Налоговая система республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система республики Беларусь.docx

— 56.92 Кб (Скачать)

Налоговая система республики Беларусь

Становление и развитие налоговой  системы

В настоящее время налоговые  органы Республики Беларусь (далее - Беларусь) включают центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, территориальные  инспекции по областям, районам, городам  и районам в городах.

За десятилетний период налоговые  органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели  в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.

Были установлены следующие  основные налоги:

- налоги на потребление  (НДС, акцизы, налог на топливо);

- на доходы и прибыль  (подоходные налоги с физических  и юридических лиц);

- имущественные налоги  на собственность и капитал  (налог на недвижимость, плата  за землю, рентные платежи);

- взносы на социальное  страхование (отчисления в фонды  социальной защиты и содействия  занятости);

- налоги в сфере внешнеэкономической  деятельности (таможенные пошлины,  налоги на экспорт и импорт).

Кроме того, были введены  такие целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные пошлины  и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки  НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов.

Установленные размеры ставок основных налогов находились в пределах, соответствующих мировой практике. Исключение составляли лишь некоторые  акцизы и подоходные налоги с предприятий  по отдельным видам деятельности.

Законом "О налогах и  сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов  и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, предоставления льгот. С начала 1994 г. в закон включены положения о том, что все вопросы  налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства, а с 1994 г. введен обязательный учет и государственная  регистрация налогоплательщиков. В  том же году был принят закон, регламентирующий деятельность государственной налоговой  инспекции.

Существенные коррективы внесены в налоговое законодательство в 1996 г. Применяемая в стране система  налогов к этому периоду менялась не менее 10 раз, не считая изменений  в порядке и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов. Поэтому остро стоял вопрос о необходимости разработки проекта Налогового кодекса, который в настоящее время находится в стадии завершения. Разработка единого законодательного акта, регулирующего все стороны налоговых отношений, вызвана необходимостью формирования цельной и сбалансированной налоговой системы. Проект Налогового кодекса в существенной мере унифицирован с аналогичным российским документом, учитывает нормы действующих налоговых систем Казахстана и Кыргызстана, а также современные мировые принципы налогообложения.

Проект Налогового Кодекса  в основном является документом прямого  действия и состоит из трех частей: первой (общей) части, второй части, регламентирующей конкретные вопросы взимания общегосударственных  налогов, сборов и отчислений, в которой  каждому налоговому платежу посвящена  самостоятельная глава, и третьей  части, определяющей правовые вопросы  уплаты местных налогов. Наряду с  установлением общих принципов  построения налоговой системы, вводится ряд понятий, имеющих большое  значение для практики налогообложения.

Все налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими лицами, по источнику их уплаты можно разделить  на несколько групп:

- налоги, сборы и отчисления, включаемые в выручку от реализации  продукции (работ, услуг);

- платежи, уплачиваемые  из доходов;

- платежи, относимые на  себестоимость продукции (работ,  услуг);

- платежи, уплачиваемые  за счет средств, остающихся  в распоряжении плательщиков.

Кроме того, можно выделить в отдельные группы налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности, и специальные налоговые режимы.

В настоящее время в  Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых  функций и источника уплаты они  могут быть объединены в 7 укрупненных  групп:

1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от  реализации продукции (работ,  услуг), а именно:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- местные налоги и сборы  от выручки;

- отчисления в Республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки  и отчисления средств пользователями  автомобильных дорог;

- целевые сборы в местные  целевые бюджетные фонды стабилизации  экономики производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные  фонды и целевой сбор на  финансирование расходов, связанных  с содержанием и ремонтом жилищного  фонда;

2) налоги на прибыль  и доходы, к которым относятся:

- налог на прибыль;

- налог на дивиденды  и приравненные к ним доходы;

- подоходный налог с  физических лиц;

- налог на доходы иностранных  юридических лиц, не осуществляющих  деятельность в Республике Беларусь  через постоянное представительство;

- налоги на доходы, полученные  в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог  на доходы от осуществления  лотерейной деятельности и налог  на доходы, полученные в отдельных  сферах деятельности);

3) налог на недвижимость;

4) налог на приобретение  автотранспортных средств и местные  налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;

5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства  на себестоимость продукции (работ,  услуг). К этой группе относятся:

- чрезвычайный налог и  обязательные отчисления в Государственный  фонд содействия занятости, уплачиваемые  единым платежом от фонда заработной  платы;

- земельный налог;

- экологический налог;

- плата за проезд по  автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации  (М1/Е30);

- плата за проезд по  автомобильным дорогам общего  пользования тяжеловесных и крупногабаритных  транспортных средств;

- плата за размещение  отходов производства и потребления  в окружающей среде;

- плата, взимаемая за  древесину, отпускаемую на корню;

6) единый налог для производителей  сельскохозяйственной продукции  и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему  налогообложения;

7) прочие сборы.

 

Порядок и условия предоставления налогового кредита, отсрочки, рассрочки

 

 

Законодательство требует  от плательщиков аккуратно вносить  в бюджет причитающиеся с них  платежи, строго соблюдая установленные  сроки уплаты.

