых, каждая система должна направлять усилия работника на достижение таких показателей  трудовой деятельности, которые обеспечат  получение необходимого работодателю производственного результата, например, выпуска нужного количества конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами. Во-вторых, каждая система оплаты труда должна предоставлять работнику возможность для реализации имеющихся  у него умственных и физических способностей, позволить ему добиваться в рабочем процессе полной самореализации как личности.

Одним из принципиальных требований к системам оплаты на предприятии  является то, чтобы они обеспечивали равную оплату за равный труд. Это, в  свою очередь, требует, чтобы показатели, используемые для учёта результатов  труда, давали возможность оценить  как количество, так и качество труда наёмных работников и устанавливать  соответствующие этим показателям  нормы количества и качества труда.

В процессе принятия решения о выборе систем и форм оплаты труда руководители предприятия должны руководствоваться  законодательной базой Республики Беларусь, которая обеспечивает минимальные  гарантии работников на получение заработной платы.

К числу государственных гарантий в оплате труда относятся минимальная  заработная плата и тарифная ставка 1-го разряда, установленная для работников бюджетной сферы.

Трудовое законодательство включает в себя:

  • величину минимальной заработной платы в Республике Беларусь;
  • размер тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы;
  • республиканские тарифы оплаты труда - часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями;
  • размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;
  • меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексацию заработной платы;
  • ограничения размеров удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов;
  • государственный контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;
  • ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, соглашения по оплате труда.

Оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в организациях, финансируемых  из бюджета и пользующихся государственными дотациями, - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Величина тарифной ставки 1-го разряда, применяемая для оплаты труда  работников организаций, финансируемых  из бюджета и пользующихся государственными дотациями, утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2010 N 1382 и составляет 118 000 руб. Ее размер применяется в расчетах с 1 ноября 2010 г. [3]

Иные организации реального  сектора экономики, общественные организации  независимо от их форм собственности  размер тарифной ставки 1-го разряда  устанавливают самостоятельно в  зависимости от их финансовых возможностей.

Информация о работе Тарифная система Республики Беларусь: опыт и проблемы использования