Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.
При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.
В работе на основе анализа динамики изменения налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налогообложения 4
1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории 4
1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах 6
1.3. Общая характеристика налоговой системы 7
2. Система налогообложения Республики Беларусь на современном этапе 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ особенностей формирования бюджета в Республике Беларусь 15
2.3 Эффективность налоговой политики Республики Беларусь 22
3. Совершенствование налоговой системы Республики Беларусь 27
3.1 Оптимизация налоговой нагрузки 27
3.2 Совершенствование налогового законодательства 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

дор Ку. Налоговая система.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

Реферат

 

Курсовая работа 35 с., 7 рис., 8 табл., 20 источников.

 

НАЛОГ, СБОР, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТ, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Объектом исследования - налоговая система, включающая в себя совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории государства, регулируемых нормами налогового законодательства.

Предмет исследования – социально-экономические отношения  и процессы, направленные на совершенствование  налоговой системы, достижение макроэкономической стабилизации, высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Цель исследования: на основе анализа действующей налоговой системы, налогового регулирования экономики разработать рекомендации по улучшению организации налоговых отношений в национальной экономике.

При выполнении работы использованы методы: общенаучный, экономические методы, методы группировки, сравнительного и факторного анализа, средних величин, методы классификаций и графических изображений.

В работе на основе анализа динамики изменения  налоговой нагрузки и налоговых поступлений оценена эффективность налоговой политики Республики Беларусь и разработаны направления повышения эффективности налоговой системы и организации налоговых отношений.

Экономическая, социальная, правовая значимость исследования: научные результаты, рекомендации и предложения могут быть использованы в национальной экономике при совершенствовании национальной модели налогового регулирования.

.

 

Содержание

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Актуальность темы исследования заключается  в том, что действующий в Республике Беларусь механизм налогообложения  не в полной мере  соответствует  установившимся в мировой практике прогрессивным системам налогообложения, поэтому приобретает важность проблема налогового регулирования, имеющая целью обеспечение стабилизации и устойчивого роста экономики Республики Беларусь.

В работе освещаются современные теоретические  взгляды по широкому спектру проблем налогообложения: сущность и виды налогов, соотношение и роль в экономической жизни общества фискальной и регулирующей функций налогов, влияние налоговой политики на темпы экономического развития и положение различных слоев общества.

Цель данной работы заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию налоговой системы в Республике Беларусь.

Достижение поставленной цели исследования потребовало решение конкретных задач:

  • исследование теоретических проблем, касающихся сущности налогов, определения содержания, социально-экономической их роли в системе косвенного регулирования общественными процессами;
  • изучение действующей налоговой системы республики, анализ особенностей формирования бюджета Республики Беларусь;
  • выработка предложений по совершенствованию налоговой системы в условиях перехода к рынку.

Объектом исследования является налоговая  система, включающая в себя совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории государства, регулируемых нормами налогового законодательства.

Предмет исследования – социально-экономические  отношения и процессы, направленные на совершенствование налоговой  системы,  достижение макроэкономической стабилизации, высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Теоретические аспекты налогообложения  рассматриваются сквозь призму их практического преломления в экономике Республики Беларусь.

 Информационной базой работы  являются отчетные и статистические  данные министерств и иных  республиканских органов государственного  управления, других государств, международных организаций, информационно-аналитические материалы отечественных и зарубежных авторов, научные публикации по данной проблематике.

1 Теоретические основы налогообложения

1.1 Сущность налогов как социально-экономической категории

Государству для осуществления социально-экономической политики, функционирования государственных органов, обеспечения обороны и безопасности страны и реализации иных задач требуются финансовые ресурсы, и поэтому в его собственность направляется часть национального дохода в виде различных денежных поступлений. В государственные доходы включаются денежные поступления от государственного хозяйства, деятельности государственных предприятий, использования природных ресурсов, доходы от приватизации, штрафы и пени, средства от выпуска государственных займов. Однако наиболее важное место среди доходов государства занимают налоги и сборы.

Налогом признается обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [1].

Управленческая деятельность в  области налогообложения заключается в целенаправленном управляющим воздействии на налоговую систему с целью обеспечения ее функционирования [3, c. 113]. Основным ее направлением является исполнение, проведение в жизнь нормативных правовых актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В сферу управленческой деятельности входит и налоговый контроль, который является частью государственного финансового контроля и представляет собой совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов  государства. Кроме этой сугубо фискальной функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

В условиях рыночной экономики у  государства остается меньше возможности  влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в государственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические и социальные цели.

По своей экономической природе  установление налогов носит односторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу безвозвратности, поскольку все  эти случаи определяются государством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меру обязанностей налогоплательщику, а с другой - меру дозволенного поведения для государственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний государства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересов общества, - с другой.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству  для того, чтобы формировать государственный  бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Налоги поступают в пользу органов  государственной власти или местного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех же условиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями.

Целью взимания налогов является обеспечение  государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии с которым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрело характер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако это правило допускает исключения в виде установления целевых налогов.

Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, в принципе, не ограничен.

Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

Целью взыскания пошлины или  сбора является покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило, пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако, связана с общественно полезной функцией суда - поддержания режима законности.

Пошлина не обусловливает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.

Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении.

1.2. Исторические аспекты развития учения о налогах

На всем протяжении развития государственного устройства общества происходило преобразование и совершенствование системы налогообложения. В этой связи налоги являются категорией исторической.

В экономической литературе выделяют три основных этапа в развитии системы налогообложения:

  • 1 этап (начальный) - от древних времен Римской империи до начала средних веков;
  • 2 этап - XVI-XIX вв.;
  • 3 этап (современный) – XX-XXI вв.

Начальный этап характеризуется отсутствием  теории о налогах и финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе не существовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайные налоги, носящие субъективный характер. Так, например, существовали такие виды налогов: налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельный налог, налоги на доходы, акцизы в виде сборов у ворот городов, налоги на оснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов и др.

Основными направлениями расходования налоговых поступлений в государстве являлись содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов, дорог, водопроводов и другие общественные цели.

Второй этап характеризуется появлением современного государства в Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги и обеспечивающих их сбор. Вместе с тем теории о налогах не существовало до конца XVIII века. В качестве основных налогов выступали поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы, таможенные пошлины, местные налоги.

В конце XVIII века шотландским экономистом Адамом Смитом была создана научная теория налогообложения.

Третий этап развития налогового механизма (с начала ХХ в.) характеризуется совершенствованием налогообложения по трем направлениям: прямые налоги, косвенные налоги и пошлины. На этом этапе государство в полной мере осуществляет свои функции по установлению и взиманию налогов и создает специальные органы управления, выполняющие эти функции. Дальнейшее совершенствование системы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка и методологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов, сборов и отчислений, уточнения субъектов налогоплательщиков [11, c. 34].

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь