Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе организации управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир» и разработке путей их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
изучить теоретические основы товарных запасов и их значение;
провести оценку динамики товарных запасов предприятия, определить влияния факторов на изменение величины анализируемых показателей;
предложить пути совершенствования управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность товарных запасов……………………….6
1.1 Сущность, состав, функции товарных запасов………………………6
1.2 Методика анализа товарных запасов торговой организации……..11
1.3 Система управления товарными запасами в современных условиях……………………………………………………………………………13
2 Анализ товарных запасов по ОАО Дом торговли «Детский мир» ..17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ОАО Дом торговли «Детский мир»……………………………………………………17
2.2 Экономический анализ показателей оценки состояния товарных запасов………………………………………………………………………………21
2.3 Оценка факторов, влияющих на размер товарных запасов и их оборачиваемость …………………………………………………………………..23
3 Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»…………………………………………………………25
3.1 Формирование устойчивого товарного ассортимента как условие развития товарооборота………………………………………………………….25
3.2 Экономическое обоснование плановой величины товарных запасов………………………………………………………………………………27
3.3 Повышение эффективности управления товарными запасами…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..….37

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  виды товарных запасов. Так, в зависимости  от особенностей обращения имеются товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, что связано с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортировки в отдельные районы страны.

     Приведенные выше положения свидетельствуют  о том, что товарные запасы являются сложной экономической категорией. Они выражают многогранные взаимоотношения между участниками хозяйственной деятельности.

     Каждый  руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т. д.

     Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей. Основные из них приводятся ниже.

     Величина  товарных запасов в сумме (в натуральных показателях, выраженных в физических единицах количества, веса, длины, площади, объема) на конкретную дату и их уровень в днях к объему продаж. Первый из показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень же рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный объем продаж того периода, в котором эти запасы будут реализовываться. Оценка уровня запасов проводится путем сравнения рассчитанного размера в днях на конкретную дату с необходимой величиной, обоснованной предприятием на каждый квартал. Уровень запасов показывает, на сколько дней данные товарные запасы обеспечивают плановый объем продаж. На его основе изучают состояние товарных запасов в динамике и сравнивают их в разрезе предприятий (организаций). Этот показатель (уровень запасов) характеризует запасоемкость объема продаж. Величина товарных запасов в сумме и днях к объему продаж и особенно их изменения служат индикатором соотношения спроса и предложения. [11, с.24]

     Средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличии информации на три и более дат по среднехронологической, а при наличии запасов на начало и конец периода каждую из величин делят на два и суммируют (в целях упрощения этих расчетов запасы на начало и конец периода суммируют и делят на два).

     На  этой основе затем определяется товарооборачиваемость в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный объем продаж того периода, за который этот показатель рассчитывается. Оборачиваемость товаров в днях к обороту (оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товарные запасы) сравнивают с их величиной, установленной предприятием как один из плановых показателей и в разрезе предприятий, особенно тех, которые являются конкурентами.

     Важно также понимать, что время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо связан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности. По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, т. е. требует затрат и не приносит отдачи.

     Для характеристики скорости обращения  товаров используют и показатель, характеризующий количество оборотов за определенный период. Для расчета оборачиваемости в разах число дней в периоде делят на товарооборачиваемость в днях, или объем продаж делят на средние товарные запасы в сумме за соответствующий (тот же) период.

     Товарооборачиваемость в днях к обороту в целом  по торговле страны характеризует продолжительность нахождения товаров в сфере обращения с момента производства товаров до момента их реализации потребителям. С точки зрения предприятия этот показатель отражает среднее время, в течение которого товары находятся на предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.

     При ускорении на один день оборачиваемости  средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному объему продаж. Однако это только часть эффекта. За счет сокращения времени обращения товаров ускоряется процесс воспроизводства, обеспечиваются интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребность в заемных средствах (кредитах банков и т. п.) и расходы торговых предприятий (организаций) за их использование. Перед торговлей и другими отраслями экономики стоит задача обеспечить ускорение оборачиваемости всех материальных и денежных ресурсов и так организовывать хозяйственно–финансовую деятельность, чтобы не допускать сверхнормативных (излишних для обеспечения нормальной деятельности) запасов товарно–материальных ценностей.

     Показатели  формирования ассортимента товаров. Перед каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества производимых товаров такие, которые пользуются спросом у покупателей. Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом. [10, с. 78]

     На  практике различают основной и дополнительный ассортименты. К основному ассортименту относятся товары, пользующиеся повышенным спросом. На его долю приходится основная часть объема продаж, и за счет этого, главным образом, образуется прибыль. Дополнительный ассортимент включает товары, которые придают завершенность основному ассортименту. Эта часть товаров реализуется в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.

     Целью формирования ассортимента товаров  в магазине является обеспечение  такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и  глубине (это в магазинах, где представлено в пределах одной группы товаров множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем продаж и прибыль. В каждом магазине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (использовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в продаже, хотя на них большой спрос, какие с трудом продаются, учитывать их оборачиваемость и т. п.).