Вместе с тем, деятельность предприятий может сопровождаться острой финансовой напряженностью, что  характерно в мире бизнеса. Зачастую неизбежна опасность денежных потерь, обусловленная финансовыми рисками. В силу различных причин у плательщика  может образоваться задолженность  перед бюджетом. Если причины временной  неплатежеспособности плательщика  признаются уважительными, сроки исполнения его налоговых обязательств могут  быть изменены, т. е. отнесены на более  поздний срок. Изменение сроков допускается  как по всей сумме задолженности, так и по ее части.

Изменение сроков исполнения налогового обязательства реализуется  на практике путем предоставления: налогового кредита, отсрочки или рассрочки  платежа. При этом плательщик получает возможность рассчитаться с бюджетом в более поздний срок.

Налоговый кредит предоставляется  по налогам, срок уплаты которых еще  не наступил, отсрочка, рассрочка платежей - по уже образовавшейся задолженности.

Налоговый кредит имеет целевое  назначение и предоставляется в  целях временного пополнения собственных  оборотных средств субъекта хозяйствования, стабилизации его финансового состояния  и используется для расширения (развития) производства. Отсрочка, рассрочка  по своему экономическому содержанию является мерой временной финансовой поддержки налогоплательщика.

Налоговый кредит предоставляется  только юридическим лицам, рассрочка  и отсрочка - как юридическим, так  и физическим лицам-плательщикам.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства и предоставляется  с учетом финансового состояния  плательщика, фактических результатов  работы за отчетный период, а также  хода исполнения бюджета.

Проценты по налоговому кредиту  уплачиваются за счет того же источника, из которого платится налог, по которому предоставлен кредит. Проценты начисляются  на фактические суммы налогов, подлежащие уплате плательщиком за период действия налогового кредита.

В течение бюджетного года налоговый кредит не может быть продлен  или вторично предоставлен по тем  же основаниям юридическому лицу, получившему  кредит.

 

Основные бюджетообразующие налоги

 

 

Налог на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) - основной вид косвенного налога, был введен в 1992 г. вместо налога с  оборота и налога с продаж, доставшихся  в наследство от налоговой системы  СССР. Первоначально ставка налога составляла 28%. В последующем снижена  до 20% и в качестве доходных источников бюджета налогу отведено первое место. Более 30% всего государственного бюджета  формируется за счет этого налога.

Вступление Беларуси в  Таможенный союз оказало влияние  на практику исчисления НДС на импортируемые  товары.

Согласно действующему в  республике законодательству НДС является косвенным налогом, который включается в отпускную цену товара, услуг  или работ. НДС облагаются обороты  по реализации товаров или услуг, а также стоимость ввозимых на территорию республики товаров.

Плательщиками налога являются:

- юридические лица, включая  предприятия с иностранными инвестициями  и иностранные юридические лица, филиалы, представительства и  другие структурные подразделения  юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный  (текущий) счет;

- стороны договора простого  товарищества (участники договора  о совместной деятельности), которым  поручено ведение общих дел  или получившие выручку от  этой деятельности до ее распределения;

- индивидуальные предприниматели;

- предприятия и физические  лица, признаваемые налогоплательщиками  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Республики  Беларусь, определяемые в соответствии  с таможенным законодательством  Беларуси.

Резиденты свободных экономических  зон (СЭЗ) уплачивают налог на добавленную  стоимость с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами по созданию СЭЗ.

Объектами налогообложения  являются:

- обороты по реализации  товаров (работ, услуг) на территории  Беларуси (за исключением оборотов  по реализации товаров (работ,  услуг), освобождаемых от обложения  налогом на добавленную стоимость), в том числе;

- обороты по реализации  товаров (работ, услуг), используемых  внутри предприятия для собственного  потребления, если соответствующие  затраты не относятся на издержки  производства и обращения;

- обороты по реализации  товаров (работ, услуг), реализуемых  своим работникам, включая обороты  по реализации в порядке натуральной  оплаты труда;

- обороты по обмену  товарами (работами, услугами);

- обороты по безвозмездной  передаче товаров (работ, услуг), за исключением следующих случаев  безвозмездной передачи:

1) имущества предприятия  его правопреемнику (правопреемникам)  при реорганизации этого предприятия;

2) имущества предприятия  его учредителю (участнику) в размере,  не превышающем размер вклада (взноса) этого учредителя (участника), при ликвидации этого предприятия  либо при выходе учредителя (участника)  из этого предприятия;

3) имущества государственным  органам, в том числе местным  исполнительным и распорядительным  органам;

4) имущества, находящегося  в собственности Республики Беларусь  и административно-территориальных  единиц, государственным предприятиям (включая коммунальные предприятия)  по решению собственника или  уполномоченного им органа;

5) имущества в пределах  одного собственника по его  решению или решению уполномоченного  им органа;

6) имущества предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность  по производству продукции растениеводства,  животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного  имущества на осуществление хозяйственной  деятельности по производству  продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства;

Информация о работе Налоговая система республики Беларусь