Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой сис­темы.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
 Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.
 Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
 Оценка эффективности и определение путей совершенствования суще­ствующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Содержание

Введение.
1. Содержание и принципы построения налоговой системы 5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 18
3. Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь 29
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение.

1.   Содержание и принципы построения налоговой системы              5

2.   Характеристика налоговой системы Республики Беларусь              18

3.   Пути совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь              29

Заключение              41

Список использованной литературы              43


Введение

В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательст­вом и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать ука­занные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налого­вые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как прави­ло, свыше 90 %.

В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укре­плении экономической позиции Беларуси. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Наиболее полное поступление налоговых поступлений в бюджет, рацио­нализация и оптимизация налогов осуществляется в рамках налоговой системы. Грамотно построенная, эффективная и мобильная налоговая система - залог экономических успехов любого государства. В современной налоговой системе налоги должны выполнять все свои основные функции: фискальную, стимули­рующую, распределительную и регулирующую.

Налоговая система любого государства должна отвечать определенным принципам, как классическим (общенациональным), так и внутринациональ­ным. Соблюдение этих принципов может свидетельствовать о грамотном по­строении системы налогов и сборов страны.

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь и выработка путей ее совершенствования. Представляется необходимым характеризовать основные принципы построения налоговой сис­темы.

Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:

   Изучение содержания и принципов построения налоговой системы.

   Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.

   Оценка эффективности и определение путей совершенствования суще­ствующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Объектом исследования является налоговая система как основа организа­ции взимания налогов и сборов, а также пути ее совершенствования.

Предмет исследования - эффективность функционирования налоговой системы Республики Беларусь, рассмотрение возможных направлений улучше­ния.

В процессе работы автором использовались методы систематизации и ло­гического обобщения теоретических источников, а также статистического ана­лиза фактического материала.

Тема налогов и налоговой системы в достаточной степени освещена в различных литературных источниках. Для написания теоретической части кур­совой работы автором использовались учебные пособия и исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская, Т. Ф. Юткина, В. М. Пушкарева и других. Для рассмотрения основ действующей на­логовой системы республики были использованы работы В. А. Гюрджан, Т. И. Василевской, Т. Образковой и др., а также акты законодательства.

Неоценимую помощь автору при определении путей совершенствования налоговой системы оказали многочисленные материалы периодических изда­ний, ресурсы Iпtегпеt.


1.      СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в государственном бюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Сама подлинно научная теория налогообложения стала формироваться лишь в последней трети XVIII в. Ее основоположником с полным правом можно считать шотландского экономиста и философа А. Смита (1723-1790) . В 1776 г. вышла книга А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», в которой он сумел определить основные принципы налогообложения, затем сформулировав их в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1.   Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.

2.   Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен.

3.   Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4.   Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ни­каких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1.   Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2.   Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

3.   Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлятьсомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4.   Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.   Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6.   Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Однако определимся же все-таки с тем, что включает в себя само понятие налоговая система. Налогообложение -- это определенная совокупность экономических, (финансовых) и организационно-правовых отношений, скла­дывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимуще­ственно денежной формы стоимости и выражающая собой односторон­нее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Или иначе говоря , изъятие государством в пользу общества опре­деленной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

     работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль­ные блага и получающие определенный доход;

     хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в среде предпринимательства.

За счет взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов вы­ражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Национальные налоговые системы формируются в соответствии с оп­ределенными принципами. В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсис­темы.

1   Классические или общенациональные принципы. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то ее можно считать оптимальной. Примером таких принципов можно назвать приведенные в начале параграфа четыре классических принципа Адама Смита и их современная интерпретация.

2   Органи зационно-экономические (правовые), или внутринациональные принципы. На основе этих принципов создаются налоговые концепции, задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

Далее необходимо отметить такой немаловажный фактор экономической эффективности налоговой системы как её стабильность. Налогам, как одному из важнейших инструментов макроэкономической политики, присуща одно­временно стабильность и подвижность. При этом чем стабильнее система на­логообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может за­ранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой опера­ции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, уд­ваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неус­тойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий нало­гообложения, а тем более - самих принципов налогообложения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой систе­мы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (пере­чень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, бла­гоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизмен­ными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наи­более значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности. Наряду с принципами налоговая система включает способы и методы взимания налогов.

В налогообложении существует три способа взимания налогов: кадастро­вый, декларационный, административный у источника образования объекта.

1)              кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

2)              на основе декларации;

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3)              у источника;

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата на­лога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачива­ется предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Применяются следующие методы уплаты налога:

      наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства опре­деленную сумму денег в наличной форме;

      безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

      гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклейки их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

Как известно, налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, при­нятым конечным целям и проводимой экономической политике. При по­строении налоговой системы особенно важен выбор видов налогов, мето­дов управления ими, т.е. конкретный налоговый механизм. Главной про­блемой в создании рациональных систем налогообложения всегда считался выбор источника обложения и ставок налогов , от которых зависит разви­тие всей хозяйственной системы.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь