Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:26, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Введение…………………………………………………………………..…….…..3
1. Монополистические тенденции и монополии..………………………………..4
1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5
1.2. История монополий за рубежом………………………………………………7
1.3. Преимущества и недостатки монополий……………………………………..8
2. Монопольная власть……………………………………………………………..9
2.1. Источники монопольной власти………………………………………………9
2.2. Показатели монопольной власти……………………………………………..11
2.3. Общественные издержки монопольной власти……………………………...12
3. Оценка и регулирование монополий………………………...…………………15
3.1. Социально-экономические последствия деятельности монополий………..15
3.2. Причины монополизма в РБ…………………………………………………..18
3.3. Государственное регулирование монополистической деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: Проблема монополизма в Республике Беларусь
по
дисциплине: Макроэкономика
Студент
ВШУБ,
3 курс, ВВУ-4
Руководитель
МИНСК
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Монополистические
тенденции и монополии..…………………
1.1. Виды и функции монополии ………………………………………………….5
1.2. История
монополий за рубежом…………………………
1.3. Преимущества
и недостатки монополий……………………
2. Монопольная
власть…………………………………………………………….
2.1. Источники
монопольной власти………………………………
2.2. Показатели
монопольной власти………………………………
2.3. Общественные
издержки монопольной власти………
3. Оценка
и регулирование монополий……………
3.1. Социально-экономические
последствия деятельности
3.2. Причины
монополизма в РБ……………………………………
3.3. Государственное
регулирование
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………….……...…..
ВВЕДЕНИЕ
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Проблема монополий в Беларуси носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Сначала
хотелось бы отобразить саму сущность
понятия монополии и монопольной власти,
затем перейти к государственному регулированию
монополий в нашей стране.
Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Как экономическое явление монополия известна с древних времен. Первобытные сообщества монопольно распоряжались определенной частью природных и материальных ресурсов. Типичными монополистами были рабовладельцы и помещики. Монопольная власть поддерживалась религиозными, военными, административными и иными рычагами.
Монополия (от греч. monopolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль. [1,с.4]
Другими словами, монополистом можно считать только такого крупного предпринимателя (индивидуального или коллективного), который имеет не один, а два различных источника избыточной прибавочной стоимости. Первый источник избыточной прибавочной стоимости у монополии общий со всеми прочими рыночными субъектами. Это — технический и организационно-экономический прогресс, более быстрый, чем у остальных участников конкурентного процесса, позволяющий некоторое время извлекать избыточную прибавочную стоимость.
Второй источник — постоянные ценовые скидки при крупных покупках. Его имеют только монополисты. Другие рыночные субъекты тоже могут получать такие скидки при благоприятной конъюнктуре, но монополисты получают эти скидки всегда. Это значит, что любые элементы издержек у монополистов всегда ниже средних, а следовательно, монополисты всегда имеют избыточную прибавочную стоимость. Конечно, такого рода возможности меняются на разных фазах длинной волны конъюнктуры, и мы еще вернемся к анализу этих возможностей. Сейчас же подчеркнем, что другие рыночные субъекты не могут извлекать избыточную прибавочную стоимость постоянно, они извлекают ее только время от времени, случайно, а монополии — всегда, постоянно. [2,с 188-189]
Следовательно,
монополисты, имея более низкие издержки
и продавая свою продукцию по рыночным
ценам, получают от таких продаж не
обычную среднюю прибыль, а сверхприбыль.
И норма прибыли у них
Главная ограничительная сила рыночной власти монополии — эластичность спроса на ее продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объем производства, но не то и другое вместе.
Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополий. В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.
С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли – чистая монополия.
Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, составляет 100%. Чистая монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, (включая наркотики), ядохимикаты, ликероводочные и табачные изделия, драгоценные металлы.
В Республике Беларусь установлена чистая монополия на продажу всех видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего огнестрельного оружия и боеприпасов).
В
масштабе национального хозяйства образуется
абсолютная монополия. Она находится в
руках государства или его хозяйственных
органов (например, государственная монополия
внешней торговли и т. п.).
В
зависимости от характера и причин возникновения
различают следующие виды монополий.
1. Естественная
монополия. Ею обладают собственники и
хозяйственные организации, имеющие в
своем распоряжении редкие и свободно
не воспроизводимые элементы производства
(например, редкие металлы, особые земельные
участки). Сюда также относятся целые отрасли
инфраструктуры, имеющие особо важное
и стратегическое значение для всего общества
(железнодорожный транспорт, военно-промышленный
комплекс и т. п.). Существование естественных
монополий оправдывается тем, что они
дают огромный экономический выигрыш
от больших масштабов производства. Здесь
создают товары с меньшими затратами по
сравнению с расходами ресурсов, которые
были бы на множестве аналогичных фирм.
В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи.
2. Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
- ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
- применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
-"забивают"
новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные
монополии образуют ряд конкретных форм:
Картель - союз
нескольких предприятий одной отрасли
промышленности, в котором его участники
сохраняют свою собственность на средства
и продукты производства, а созданные
изделия сами реализуют на рынке, договариваясь
о квоте - доле каждого в общем выпуске
продукции, о продажных ценах, распределении
рынков и др.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Функции монополии определяются их качественными и количественными характеристиками, организационными формами, характером отношений с конкурентами-аутсайдерами, состоянием рынка, соотношением спроса и предложения, потребностями и интересами продавцов и покупателей, наличием ресурсов и государственной экономической политикой. На функции монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы, состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция и общественное мнение.
Информация о работе Проблема монополизма в Республике Беларусь