Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе организации управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир» и разработке путей их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
изучить теоретические основы товарных запасов и их значение;
провести оценку динамики товарных запасов предприятия, определить влияния факторов на изменение величины анализируемых показателей;
предложить пути совершенствования управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность товарных запасов……………………….6
1.1 Сущность, состав, функции товарных запасов………………………6
1.2 Методика анализа товарных запасов торговой организации……..11
1.3 Система управления товарными запасами в современных условиях……………………………………………………………………………13
2 Анализ товарных запасов по ОАО Дом торговли «Детский мир» ..17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ОАО Дом торговли «Детский мир»……………………………………………………17
2.2 Экономический анализ показателей оценки состояния товарных запасов………………………………………………………………………………21
2.3 Оценка факторов, влияющих на размер товарных запасов и их оборачиваемость …………………………………………………………………..23
3 Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»…………………………………………………………25
3.1 Формирование устойчивого товарного ассортимента как условие развития товарооборота………………………………………………………….25
3.2 Экономическое обоснование плановой величины товарных запасов………………………………………………………………………………27
3.3 Повышение эффективности управления товарными запасами…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..….37

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 370.50 Кб (Скачать)
     Показатель 2009 год 2010 год
Фактический товарооборот за год, тыс. руб. (Т) 259536 309287,2
Фактические средние товарные запасы за год, тыс. руб. (Зср) 20316,5 18773
Товарооборот + средние товарные запасы за год, тыс. руб. 279852,5 328060,2
Отношение средних товарных запасов к сумме  товарооборота и средних товарных запасов 0,073 0,057

     Примечание. Источник: собственная разработка

     

     Прогнозируемая  величина товарооборота по ОАО Дом торговли «Детский мир» на 2011 г. составит 342000 тыс. руб., тогда норматив товарных запасов на 2011 г. будет равен:

     

     Величина  норматива в днях составит:

     

     4) с использованием коэффициента ускорения:

     Произведем  расчет норматива запасов по ресторану  на 2011 г. Норматив запасов 2010 г. – 22 дн. Фактическая товарооборачиваемость 2010 г. – 21,85 дн. Ожидаемые запасы на начало 2011 г. (запасы на конец 2010 г.) – 19,1 дн. Отклонение фактической товарооборачиваемости от норматива запасов 2010 г. составило – 0,15 дн. (21,85 – 22), отклонение ожидаемых запасов от норматива запасов –2,9 дн. (19,1 – 22). Значит, базовая величина запасов будет равна 16,05 дн.

     Планируемый товарооборот 2011 г. – 342000 тыс. руб. Товарооборот 2010 г. – 309287,2 тыс. руб. Следовательно, индекс роста товарооборота – 1,106 (342000 / 309287,2). Отсюда индекс роста запасов будет равен 1,052. Коэффициент ускорения составит 0,951 (1,052 / 1,106). Норматив запасов на планируемый 2011 г. – 15,26 дн. (16,05 × 0,951). 

    1. Повышение эффективности управления товарными запасами
 
 

     Цель  управления товарными запасами – это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходимости организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен.

     Планирование товарных запасов  на ОАО Дом торговли «Детский мир» – это сложный процесс, который включает анализ их состояния и тенденций изменения, обоснование необходимой величины товарных запасов, оценку их с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям и осуществление экономических и организационно–технических мер по их поддержанию в соответствии с этими требованиями.

     Ключевым  звеном в планировании является обоснование рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов в днях и сумме по указанным структурным единицам предприятия. Через установление необходимой величины реализуются цели и задачи планирования. Они состоят в определении оптимальной величины товарных запасов, которые должны обеспечить бесперебойную торговлю всеми товарами (определенного перечня) при наименьших затратах на создание, хранение и управление ими во всех структурных единицах предприятия.

     В нашей стране установлен обязательный ассортиментный перечень товаров и  количество разновидностей, которые каждый магазин должен иметь в продаже. Такой подход используют и страны Западной Европы в процессе управления деятельностью магазинов. Представляется целесообразным для магазинов (отделов) составлять такие перечни, которые должны систематически уточняться с учетом конъюнктуры рынка и других условий (местонахождения магазина, особенности домашних хозяйств и величины их доходов, используемых на покупку товаров и др.). Отдельные предложения по формированию этих перечней в потребительской кооперации обоснованы при характеристике концепции развития ее торговли.

     В настоящее время предприятия  имеют возможность использовать такие апробированные на практике в  нашей стране и за рубежом методы установления величины товарных запасов, как опытно–статистический, технико–экономических расчетов и экономико–математические.

     Величину  запасов по группам товаров рассчитывают в поквартальном разрезе. До 1992 г. действовал порядок, согласно которому первоначально обосновывался норматив товарных запасов в днях к товарообороту и в сумме на IV квартал планируемого года. На другие кварталы их величина определялась путем распределения прироста (уменьшения) норматива товарных запасов в сумме, исчисленной как разница между установленным нормативом товарных запасов в сумме на IV квартал планируемого и IV квартал отчетного года. Величина квартального прироста (уменьшения) распределялась делением указанной разницы на 4 (число кварталов) или пропорционально доле прироста товарооборота за каждый квартал в годовом объеме прироста. В настоящее время целесообразно необходимую величину товарных запасов устанавливать на каждый квартал в отдельности.

