Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы было определение стратегии развития предприятия ООО «Концерн АКХС».
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• провести анализ исходного состояния предприятия ООО «Концерн АКХС»;
• дать оценку отрасли, в которой работает предприятие, и выявить интенсивность конкуренции;
• дать аналитическую оценку положе¬ния предприятия на рынке, оценить его конкурентоспособность;
• сформулировать стратегию бизнеса, назначением которой станет улучшение сложившегося положения предприятия, укрепление его конкурентных преимуществ.
Введение………………………………………………………………………….…..4
Глава1. Методология стратегического планирования ………………………..….5
Глава 2. Бизнес-диагностика и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»…….…………………………… ……....14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия…………………………………...14
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….. .14
2.1.2 Общая структура предприятия ООО «Концерн АКХС»……………16
2.1.3 Продукция и рынки. Характеристика продукции…………………...17
2.1.4 Продуктово – рыночная классификация…………………………......20
2.1.5 Маркетинг и сбыт……………………………………………………...21
2.1.6 Закупки…………………………………………………………………25
2.1.7 Производство………………………………………………………......27
2.1.8 Инновации и инвестиции……………………………………………...33
2.1.9 Персонал………………………………………………………………..34
2.1.10 Анализ издержек……………………………………………………...40
2.1.11 Финансы………………………………………………………………42
2.2 Анализ отрасли и конкуренции………………………………………………..52
2.2.1 Комплексная оценка отрасли машиностроения и металлообработки....................................................................................52
2.2.2 Характеристика отрасли ……………………………………………..53
2.2.3 Анализ конкуренции..............................................................................55
2.2.4 Прогнозирование стратегических действий конкурентов…………56
2.2.5 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли57
2.2.6 Привлекательность отрасли………………………………………......57
2.3 Диагностика внешней среды (макроуровень)………………………………...57
2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….....59
Глава 3. Стратегическое планирование…………………………………………...61
3.1 Стратегическое видение и стратегические цели предприятия……………...61
3.2 Стратегия бизнеса………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………………….....65
Список литературы…………………………………………………………………67
1.3. ДИНАМИКА
ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(2000 = 100)
Инвестиции в основной капитал
2.2.2 Характеристика отрасли
Анализ отрасли выполним по следующим показателям: размер (ёмкость) рынка, масштаб конкуренции, стадия роста рынка и развития отрасли, темп изменения продукции и технологии в отрасли, степень загрузки производственных мощностей, рентабельность производства и продаж.
Емкость рынка. Размер рынка: в силу широкой номенклатуры изделий оценить не представляется возможным.
Стадия роста рынка и развития отрасли Скорость роста рынка и стадии развития отрасли: 2-3-% в год, стадия развития – зрелая.
Основные конкуренты представлены в таблице.
Таблица 2. Основные конкуренты ООО «Концерн АКХС» и занимаемая ими доля на рынке на 01.01.2009 г.
Наименование организации |
Доля на рынке, % |
Цена за 1 м2 , тыс. руб. |
А |
1 |
2 |
СПП ОАО «Стройгаз» |
20 |
40 - 43 |
ООО «Жилищная инициатива» |
50 |
32 - 35 |
ООО «Горизонт» |
10 |
26 - 24 |
ЖСК №173 «Ключ» |
10 |
30 - 32 |
ООО «Концерн АКХС» |
10 |
29 - 30 |
Рис. 2 Доля рынка, занимаемая основными конкурентами ООО «Концерн АКХС» на 01.01.2009 г
Конкурентные отношения на рынке среди строительных организаций, в основном, складываются по отводу земельных участков под строительство домов, обеспечению строительными материалами и конструкциями, ценовыми параметрами строящегося жилья.
Масштаб конкуренции. Национальная, происходит постепенный выход на рынки ближнего зарубежья.
Темп изменения продукции и технологии. Продукция и технология меняются очень часто, в связи со стремительным развитием НТП, однако на исследуемом предприятии это происходит значительно реже – выпуск новых видов продукции происходит в среднем раз в год, технология меняется значительно медленнее.
