Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия «Концерн Алтайкоксохимстрой"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было определение стратегии развития предприятия ООО «Концерн АКХС».
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• провести анализ исходного состояния предприятия ООО «Концерн АКХС»;
• дать оценку отрасли, в которой работает предприятие, и выявить интенсивность конкуренции;
• дать аналитическую оценку положе¬ния предприятия на рынке, оценить его конкурентоспособность;
• сформулировать стратегию бизнеса, назначением которой станет улучшение сложившегося положения предприятия, укрепление его конкурентных преимуществ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..4
Глава1. Методология стратегического планирования ………………………..….5
Глава 2. Бизнес-диагностика и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»…….…………………………… ……....14
2.1 Анализ исходного состояния предприятия…………………………………...14
2.1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….. .14
2.1.2 Общая структура предприятия ООО «Концерн АКХС»……………16
2.1.3 Продукция и рынки. Характеристика продукции…………………...17
2.1.4 Продуктово – рыночная классификация…………………………......20
2.1.5 Маркетинг и сбыт……………………………………………………...21
2.1.6 Закупки…………………………………………………………………25
2.1.7 Производство………………………………………………………......27
2.1.8 Инновации и инвестиции……………………………………………...33
2.1.9 Персонал………………………………………………………………..34
2.1.10 Анализ издержек……………………………………………………...40
2.1.11 Финансы………………………………………………………………42
2.2 Анализ отрасли и конкуренции………………………………………………..52
2.2.1 Комплексная оценка отрасли машиностроения и металлообработки....................................................................................52
2.2.2 Характеристика отрасли ……………………………………………..53
2.2.3 Анализ конкуренции..............................................................................55
2.2.4 Прогнозирование стратегических действий конкурентов…………56
2.2.5 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли57
2.2.6 Привлекательность отрасли………………………………………......57
2.3 Диагностика внешней среды (макроуровень)………………………………...57
2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….....59
Глава 3. Стратегическое планирование…………………………………………...61
3.1 Стратегическое видение и стратегические цели предприятия……………...61
3.2 Стратегия бизнеса………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………………….....65
Список литературы…………………………………………………………………67

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Министерство образования и  науки 

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и производственного

  менеджмента

 

 

 

                                                                           Курсовая работа защищена

                                            с оценкой_________________

                                                       Руководитель -  старший преподаватель                           

                                                                      В.А. Любицкая ___________

 

ББК 65.50. 9(2)24

«Стратегическое планирование на предприятии (на примере  предприятия «Концерн Алтайкоксохимстрой»)»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стратегическое управление предприятием»

КР. 080502.05. 000ПЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовую работу выполнил

студент гр. ЭУП-71                                                                 А.А. Кайгородов

 

 

Нормоконтролер:                                                                        В.А. Любицкая

 

2011

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Учебная дисциплина,  по которой выполняется работа

Стратегическое управление предприятием

Студент

Кайгородов А.А

Группа 

ЭУП-71

Факультет

Институт экономики  и управления

Номер задания

5

Тема курсовой работы

 

Стратегическое планирование на предприятии (на примере                   ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»)

Вопросы, подлежащие освещению в работе

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи  бизнес-диагностики  – проведение анализа текущего состояния  предприятия и внешней среды, в которой оно функционирует. Предметом исследования выбирается предприятие ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»  Диагностика предприятия проводится по всем ресурсным составляющим и основным процессам. Обязательным объектом диагностирования также являются структура собственности предприятия, действующая система управления и организационная структура.

Оценка состояния предприятия  предусматривает определение: сильных и слабых сторон предприятия, его возможности и наличие угроз, конкурентоспособность издержек и цен, конкурентную позицию предприятия, стратегические проблемы, стоящие перед предприятием.

Таблично-графические  материалы

 

 

Диаграмма структуры  собственности предприятия;  таблицы основных характеристик продукции предприятия, системы закупок, оценки инновационной активности, анализа численности и оплаты труда; схемы организационной структуры предприятия; таблицы и матрицы оценки конкурентоспособности, и т.п.

Срок выполнения  курсовой работы

С 1.09. 2011 г. по 5. 12. 2011 г.

Срок представления  курсовой работы к защите

8. 12. 2008 г.

Руководитель – ФИО, подпись

Любицкая В.А.

