Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа товарных запасов в оптовой торговле. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность и значение товарных запасов.
Определить источники информационного обеспечения и задачи анализа состояния товарных запасов.
Провести анализ состояния товарных запасов.
Провести анализ эффективности использования товарных запасов.
Провести анализ влияния товарных запасов на изменение прибыли от реализации товаров.
Введение ………………………………………………………………..стр.
1. Теоретические аспекты анализа товарных запасов
и пути его совершенствования………………………………………стр.
1.1 Экономическая сущность, значение товарных запасов…………..стр.
1.2 Источники информационного обеспечения, задачи и
методика анализа товарных запасов………………………………..стр.
1.3 Краткая экономическая характеристика
УТП “Чашникская межрайбаза”……………………………………стр.
2 Анализ товарных запасов и пути его совершенствования по
УТП “Чашникская межрайбаза”……………………………………...стр.
2.1 Анализ состояния товарных запасов
УТП “Чашникская межрайбаза”……………………………………стр.
2.2 Анализ эффективности использования товарных запасов
УТП “Чашникская межрайбаза…………………………………….стр.
Заключение……………………………………………………………….стр.
Список литературы………………………………………………………стр.
1. Теоретические
аспекты анализа товарных
и
пути его совершенствования…………
1.1 Экономическая сущность, значение товарных запасов…………..стр.
1.2 Источники
информационного обеспечения,
методика анализа товарных
1.3 Краткая экономическая характеристика
УТП “Чашникская межрайбаза”………
2 Анализ товарных запасов и пути его совершенствования по
УТП “Чашникская
межрайбаза”……………………………………...
2.1 Анализ состояния товарных запасов
УТП “Чашникская межрайбаза”………
2.2 Анализ эффективности использования товарных запасов
УТП “Чашникская межрайбаза…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Согласно приказу Министерства торговли республики Беларусь от 14.12.95 г. № 80 «О стандартизации терминологии в области торговли» оптовая торговля представляет собой торговлю, при которой купля продажа товаров осуществляется партиями с целью их дальнейшей перепродажи или профессионального использования. При этом оптовая торговля включает все звенья движения товаров от изготовителя до розничной торговой сети или предприятий-потребителей.
Главной задачей любого торгового предприятия является правильное формирование и эффективное использование товарных ресурсов. Решение поставленной задачи осуществляется с помощью комплексного глубокого анализа, в результате которого обрабатывается, оценивается необходимая информация и производится принятие обоснованных управленческих решений. Частью комплексного анализа процессов формирования и использования товарных ресурсов является изучение товарных запасов. Исследование товарных запасов является важным шагом при анализе товарных ресурсов, так как их непосредственное влияние на товарооборот во многом определяет результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Выбранная мной тема “Анализ товарных запасов в оптовой торговле и пути его совершенствования” является актуальной, так как оптовая торговля является основным связующим звеном в процессе доставки товаров до потребителей, а находящиеся на складах товарные запасы являются основным источником для полного удовлетворения спроса покупателей и обеспечения ритмичной работы розничной торговли.
Изучение
товарных запасов и
Кроме характеристики обеспеченности товарооборота товарными запасами и периода, в течение которого товары находятся в сфере товарного обращения, следует иметь в виду и другие цели анализа товарных запасов. Во-первых, товарные запасы являются частью товарных ресурсов торговли и ее материальными ценностями; их учет преследует цели обеспечения их сохранности, изучения образования и местонахождения.
Во-вторых,
товарные запасы составляют основную
часть оборотных средств
В-третьих, размер товарных запасов и время их пребывания в сфере товарного обращения значительно влияют на уровень социальной и экономической эффективности торговли, приближая или отдаляя момент конечной реализации товаров, уменьшая или увеличивая уровень издержек обращения.
В-четвертых, товарные запасы чутко реагируют на любые количественные и качественные изменения в соотношении товарного предложения и покупательского спроса и потому могут служить своевременным индикатором соответствия предложения спросу.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа товарных запасов в оптовой торговле. Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
При написании данной курсовой работы использовалась методика проведения анализа товарных запасов предложенная Кравченко Л.И. [11, стр.36-51]. Данная методика позволяет наиболее эффективно и глубоко провести анализ товарных запасов.
Объектом исследования при написании мной данной курсовой работы является УТП Чашникская межрайбаза Витебского ОПС.
1.1
Экономическая сущность,
значение товарных
запасов.
Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условий они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.
Товарный запас—это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций.
В торговле товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и товарному составу.
По месту нахождения выделяются следующие группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.
В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, целевые (к ним относятся досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей).
Товарные запасы текущего хранения—это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.
Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства или изменения спроса на отдельные виды товаров в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товарных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.
Товарные запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. В районы со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций. К товарным запасам для осуществления определенных целей относятся товары для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции.
Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.
В этой связи для правильной эффективности их использования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.
На размеры товарных запасов оказывает влияние целый ряд факторов: равномерность и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.
Отклонение
фактических товарных запасов от
установленного норматива служит ориентиром
в коммерческой работе. Если товарные
запасы становятся ниже норматива — это
сигнал для завоза соответствующих товаров.
Увеличение же товарных запасов сверх
установленного норматива говорит о необходимости
изучения причин, вызвавших такое нежелательное
явление. Таким образом, товарные запасы
призваны играть важную роль в организации
товародвижения. Они находятся в неразрывной
связи со многими сторонами хозяйственной
деятельности торговых предприятий.
1.2
Источники информационного
обеспечения, задачи
и методика анализа
товарных запасов УТП
"Чашникская межрайбаза"
и пути его совершенствования.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия осуществляется с использованием всех видов информации и от полноты и своевременности информационного обеспечения зависит качество, результативность аналитической работы. Поэтому своевременное и полное информационное обеспечение основное условие проводимого анализа.
При анализе товарных запасов в оптовой торговле используют данные планов их экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и др. Из бухгалтерской отчетности используется “Бухгалтерский баланс” (форма №-1) (Приложение ), “Отчет об издержках обращения” (форма № 3) (Приложение ), “Отчет о прибылях и убытках” (форма № 2) (Приложение ). Из статистической отчетности следует выделить “Отчет по розничной торговле” (форма №3-торг) (Приложение ), “Отчет о товарообороте и запасах товаров” (форма №1-торг) (Приложение ), “Отчет о поставке товара” (форма № 1-сб), “Отчет о поступлении, расходе и остатках товара” (форма № 2-сб), “Отчет по торговой деятельности” (форма № 5-з, торговля), “Отчет о наличии складской сети оптовой организации” (форма № 6-торговля, оптовая).
Информация о работе Анализ товарных запасов в оптовой торговле