Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе организации управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир» и разработке путей их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
изучить теоретические основы товарных запасов и их значение;
провести оценку динамики товарных запасов предприятия, определить влияния факторов на изменение величины анализируемых показателей;
предложить пути совершенствования управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность товарных запасов……………………….6
1.1 Сущность, состав, функции товарных запасов………………………6
1.2 Методика анализа товарных запасов торговой организации……..11
1.3 Система управления товарными запасами в современных условиях……………………………………………………………………………13
2 Анализ товарных запасов по ОАО Дом торговли «Детский мир» ..17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ОАО Дом торговли «Детский мир»……………………………………………………17
2.2 Экономический анализ показателей оценки состояния товарных запасов………………………………………………………………………………21
2.3 Оценка факторов, влияющих на размер товарных запасов и их оборачиваемость …………………………………………………………………..23
3 Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»…………………………………………………………25
3.1 Формирование устойчивого товарного ассортимента как условие развития товарооборота………………………………………………………….25
3.2 Экономическое обоснование плановой величины товарных запасов………………………………………………………………………………27
3.3 Повышение эффективности управления товарными запасами…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..….37
Изменение по сравнению с планом и в динамике времени обращения отдельных товарных групп и товаров также оказывает определенное влияние на среднюю товарооборачиваемость (в целом по организации общественного питания). Влияние указанных факторов на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел. Для этого предварительно составляют таблицу, в которой определяют условный средний показатель товарооборачиваемости в днях при фактической структуре товарооборота отчетного года и фактическом времени обращения отдельных товарных групп и товаров прошлого года. Если из условной товарооборачиваемости вычесть базисную (прошлого года), определим влияние на ее размер изменения структуры розничного товарооборота, а из фактической условную – изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.
Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия и повышения ее эффективности является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние на все стороны хозяйственной деятельности предприятия: расходы на продажу, объем реализации товаров, величину доходов, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия все более важной функцией становятся анализ эффективности и оценка политики управления запасами.
Целью практически любого решения в деле управления товарными запасами являются рост объема продаж и минимизация общих расходов, связанных с формированием и хранением этих товарных запасов. Очень важно уметь анализировать последствия применения неоптимальных схем управления запасами.
В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления; анализ состояния товарных запасов; оперативный учет и контроль состояния товарных запасов; осуществление экономических и организационно–технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж).
Цель управления товарными запасами – это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.
С учетом указанных факторов в деле управления товарными запасами каждый руководитель торговой организации должен знать ответ на такие вопросы: сколько и каких запасов должно быть в наличии, каков их оптимальный размер и как ускорить оборачиваемость средств, вложенных в запасы? В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются для достижения поставленных целей перед торговой организацией: для обеспечения роста доли продаж на рынке, поддержания конкурентоспособности, обеспечения прибыльной работы в процессе движения и реализации товаров и др.
В
повышении эффективности
В случае если на каждый вид товарных запасов приходятся равные доли от их общей стоимости, кривая Лоренца преобразуется в прямую, проходящую через начало координат и точку с координатами (100%, 100%). Чем неравномернее распределение общей стоимости по видам товарных запасов, тем круче угол наклона кривой к оси ординат. Руководители (менеджеры) торговых предприятий должны делать расчеты объемов инвестиций в запасы (с учетом общих тенденций изменения совокупных запасов) и тщательно контролировать их по объему и структуре. На практике используются два метода классификации запасов по указанным признакам — ABC и 20/80. Идея этих методов довольно проста. В первом случае запасы делятся на три класса, и для иллюстрации используется графический метод (кривая Лоренца), а во втором – запасы делятся, с учетом их доли в общем количестве товарных запасов и доли этих групп в объеме продаж, на основные и дополнительные.
Наибольшее распространение метод ABC получил при изучении запасов промышленных предприятий, а деление запасов на основные и дополнительные – в торговой отрасли. Хотя и тот, и другой метод можно использовать и в торговле, и на промышленных предприятиях. [2, с.14]
Во всех случаях нужно учитывать следующие положения:
Сущность метода ABC состоит в делении запасов на три группы и дифференцированном подходе к их управлению.
К классу «А» относят запасы, которые требуют повседневного внимания. Количество их видов невелико (5–10%), но на них приходится значительная (до 50–60%) доля в общем объеме продаж. Эти товары пользуются постоянным спросом. По каждому из них нужно отслеживать, как развивается продажа, обеспечивать постоянно их наличие и соответствие предъявляемым требованиям — не иметь излишних запасов, добиваться полного их ассортимента и следить за характером изменения их роли на рынке и т. д.
