Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы было определение стратегии развития предприятия ООО «Концерн АКХС».
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• провести анализ исходного состояния предприятия ООО «Концерн АКХС»;
• дать оценку отрасли, в которой работает предприятие, и выявить интенсивность конкуренции;
• дать аналитическую оценку положе¬ния предприятия на рынке, оценить его конкурентоспособность;
• сформулировать стратегию бизнеса, назначением которой станет улучшение сложившегося положения предприятия, укрепление его конкурентных преимуществ.
Введение………………………………………………………………………….…..4
Глава1. Методология стратегического планирования ………………………..….5
Глава 2. Бизнес-диагностика и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»…….…………………………… ……....14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия…………………………………...14
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….. .14
2.1.2 Общая структура предприятия ООО «Концерн АКХС»……………16
2.1.3 Продукция и рынки. Характеристика продукции…………………...17
2.1.4 Продуктово – рыночная классификация…………………………......20
2.1.5 Маркетинг и сбыт……………………………………………………...21
2.1.6 Закупки…………………………………………………………………25
2.1.7 Производство………………………………………………………......27
2.1.8 Инновации и инвестиции……………………………………………...33
2.1.9 Персонал………………………………………………………………..34
2.1.10 Анализ издержек……………………………………………………...40
2.1.11 Финансы………………………………………………………………42
2.2 Анализ отрасли и конкуренции………………………………………………..52
2.2.1 Комплексная оценка отрасли машиностроения и металлообработки....................................................................................52
2.2.2 Характеристика отрасли ……………………………………………..53
2.2.3 Анализ конкуренции..............................................................................55
2.2.4 Прогнозирование стратегических действий конкурентов…………56
2.2.5 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли57
2.2.6 Привлекательность отрасли………………………………………......57
2.3 Диагностика внешней среды (макроуровень)………………………………...57
2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….....59
Глава 3. Стратегическое планирование…………………………………………...61
3.1 Стратегическое видение и стратегические цели предприятия……………...61
3.2 Стратегия бизнеса………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………………….....65
Список литературы…………………………………………………………………67
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Алтайский
государственный технический
им. И.И. Ползунова»
Кафедра экономики и производственного
менеджмента
ББК 65.50. 9(2)24
«Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия «Концерн Алтайкоксохимстрой»)»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегическое управление предприятием»
КР. 080502.05. 000ПЗ
Курсовую работу выполнил
студент гр. ЭУП-71
Нормоконтролер:
2011
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Учебная дисциплина, по которой выполняется работа |
Стратегическое управление предприятием |
Студент |
Кайгородов А.А |
Группа |
ЭУП-71 |
Факультет |
Институт экономики и управления |
Номер задания |
5 |
Тема курсовой работы
|
Стратегическое планирование на предприятии (на примере ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой») |
Вопросы, подлежащие освещению в работе
|
Цель и задачи бизнес-диагностики – проведение анализа текущего состояния предприятия и внешней среды, в которой оно функционирует. Предметом исследования выбирается предприятие ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой» Диагностика предприятия проводится по всем ресурсным составляющим и основным процессам. Обязательным объектом диагностирования также являются структура собственности предприятия, действующая система управления и организационная структура. Оценка состояния предприятия предусматривает определение: сильных и слабых сторон предприятия, его возможности и наличие угроз, конкурентоспособность издержек и цен, конкурентную позицию предприятия, стратегические проблемы, стоящие перед предприятием. |
Таблично-графические материалы
|
Диаграмма структуры собственности предприятия; таблицы основных характеристик продукции предприятия, системы закупок, оценки инновационной активности, анализа численности и оплаты труда; схемы организационной структуры предприятия; таблицы и матрицы оценки конкурентоспособности, и т.п. |
Срок выполнения курсовой работы |
С 1.09. 2011 г. по 5. 12. 2011 г. |
Срок представления курсовой работы к защите |
8. 12. 2008 г. |
Руководитель – ФИО, подпись |
Любицкая В.А. |
Дата выдачи задания |
1.09. 2011 г. |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Методология стратегического планирования ………………………..….5
Глава 2. Бизнес-диагностика и оценка
конкурентоспособности
2.1 Анализ исходного состояния предприятия…………………………………...14
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….. .14
2.1.2 Общая структура предприятия ООО «Концерн АКХС»……………16
2.1.3 Продукция и рынки. Характеристика продукции…………………...17
2.1.4 Продуктово – рыночная классификация…………………………......
2.1.5 Маркетинг и сбыт……………………………………………………...21
2.1.6 Закупки……………………………………………………………
2.1.7 Производство………………………………………………
2.1.8 Инновации и инвестиции……………………………………………...
2.1.9 Персонал…………………………………………………………
2.1.10 Анализ издержек……………………………………………………..
2.1.11 Финансы……………………………………………………………
2.2 Анализ отрасли и
конкуренции……………………………………………….
2.2.1 Комплексная оценка
отрасли машиностроения и
2.2.2 Характеристика отрасли ……………………………………………..53
2.2.3 Анализ конкуренции...................
2.2.4 Прогнозирование стратегических действий конкурентов…………56
2.2.5 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли57
2.2.6 Привлекательность отрасли………………………………………......57
2.3 Диагностика внешней
среды (макроуровень)…………………………
2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….....59
Глава 3. Стратегическое планирование…………………………………………..