Дата выдачи задания

1.09. 2011 г.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..4

 

Глава1. Методология стратегического планирования ………………………..….5

 

Глава 2. Бизнес-диагностика и оценка конкурентоспособности предприятия  ООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»…….…………………………… ……....14

 

2.1 Анализ исходного состояния  предприятия…………………………………...14

2.1.1 Общая характеристика  предприятия……………………………….. .14

2.1.2 Общая структура предприятия ООО «Концерн АКХС»……………16

2.1.3 Продукция и рынки. Характеристика продукции…………………...17

2.1.4 Продуктово – рыночная классификация…………………………......20

2.1.5 Маркетинг и сбыт……………………………………………………...21

2.1.6 Закупки…………………………………………………………………25

2.1.7 Производство………………………………………………………......27

2.1.8 Инновации и инвестиции……………………………………………...33

2.1.9 Персонал………………………………………………………………..34

2.1.10 Анализ издержек……………………………………………………...40

2.1.11 Финансы………………………………………………………………42

2.2 Анализ отрасли и  конкуренции………………………………………………..52

2.2.1 Комплексная оценка  отрасли машиностроения и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  металлообработки....................................................................................52

2.2.2 Характеристика отрасли   ……………………………………………..53

2.2.3 Анализ конкуренции..............................................................................55

2.2.4 Прогнозирование стратегических действий конкурентов…………56

2.2.5 Основные факторы, определяющие конкурентный успех в отрасли57

2.2.6 Привлекательность отрасли………………………………………......57

2.3 Диагностика внешней  среды (макроуровень)………………………………...57

2.4. Анализ конкурентоспособности предприятия…………………………….....59

 

Глава 3. Стратегическое планирование…………………………………………...61

 

3.1 Стратегическое видение и  стратегические цели предприятия……………...61

3.2 Стратегия бизнеса………………………………………………………………61

 

Заключение……………………………………………………………………….....65

 

Список литературы…………………………………………………………………67

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За время, прошедшее  с 1960-х годов, окружающая среда бизнеса  в глобальном масштабе претерпела значительные изменения. Перемены стали более  частыми и быстрыми, а деловой  мир - более сложным.

Как результат, почти  каждое предприятие сталкивается с  одними и теми же проблемами: замедление роста (а то и его полная остановка), снижение рентабельности, утрата доли рынка в борьбе с новыми конкурентами и т.п. Необходимость восстановления утраченной конкурентоспособности, да и их общее возрождение стало предметом растущей озабоченности и для их руководства и для государства.

Переход к рынку потребовал от управленцев новых знаний и  навыков: умения предвидеть ситуацию, гибко реагировать на изменения, прогнозировать и планировать результат. Чтобы успешно функционировать на рынке, предприятие должно хорошо понимать предпочтения своих покупателей и разработать эффективную стратегию развития своего предприятия. Но прежде чем приступать к разработке стратегии, необходимо оценить существующее положение предприятия и товара на рынке, вывить возможности и угрозы внешней среды.

 Практической базой  курсовой работы было выбрано  предприятие ООО «Концерн АКХС» –производитель товаров для строительного рынка.

Предприятие ООО «Концерн АКХС» стало объектом проводимого в рамках курсовой работы анализа. Предмет курсовой работы - методика бизнес- диагностики предприятия и стратегического планирования.

Целью данной курсовой работы было определение стратегии развития предприятия ООО «Концерн АКХС».

В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • провести анализ исходного состояния предприятия ООО «Концерн АКХС»;
  • дать оценку отрасли, в которой работает предприятие, и выявить интенсивность конкуренции;
  • дать аналитическую оценку положения предприятия на рынке, оценить его конкурентоспособность;
  • сформулировать стратегию бизнеса, назначением которой станет  улучшение сложившегося положения предприятия, укрепление его конкурентных преимуществ.

Структура курсовой работы следующая. За введением, открывающим курсовую работу, следует теоретическая глава, которая знакомит с некоторыми положениями теории стратегического планирования и носит описательный характер. Во второй главе курсовой работы проводится бизнес-диагностика предприятия ООО «Концерн АКХС» - анализ текущего состояния предприятия и внешней среды,  который выявляет конкурентные преимущества предприятия и сложившиеся проблемы. В третьей главе происходит разработка конкретной стратегии предприятия. В заключении собраны краткие выводы, которые обобщают изложенный в курсовой работе материал.

 

 

Глава 1. Методология стратегического планирования

 

Стратегическое планирование –  система «разумной бюрократии», позволяющая определить и связать  воедино ключевые направления деятельности предприятия, разбить их на отдельные задачи, распределить ответственность и контролировать выполнение.