Класс «В» включает 20–40% видов запасов, на долю которых в объеме продаж приходится 15–30%. Эти товарные запасы необходимо контролировать не реже одного раза в 6–10 дней или 10–20 дней (с учетом специфики работы торговых единиц – по торговле продовольственными товарами, хозяйственными товарами и т. п.).
Класс «С» включает все остальные запасы – большое число позиций, доля которых в объеме продаж представляет собой предельно малую величину (2–5%). Они контролируются не реже одного раза в месяц (или в квартал).
Для каждой из трех групп товарных запасов закладывается различная степень детализации при их анализе и планировании. Во всех трех случаях должны использоваться различные методы расчета потребности в запасах и объемов вложений средств на основе анализа их величины за прошлые годы. Каждая организация самостоятельно принимает решения, какие должны быть границы между группами запасов. Все это в определенной мере способствует улучшению управления товарными запасами.
Другой метод – 20/80 (закон Парето) основан на делении товарных запасов на основные для данной торговой единицы (предприятия), которые составляют до 20% от их общего количества (товаров и товарных групп) и занимают в общем объеме продаж до 80%. Торговые предприятия ежедневно должны уделять внимание этим товарным запасам: контролировать их, обеспечивать постоянный завоз, не иметь их в излишнем количестве и т. п. По каждой группе этих запасов должны использоваться конкретные методы их планирования. От состояния этих товарных запасов зависят экономический рост продаж, величина расходов и прибыли. Остальные запасы (кроме основных) относятся к дополнительным (их доля в общем количестве составляет около 80% и в объеме продаж – до 20%). Обычно плановая величина определяется по этим группам по опыту прошлых периодов и с учетом данных анализа. [5, с.43]
Метод 20/80 широко используется также при анализе и планировании разнообразных показателей, объемов продаж в ассортименте, выпуска и сбыта промышленной продукции, расходов в торговле, себестоимости на предприятиях и т. п.
Приведенные два метода классификации значительно облегчают решение вопросов анализа, планирования и нормирования товарных запасов.
С использованием рассмотренных выше теоретических положений, проанализируем ситуацию, сложившуюся на торговом предприятии Магазин № 9, уделив особое внимание анализу и планированию товарных запасов на анализируемом объекте.
Открытое акционерное общество Дом торговли «Детский мир» создано решением Брестского горисполкома от 18 ноября 1999 года №988 путем преобразования государственного розничного торгового предприятия Дом торговли «Детский мир» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах.
ОАО Дом торговли «Детский мир» зарегистрировано решением Брестского облисполкома от 13 декабря 1999 года №695, с изменениями в Устав от 19.06.2002 г. №4290, от 30.04.2004 г. №8365 и действует на основании Устава.
Уставный фонд организации согласно Уставу составляет 55 341 500 рублей, он разделен на 110683 простых именных акций.
ОАО Дом торговли «Детский мир» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием.
У организации имеется товарный знак, зарегистрированный в соответствии с Законом РБ «О товарных знаках и знаках обслуживания», свидетельство №16517 сроком действия с 24.11.2000 г. по 24.11.2011г.
Одним из основных требований
хозяйствования в условиях
Целью деятельности ОАО Дом торговли «Детский мир» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов коллектива.
Специалистам
некоторых отделов приходится совмещать
свои обязанности с обязанностями
специалистов других подразделений. Так,
заместитель директора
Универмаг «Детский мир» – предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей, так как это является основной специализацией торговой организации и применяющий различные методы торгового обслуживания покупателей. 82% товаров от общего объема товарооборота продаются методом самообслуживания.
Предприятие
расположено в трехэтажном
Форма собственности не государственная без доли собственности государства.
Предприятие имеет собственный транспорт: четыре грузовых автомобиля для доставки товаров от предприятий поставщиков. Поставка товаров осуществляется на основе договоров поставки. За 2010 год было заключено более 600 договоров поставки с различными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, находящиеся на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Торговля осуществляется в 10 товарных секциях.
Организационная структура управления ОАО Дом торговли «Детский мир» представлена торговым отделом, занимающейся коммерческой деятельностью и вопросами формирования ассортимента. Торговый отдел включает в свой состав 5 товароведов по группам товаров. Специалисты торгового отдела проводят работу по улучшению товарообеспечения населения, стабилизации и улучшения своего финансового положения, по изысканию товарных ресурсов, формированию конкурентоспособного ассортимента и расширению сферы предоставляемых услуг. Вся эта работа направлена на улучшение экономических показателей торговой деятельности.
Оплата труда работников ресторана ОАО Дом торговли «Детский мир» производится в соответствии с нормами, предусмотренными трудовым законодательством и коллективным договором. В ОАО Дом торговли «Детский мир» разработаны и утверждены Положение о премировании работников за основные результаты хозяйственной деятельности, производительный и качественный труд; Положение о единовременном поощрении.
Информация о работе Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»