3.1 Стратегическое видение и
стратегические цели
3.2 Стратегия бизнеса……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
За время, прошедшее с 1960-х годов, окружающая среда бизнеса в глобальном масштабе претерпела значительные изменения. Перемены стали более частыми и быстрыми, а деловой мир - более сложным.
Как результат, почти каждое предприятие сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста (а то и его полная остановка), снижение рентабельности, утрата доли рынка в борьбе с новыми конкурентами и т.п. Необходимость восстановления утраченной конкурентоспособности, да и их общее возрождение стало предметом растущей озабоченности и для их руководства и для государства.
Переход к рынку потребовал от управленцев новых знаний и навыков: умения предвидеть ситуацию, гибко реагировать на изменения, прогнозировать и планировать результат. Чтобы успешно функционировать на рынке, предприятие должно хорошо понимать предпочтения своих покупателей и разработать эффективную стратегию развития своего предприятия. Но прежде чем приступать к разработке стратегии, необходимо оценить существующее положение предприятия и товара на рынке, вывить возможности и угрозы внешней среды.
Практической базой курсовой работы было выбрано предприятие ООО «Концерн АКХС» –производитель товаров для строительного рынка.
Предприятие ООО «Концерн АКХС» стало объектом проводимого в рамках курсовой работы анализа. Предмет курсовой работы - методика бизнес- диагностики предприятия и стратегического планирования.
Целью данной курсовой работы было определение стратегии развития предприятия ООО «Концерн АКХС».
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Структура курсовой работы следующая. За введением, открывающим курсовую работу, следует теоретическая глава, которая знакомит с некоторыми положениями теории стратегического планирования и носит описательный характер. Во второй главе курсовой работы проводится бизнес-диагностика предприятия ООО «Концерн АКХС» - анализ текущего состояния предприятия и внешней среды, который выявляет конкурентные преимущества предприятия и сложившиеся проблемы. В третьей главе происходит разработка конкретной стратегии предприятия. В заключении собраны краткие выводы, которые обобщают изложенный в курсовой работе материал.
Глава 1. Методология стратегического планирования
Стратегическое планирование – система «разумной бюрократии», позволяющая определить и связать воедино ключевые направления деятельности предприятия, разбить их на отдельные задачи, распределить ответственность и контролировать выполнение.
Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя:
Бизнес-диагностика предприятия
Перед тем, как начать
непосредственно процесс
Диагностика предприятия проводится по всем составляющим его ресурсного потенциала и основным видам линейной и функциональной деятельности. Под ресурсным потенциалом в данном случае понимаются основные и оборотные средства, финансы, персонал, потенциал развития (инвестиционные возможности).
К основным видам линейной и функциональной деятельности, диагностика которых обязательна, следует отнести маркетинг, и сбыт, производство, НИОКР, материально-техническое снабжение, финансы, организация учета и отчетности, персонал, развитие международных связей.
Формирование миссии и стратегического видения предприятия
Процесс формирования стратегической цели предприятия необходимо начинать с осознания и формулирования его миссии. Под миссией в данном случае понимается предназначение бизнеса, смысл существования предприятия, формируемое через удовлетворение нужд и запросов потребителей.
Миссия формируется
с помощью маркетинговых
Формулировка миссии должна быть лаконичной, яркой и воспринимаемой как во внешней среде, так и персоналом предприятия. В общем виде она должна отражать следующее:
- удовлетворяемые потребности рынка;
- стратегическую перспективу рынка;
- конкурентные преимущества продукции;
- приоритетные ценности, принятые и реализуемые предприятием.
С миссией предприятия
тесно соприкасается
Для формирования стратегического видения требуется: определение возможностей, заложенных в ресурсном потенциале фирмы; прогноз состояния конкурентной среды; прогноз влияния внешней среды (социально-политические и макроэкономические факторы). Сформированное, исходя из прогнозов, представление о будущем фирмы является основной для постановки стратегической цели.
Стратегическая цель - это конкретное состояние основных составляющих бизнеса, совокупность которых определяет результативность деятельности предприятия в рассматриваемой перспективе.
К таким составляющим относятся: финансовая результативность (прибыль, рентабельность активов и др.); положение на рынке (объем продаж в динамике, доля рынка, в т.ч. и сравнение с долей основных конкурентов); конкурентоспособность продукции (соответствие основных потребительских характеристик параметрам спроса). Необходимо построение иерархической системы целей в виде главных и соподчиненных им целей, обеспечивающих достижение планируемого состояния предприятия в стратегической перспективе. Это требует постановки и реализации следующих соподчиненных целей: обновление, расширение (сокращение) ресурсного потенциала; разработка новых продуктов и технологий (НИОКР); организационно-управленческие нововведения, другие цели в зависимости от исходного состояния предприятия и его внешней среды.
Классифицируя цели по временному интервалу их реализации (краткосрочные или оперативные, среднесрочные, долгосрочные) следует сказать, что стратегические цели устанавливаются на средне и долгосрочную перспективу. Следует также выделить ключевые требования к целям предприятия, удовлетворение которых в процессе их разработки должно быть обязательным. К таким требованиям относятся: достижимость (реальность), гибкость (возможность корректировки в процессе реализации), совместимость по временным интервалам (краткосрочных со среднесрочными, последних с долгосрочными), конкретность и измеряемость количественными и качественными параметрами, учет интересов потребителей, собственников, персонала и общества.