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя:

  • Анализ исходного состояния ресурсов и бизнес-процессов, рынков и внешней среды;
  • Выявление стратегических  проблем и осознание необходимости в стратегических действиях; выработку видения перспективы (стратегическое видение);
  • Постановку целей, исследование возможных стратегических альтернатив, их оценку по критериям эффективности;
  • Разработку перспективного плана, формирование стратегических программ, краткосрочных планов и бюджетов.

 

Бизнес-диагностика предприятия

Перед тем, как начать непосредственно процесс стратегического  планирования, необходимо проанализировать текущее состояние предприятия и внешней среды в которой оно функционирует. Инструментом для проведения такого анализа является бизнес-диагностика. Роль бизнес-диагностики предприятия заключается в формировании необходимой базы данных для планирования стратегических решений. Не менее важное назначение бизнес-диагностики заключается в том, что данные проводимого анализа являются основой системы «раннего предупреждения» критических ситуаций на предприятии и рынке продаж его продукции, что позволяет своевременно осуществлять корректировку финансовой, производственной и сбытовой деятельности.

Диагностика предприятия  проводится по всем составляющим его  ресурсного потенциала и основным видам линейной и функциональной деятельности. Под ресурсным потенциалом в данном случае понимаются основные и оборотные средства, финансы, персонал, потенциал развития (инвестиционные возможности).

К основным видам линейной и функциональной деятельности, диагностика  которых обязательна, следует отнести маркетинг, и сбыт, производство, НИОКР, материально-техническое снабжение, финансы, организация учета и отчетности, персонал, развитие международных связей.

 

Формирование миссии и стратегического  видения предприятия

Процесс формирования стратегической цели предприятия необходимо начинать с осознания и формулирования его миссии. Под миссией в данном случае понимается предназначение бизнеса, смысл существования предприятия, формируемое через удовлетворение нужд и запросов потребителей.

Миссия формируется  с помощью маркетинговых исследований, которые изучают рыночную перспективу той или иной сферы деятельности предприятия с учетом возможностей его ресурсного потенциала. При этом нужно найти ответ на вопрос: «Какую пользу предприятие может принести потребителю, достигая при этом максимальную результативность предпринимательской деятельности».

Формулировка миссии должна быть лаконичной, яркой и  воспринимаемой как во внешней среде, так и персоналом предприятия. В  общем виде она должна отражать следующее:

- удовлетворяемые потребности рынка;

- стратегическую перспективу рынка;

- конкурентные преимущества продукции;

- приоритетные ценности, принятые и реализуемые предприятием.

С миссией предприятия  тесно соприкасается стратегическое видение его перспективы. Стратегическое видение - это представление о желаемом состоянии фирмы в прогнозируемом будущем, базирующееся на интересах потребителей ее продукта и ожиданиях акционеров (владельцев).

Для формирования стратегического  видения требуется: определение  возможностей, заложенных в ресурсном потенциале фирмы; прогноз состояния конкурентной среды; прогноз влияния внешней среды (социально-политические и макроэкономические факторы). Сформированное, исходя из прогнозов, представление о будущем фирмы является основной для постановки стратегической цели.

Стратегическая цель - это конкретное состояние основных составляющих бизнеса, совокупность которых определяет результативность деятельности предприятия в рассматриваемой перспективе.

К таким составляющим относятся: финансовая результативность (прибыль, рентабельность активов и др.); положение на рынке (объем продаж в динамике, доля рынка, в т.ч. и сравнение с долей основных конкурентов); конкурентоспособность продукции (соответствие основных потребительских характеристик параметрам спроса). Необходимо построение иерархической системы целей в виде главных и соподчиненных им целей, обеспечивающих достижение планируемого состояния предприятия в стратегической перспективе. Это требует постановки и реализации следующих соподчиненных целей: обновление, расширение (сокращение) ресурсного потенциала; разработка новых продуктов и технологий (НИОКР); организационно-управленческие нововведения, другие цели в зависимости от исходного состояния предприятия и его внешней среды.

Классифицируя цели по временному интервалу их реализации (краткосрочные или оперативные, среднесрочные, долгосрочные) следует сказать, что стратегические цели устанавливаются на средне и долгосрочную перспективу. Следует также выделить ключевые требования к целям предприятия, удовлетворение которых в процессе их разработки должно быть обязательным. К таким требованиям относятся: достижимость (реальность), гибкость (возможность корректировки в процессе реализации), совместимость по временным интервалам (краткосрочных со среднесрочными, последних с долгосрочными), конкретность и измеряемость количественными и качественными параметрами, учет интересов потребителей, собственников, персонала и общества.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии (на примере предприятия «Концерн Алтайкоксохимстрой"