     Каждое  предприятие  при  обосновании  необходимой величины товарных запасов  на каждый квартал обязательно использует опытно–статистический метод. Сущность этого метода состоит в установлении рекомендуемой (необходимой) величины запасов (в днях к объему продаж и в сумме),  исходя из сложившихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений последних в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в объеме продаж менее 1% и по небольшим предприятиям (мелкой рознице). По группам товаров, которые занимают значительное место в обороте розничной торговли,  этот метод используется наряду с другими.

     Каждое  предприятие по группам товаров, которые занимают в объеме продаж 1,5% и более, имеет возможность установить необходимую величину товарных запасов (в днях к объему продаж и сумме) не только опытно–статистическим путем, но и на основе использования технико–экономических расчетов. Сущность этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары, которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р) или время заказа и завоза товара; запас текущего пополнения (П/2) – по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза, а по товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидностей в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии; страховой запас (С) устанавливается предприятием эмпирически.

     Таким образом, очевидно, что необходимую  величину рассчитывают по следующей  формуле:

     М =К + Р + П/2 + С

     Рассмотрим  сжато методику расчета каждого  из слагаемых указанной формулы.

     Первый  элемент (К) определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектования торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности — 1—3 дня.

     Второй  элемент (Р), т. е. рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию его поставки. Ниже приводится расчет времени на повторный заказ и использование экономико–математических методов. По товарам местного производства этот период составляет 4–6 дней.

     Запас текущего пополнения предназначен для  бесперебойной торговли между очередными завозами товара и при расчете норматива принимается в среднем размере (П/2), исходя из того, что в момент поступления товаров создаются максимальные запасы и перед очередным завозом их величина будет минимальной.

     На  практике возможно, в зависимости  от соотношения расходов по доставке и хранению товаров, определять меры по улучшению размещения запасов в каналах торговли. Товарные запасы должны быть минимальными, если расходы по хранению намного превышают расходы по их транспортировке. И наоборот, единовременный завоз необходимо предусматривать в большем размере, если транспортные расходы намного выше расходов по хранению.

     Размеры страхового запаса следует пересматривать в сторону снижения по мере повышения  надежности товароснабжения.

     В целях обоснования рекомендуемой (необходимой) величины товарных запасов по товарным группам можно использовать и экономико–математические методы. Широко используется модель Уилсона, которую принято называть классической. Экономико-математические методы часто подвергают критике, основанной на утверждении слабой их связи с реальностью. Отчасти эта критика справедлива, тем не менее данная модель является подспорьем в деле обоснования необходимой величины запасов по отдельным товарам.

     Подсчитанные  разными методами рекомендуемые  размеры запасов по товарным группам тщательно анализируют и утверждают предприятиям один раз в 5–6 лет, поскольку эти расчеты требуют больших затрат времени. В дальнейшем рекомендуемые размеры запасов уточняют.

     На  практике предприятия выполняют  подобные расчеты и на их основе устанавливают примерные максимальные и минимальные величины запасов в днях по основным группам товаров.

     Соответствие  необходимых величин запасов  на ОАО Дом торговли «Детский мир»  предъявляемым требованиям обеспечивается при соблюдении предприятием следующих условий:

  • для однотипных магазинов, имеющих примерно равный объем продаж, целесообразно устанавливать одинаковые величины товарных запасов при прочих равных условиях. Завышенные рекомендуемые размеры товарных запасов оказывают отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия;
  • по мере увеличения объема продаж ОАО Дом торговли «Детский мир»  целесообразно предусматривать постоянное уменьшение рекомендуемой величины запасов в днях;
  • последовательно добиваться ускорения оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы;
  • при установлении размеров плановых запасов на ОАО Дом торговли «Детский мир»  должен учитываться ритмичность поставок;
  • постоянно обеспечивать соответствие наличия товаров установленному ассортиментному перечню;
  • принимать во внимание удаленность ОАО Дом торговли «Детский мир»  от основных баз снабжения, частоту завоза и комплектность поставки и т. д.;
  • по каждому магазину должна рассчитываться необходимая величина запасов в сумме путем умножения среднедневного объема продаж за квартал планируемого года на намечаемый норматив в днях.

     При установлении необходимой величины товарных запасов в разрезе отделов ОАО Дом торговли «Детский мир» в можно использовать и материалы группировок магазинов в регионе при их обследовании статистическими органами. В этом случае используют уравнение гиперболы, и итоги этих расчетов выступают дополнительным условием обоснования расчетных показателей и сравнения показателей магазинов предприятия с данными по региону в целом. Примерные рекомендованные запасы по магазинам и доля этих магазинов в общем объеме продаж позволяют установить общий размер запасов по предприятию в целом. Намечаемую величину запасов тщательно анализируй ют и при необходимости корректируют.

     Установленные величины необходимых товарных запасов позволяют теснее увязать намечаемые показатели по объемам продаж с финансами, потребность в оборотных средствах с их использованием, решения текущих задач в области закупок, политики цен и обслуживания покупателей. 

     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     В результате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

     Анализа основных параметров товарного обращения  позволяет получить достаточно обширную аналитическую информацию. Такая  информация крайне необходима для организации планирования и управления товародвижением на всех иерархических уровнях торговли, рассматриваемой в виде большой и сложной динамической системы. Без этой информации нельзя также решать задачу по повышению рентабельности организации общественного питания.

     Товарный  запас – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций. Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения. В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

     На  размеры товарных запасов оказывает  влияние целый ряд факторов: равномерность  и частота завоза, транспортные условия, материально–техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как–то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

Информация о работе Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»