Среднеотраслевой коэффициент загрузки Степень загрузки производственных мощностей: в среднем по отрасли не более 57-60 %.
Эффективность производства и продаж (рентабельность). В значительной степени варьируются от предприятии к предприятию, в среднем 10-15%.
2.2.3 Анализ конкуренции.
В состав группы компаний АКХС входит ООО «Инвестиционная компания АКХС». ООО «Инвестиционная компания АКХС» выступает в роли инвестора в строительство. «Инвестиционная компания АКХС» призвана заключать договора с застройщиками и дольщиками (физическими и юридическими лицами), аккумулировать финансовые средства, и на эти средства потом другие предприятия «ООО Концерна АКХС» строят жилые дома. ООО «Концерна АКХС» при этом берет на себя выполнение функций генподрядных работ и выполняет строительно-монтажные работы собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций.
Клиентами ООО «Концерн АКХС» являются люди самого разного возраста, социального статуса, семейного положения, общим для которых является желание улучшить свои жилищные условия. Продажей квартир в ООО «Инвестиционная компания АКХС» занимается отдел реализации.
Конкурентами для ООО «Концерн АКХС» в инвестиционной деятельности в жилой фонд являются следующие организации:
- СПП ОАО «Стройгаз» (г. Барнаул, пр. Калинина 115) – опыт работы 70 лет, строит стандартные панельные и кирпичные дома. Предлагает проектирование, строительно-монтажных работ и отделку, производство строительных материалов, долевое строительство квартир во всех районах г. Барнаула. Мощная организация, которая имеет солидный имидж на рынке, высокое качество работ, но отсутствует гибкая система скидок по реализации жилых квартир и имеется недостаточность оборотных средств, что сдерживает темпы развития;
- ООО «Жилищная инициатива» (г. Барнаул, пр. Калинина 15)- работает на строительном рынке 1997 года. Профессиональный коллектив компании способен решать любые задачи: от организации финансирования строительства до возведения и сдачи под ключ как жилых, так и промышленных зданий и сооружений. Применяет при строительстве удачное архитектурно-планировочное решение квартир и фасадов жилых домов, строго соблюдает сроки строительства, обеспечивает высокое качество работ,
- ООО «Горизонт» (г.
Барнаул, 9-й Заводской проезд, 40)
- работает на строительном
- ЖСК №173 «Ключ» (г.
Барнаул, ул. Молодежная, 32) - образован
в сентябре 2000 года. Ведет строительство
жилых домов улучшенной
Таблица 2. Основные конкуренты ООО «Концерн АКХС» и занимаемая ими доля на рынке на 01.01.2009 г.
Наименование организации |
Доля на рынке, % |
Цена за 1 м2 , тыс. руб. |
А |
1 |
2 |
СПП ОАО «Стройгаз» |
20 |
40 - 43 |
ООО «Жилищная инициатива» |
50 |
32 - 35 |
ООО «Горизонт» |
10 |
26 - 24 |
ЖСК №173 «Ключ» |
10 |
30 - 32 |
ООО «Концерн АКХС» |
10 |
29 - 30 |
Рис. 2 Доля рынка, занимаемая основными конкурентами ООО «Концерн АКХС» на 01.01.2009 г
Конкурентные отношения на рынке среди строительных организаций, в основном, складываются по отводу земельных участков под строительство домов, обеспечению строительными материалами и конструкциями, ценовыми параметрами строящегося жилья.
2.2.4 Прогнозирование стратегических действий конкурентов
Исходя из таблицы могу предположить, что в своей борьбе конкуренты будут максимально увеличивать свое влияние по лидирующим показателям, дабы не утратить лидирующее положение, но и одновременно будут стараться максимально сократить свое отставание в слабеющих позициях.
Фирма «Жилищная инициатива» возможно, направит усилия на улучшение качества продукции, поднятие престижа компании, повышение уникальности, универсализма, надежности, срока службы. Относительно ценовой политики данная фирма скорее всего не изменит свою политики. В данный момент я считаю этой организации целесообразно вести строительство больших комплексов, т.е сразу производить строительство нескольких домов в одном месте.