     Особое  внимание уделяется на всех уровнях управления торговлей и такому показателю, как доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов. Это соотношение определяется по данным выборочных обследований как отношение числа видов товаров определенной ассортиментной группы импортного производства, к общему числу имеющихся в продаже товаров этой ассортиментной группы.

     К числу важных показателей следует  отнести и коэффициент обновления ассортимента. Он рассчитывается как отношение новых товаров по определенной группе к общему числу их разновидностей. С учетом жизненного цикла товаров заметная доля новых товаров является залогом дополнительного развития торговли.

     Особое  внимание при характеристике ассортимента уделяется качеству потребительских  товаров. Ежегодно в статистических сборниках публикуется информация о большом числе забракованных и сниженных в сортности товаров (в % к общему объему проинспектированных товаров). Многие ввозимые товары не отвечают требованиям нормативной документации по качеству, безопасности применяемого сырья, материалов, компонентов, санитарным нормам, медико–биологическим требованиям.

     При изучении состояния товарных запасов  и тенденций их развития необходимо изучать и такие показатели: доля прироста объема продаж, связанная с ускорением оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы; затраты на хранение и транспортировку на единицу стоимости товаров; средний размер товарных запасов на 1000 руб. объема продаж в разрезе магазинов и особенно по сравнению с показателями конкурентов.

     Все показатели продаж имеют тесную взаимосвязь, которая изучается и анализируется на всех уровнях управления и особенно торговыми предприятиями (оптовыми и розничными юридическими лицами). Речь идет о балансовой увязке показателей реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Увеличение объемов поставок товаров и наличие достаточного количества запасов пользующихся спросом товаров на начало периода, что ведет к увеличению объема продаж, и обратная зависимость объема продаж от величины выбытия товаров и размера товарных запасов на конец периода.

    1. Методика  анализа товарных запасов торговой организации
 
 

     Анализ текущих  товарных запасов начинают с сопоставления  их фактических размеров с установленными нормативами. Так как нормативы товарных запасов устанавливаются поквартально, то и их изучение проводят, прежде всего, по каждому кварталу в отдельности. Сравнение фактических запасов с нормативом проводят как в сумме, так и в днях оборота [5, с. 62].

     В ходе анализа товарных запасов необходимо выявить причины, оказавшие влияние на отклонение от норматива, выяснить, в какой мере товарные запасы удовлетворяют спрос населения, обеспечивают выполнение производственной программы организации и объема розничного товарооборота, проверить правильность размещения запасов по структурным подразделениям организации. Важным моментом в анализе товарных запасов является определение эффективности использования денежных средств, вложенных в запасы. [3, с.24]

     Товарные  запасы на конец квартала одновременно являются остатками сырья и товаров на начало следующего квартала. Поэтому их следует сопоставлять и с нормативом в днях на следующий квартал. Предварительно необходимо фактические товарные запасы на конец квартала определить в днях исходя из планового задания по товарообороту на следующий квартал. В том случае, если в организации общественного питания не планируют товарные запасы, их анализ проводят в динамике. Для этого рекомендуется фактические запасы на первые числа месяца в каждом квартале в сумме и в днях сравнивать с данными на начало квартала. В результате такого анализа определяют, не было ли резких изменений в фактических товарных запасах в течение каждого квартала и отчетного года. Аналогично проводится анализ по остальным кварталам года.

     Анализ товарных запасов включает в себя также анализ товарооборачиваемости, который предполагает сравнение фактической оборачиваемости с плановой, чтобы определить плановую оборачиваемость, рассчитывают плановые средние запасы.

     При использовании формулы средней хронологической плановые среднегодовые запасы рассчитываются следующим образом, к половине норматива товарных запасов квартала прошлого года прибавляют полные их нормативы на , , кварталы и половину норматива квартала отчетного года, затем полученный итог делят на четыре.

     Плановые  среднегодовые запасы могут также  определяться по формуле средней  арифметической, то есть путем суммирования их нормативов на четыре квартала отчетного года и деления полученного итога на четыре.

     Если  для расчета имеются данные на начало и конец изучаемого периода (месяца, квартала или года), то для  расчета средних товарных запасов  также применяют формулу средней арифметической, т.е. их суммируют и полученный итог делят на два.

     Обобщающим  показателем оценки эффективности  использования товарных запасов  может служить интегральный показатель, исчисленный по данным о скорости оборота и отдаче инвестиций, вложенных  в запасы [6, с. 82]:

                                                                        (1.1) 

     Если  индекс интегрального показателя больше единицы, то это свидетельствует  об улучшении использования запасов [9, с. 40].

     В процессе анализа устанавливается, какие факторы повлияли на изменение средних запасов. По результатам анализа разрабатываются мероприятия, направленные на повышение эффективности управления товарными запасами и устранение выявленных недостатков.

     Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по организации общественного питания складывается под воздействием двух факторов:

  • изменения структуры розничного товарооборота;
  • изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.

     В связи с тем, что каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное влияние на время обращения товаров по организации общественного питания в целом. Если в товарообороте возрастает доля товаров с ускоренной товарооборачиваемостью, то за счет этого общая (средняя) товарооборачиваемость ускорится, и наоборот. [15, с.64]

Информация о работе Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»