Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:41, реферат
За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.
Налоговая система республики Беларусь
Становление и развитие налоговой системы
В настоящее время налоговые
органы Республики Беларусь (далее - Беларусь)
включают центральный аппарат
За десятилетний период налоговые
органы Беларуси прошли путь от структурного
подразделения в составе
В Беларуси систему налогообложения,
ориентированную на рынок, ввели
в 1992 г. Эта система включала 15 основных
налогов и сборов, распределяемых
между республиканским и
Были установлены следующие основные налоги:
- налоги на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо);
- на доходы и прибыль
(подоходные налоги с
- имущественные налоги на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи);
- взносы на социальное
страхование (отчисления в
- налоги в сфере
Кроме того, были введены такие целевые платежи: "чернобыльский" налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, отчисления в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов.
Установленные размеры ставок
основных налогов находились в пределах,
соответствующих мировой
Законом "О налогах и
сборах, взимаемых в бюджет Республики
Беларусь" устанавливался круг налогоплательщиков,
их права, обязанности и меры ответственности,
виды общегосударственных налогов
и сборов, сроки и порядок их
уплаты и зачисления в бюджет, предоставления
льгот. С начала 1994 г. в закон включены
положения о том, что все вопросы
налогообложения должны регулироваться
исключительно актами специального
налогового законодательства, а с 1994
г. введен обязательный учет и государственная
регистрация
Существенные коррективы
внесены в налоговое
Проект Налогового Кодекса в основном является документом прямого действия и состоит из трех частей: первой (общей) части, второй части, регламентирующей конкретные вопросы взимания общегосударственных налогов, сборов и отчислений, в которой каждому налоговому платежу посвящена самостоятельная глава, и третьей части, определяющей правовые вопросы уплаты местных налогов. Наряду с установлением общих принципов построения налоговой системы, вводится ряд понятий, имеющих большое значение для практики налогообложения.
Все налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими лицами, по источнику их уплаты можно разделить на несколько групп:
- налоги, сборы и отчисления,
включаемые в выручку от
- платежи, уплачиваемые из доходов;
- платежи, относимые на
себестоимость продукции (
- платежи, уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков.
Кроме того, можно выделить
в отдельные группы налоги на доходы,
полученные в отдельных сферах деятельности,
и специальные налоговые
В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:
1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- местные налоги и сборы от выручки;
- отчисления в Республиканский
фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной
- целевые сборы в местные
целевые бюджетные фонды
2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:
- налог на прибыль;
- налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на доходы иностранных
юридических лиц, не
- налоги на доходы, полученные
в отдельных сферах
3) налог на недвижимость;
4) налог на приобретение
автотранспортных средств и
5) налоги, сборы и отчисления,
относимые субъектами
- чрезвычайный налог и
обязательные отчисления в
- земельный налог;
- экологический налог;
- плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);
- плата за проезд по
автомобильным дорогам общего
пользования тяжеловесных и
- плата за размещение
отходов производства и
- плата, взимаемая за
древесину, отпускаемую на
6) единый налог для
7) прочие сборы.
Порядок и условия предоставления налогового кредита, отсрочки, рассрочки
Законодательство требует от плательщиков аккуратно вносить в бюджет причитающиеся с них платежи, строго соблюдая установленные сроки уплаты.
Вместе с тем, деятельность
предприятий может
Изменение сроков исполнения налогового обязательства реализуется на практике путем предоставления: налогового кредита, отсрочки или рассрочки платежа. При этом плательщик получает возможность рассчитаться с бюджетом в более поздний срок.
Налоговый кредит предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил, отсрочка, рассрочка платежей - по уже образовавшейся задолженности.
Налоговый кредит имеет целевое назначение и предоставляется в целях временного пополнения собственных оборотных средств субъекта хозяйствования, стабилизации его финансового состояния и используется для расширения (развития) производства. Отсрочка, рассрочка по своему экономическому содержанию является мерой временной финансовой поддержки налогоплательщика.
Налоговый кредит предоставляется только юридическим лицам, рассрочка и отсрочка - как юридическим, так и физическим лицам-плательщикам.
Налоговый кредит представляет
собой изменение срока
Проценты по налоговому кредиту уплачиваются за счет того же источника, из которого платится налог, по которому предоставлен кредит. Проценты начисляются на фактические суммы налогов, подлежащие уплате плательщиком за период действия налогового кредита.
В течение бюджетного года налоговый кредит не может быть продлен или вторично предоставлен по тем же основаниям юридическому лицу, получившему кредит.
Основные бюджетообразующие налоги
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) - основной вид косвенного налога, был введен в 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж, доставшихся в наследство от налоговой системы СССР. Первоначально ставка налога составляла 28%. В последующем снижена до 20% и в качестве доходных источников бюджета налогу отведено первое место. Более 30% всего государственного бюджета формируется за счет этого налога.
Вступление Беларуси в Таможенный союз оказало влияние на практику исчисления НДС на импортируемые товары.
Согласно действующему в республике законодательству НДС является косвенным налогом, который включается в отпускную цену товара, услуг или работ. НДС облагаются обороты по реализации товаров или услуг, а также стоимость ввозимых на территорию республики товаров.
Плательщиками налога являются:
- юридические лица, включая
предприятия с иностранными
- стороны договора простого
товарищества (участники договора
о совместной деятельности), которым
поручено ведение общих дел
или получившие выручку от
этой деятельности до ее
- индивидуальные
- предприятия и физические
лица, признаваемые
Резиденты свободных экономических зон (СЭЗ) уплачивают налог на добавленную стоимость с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами по созданию СЭЗ.
Объектами налогообложения являются:
- обороты по реализации
товаров (работ, услуг) на
- обороты по реализации
товаров (работ, услуг), используемых
внутри предприятия для
- обороты по реализации
товаров (работ, услуг), реализуемых
своим работникам, включая обороты
по реализации в порядке
- обороты по обмену товарами (работами, услугами);
- обороты по безвозмездной
передаче товаров (работ,
1) имущества предприятия
его правопреемнику (правопреемникам)
при реорганизации этого
2) имущества предприятия
его учредителю (участнику) в размере,
не превышающем размер вклада
(взноса) этого учредителя (участника),
при ликвидации этого
3) имущества государственным
органам, в том числе местным
исполнительным и
4) имущества, находящегося
в собственности Республики
5) имущества в пределах
одного собственника по его
решению или решению
6) имущества предприятиям,
осуществляющим хозяйственную