Фирма «Стройгаз» возможно предпримет аналогичные действия с фирмой «Жилищная инициатива», т. к. их показатели не особо различаются.
Фирмам «Горизонт» и «ЖСК №173 Ключ» помимо вышесказанных действий необходимо дополнительно уделить внимание таким показателям как технические параметры, прейскурантная цена, условия кредита, система контроля запасов, реклама. Данные фирмы являются аутсайдерами на рынке.
2.2.5 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли.
Важными факторами, определяющими конкурентное преимущество в отрасли, являются производственные: велика роль соотношения качества продукции и цены (последняя определяется уровнем удельных издержек).
Процессные и продуктовые инновации также во многом могут определить конкурентное преимущество.
Особое значение необходимо придать таким факторам как эффективный маркетинг, основной целью которого должны стать завоевание и поддержание рыночной доли, за счет развития дилерской сети и формирования благоприятного имиджа и репутации предприятия у потребителя.
2.2.6 Привлекательность отрасли
Привлекательность отрасли с точки зрения рассмотренных выше показателей средняя:
- Все предприятия отрасли
- Однако вместе с этим отрасль
характеризуется нарастающей
2.3 Диагностика внешней среды (макроуровень).
Государственно-правовые факторы:
Макроэкономические факторы.
Социально-демографические факторы.
Технологические факторы.
Государственная научно-техническая
политика. В настоящее время
2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия
Таблица 8 - Результаты SWOT-анализа предприятия «ООО Концерн АКХС»
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||
Внутренняя среда |
Система управления |
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности. |
отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления; длительную процедуру принятия решений; дублирование и несогласование указаний и распоряжений, получаемых работниками «сверху», поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место. |
Продукция |
Качество, надежность. Номенклатурный ряд соответствует требованию клиентов. |
Модификация изделий проходит редко и долго. Отсутствуют предложения по новому продукту. По некоторым позициям не удается добиться необходимого уровня качества | |
Маркетинг и сбыт |
Наличие широкой дилерской сети. Многолетний опыт работы, репутация предприятия, как надежной, преуспевающей компании. Грамотное расположение складских помещений. |
Низкий процент скидки с цены. Требовательные условия платежей. Низкий уровень рекламы для сбытовых посредников. Низкое стимулирование покупателей. Низкие премии торговым посредникам | |
Снабжение |
Сложившиеся отношения с поставщиками сырья |
Изменение цен на сырье. | |
Производственные фонды, технология |
Технологический процесс
характеризуется достаточной |
Не равномерная загрузка производственных мощностей (57-60%).Устаревшие производственные мощности Высокие удельные издержки. | |
Персонал |
Качественные параметры
персонала в целом |
Слабая мотивация персонала. На закрытие вакансий уходит много времени. Квалификация вновь принятых работников не всегда соответствует требованиям. Сотрудники не ощущают свою принадлежность ко всему происходящему на предприятии. | |
Финансовое состояние |
В целом предприятие финансово не устойчиво. Степень зависимости организации от заемных источников финансирования высокая. |
Дефицит денежных средств, поэтому предприятие является не платежеспособным по своим краткосрочным обязательствам. Рентабельность производственной деятельности - 16% | |
Возможности |
Угрозы | ||
Внешняя среда |
Покупатели |
Увеличение количества покупателей за счет роста благосостояния покупателей |
Трудности в сохранении клиентов, в связи с этим возможно снижение объемов продаж. |
Конкуренты |
Продукция конкурентов не уступает по качеству продукции |
Наблюдается тенденция увеличения интенсивности конкуренции. Опасна их агрессивная политика. Наблюдается гибкость конкурентов в отношении цен, торговых скидок (переманивают дилеров), сроков платежей. Угроза появление новых конкурентов. | |
Макросреда |
Государственная научно-техническая политика. Стабильный рост ВВП |
Налоговая система не стимулирует рост объемов продаж. Отрицательное влияние макроэкономических параметров (высоких процент ссудного капитала). Рост тарифов на перевозки. Нестабильность сырьевых рынков. |