Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе организации управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир» и разработке путей их оптимизации.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
изучить теоретические основы товарных запасов и их значение;
провести оценку динамики товарных запасов предприятия, определить влияния факторов на изменение величины анализируемых показателей;
предложить пути совершенствования управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 Экономическая сущность товарных запасов……………………….6
1.1 Сущность, состав, функции товарных запасов………………………6
1.2 Методика анализа товарных запасов торговой организации……..11
1.3 Система управления товарными запасами в современных условиях……………………………………………………………………………13
2 Анализ товарных запасов по ОАО Дом торговли «Детский мир» ..17
2.1 Организационно–экономическая характеристика деятельности ОАО Дом торговли «Детский мир»……………………………………………………17
2.2 Экономический анализ показателей оценки состояния товарных запасов………………………………………………………………………………21
2.3 Оценка факторов, влияющих на размер товарных запасов и их оборачиваемость …………………………………………………………………..23
3 Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»…………………………………………………………25
3.1 Формирование устойчивого товарного ассортимента как условие развития товарооборота………………………………………………………….25
3.2 Экономическое обоснование плановой величины товарных запасов………………………………………………………………………………27
3.3 Повышение эффективности управления товарными запасами…..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..….37

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 
 

     Курсовой работы: 39 c., 7 табл., 21 источник. 

     СЫРЬЕ, МАТЕРИАЛЫ, ТОВАРЫ, ЗАПАСЫ, ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ, УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ, ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ, ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ. 

     Цель  данной работы заключается в анализе  организации управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир» и разработке путей их оптимизации.

     Объектом  исследования работы являются товарные запасы ОАО Дом торговли «Детский мир» и деятельность предприятия по управлению ими.

     Предметом исследования являются особенности управления товарными запасами на ОАО Дом торговли «Детский мир».

     При исследовании данной проблемы использовалась первичная и вторичная информация. Источниками первичной информации являлись Устав, годовая бухгалтерская и статическая отчетность. Вторичная информация была почерпнута в основном из периодических изданий, специализированных журналов.

     При расчетах и анализе практических результатов применялись основные методы исследования: сравнительный  подход к оценке экономических явлений, анализ и синтез, способы табличного и графического отражения аналитических данных.

     Областью возможного практического применения является учебный процесс, предприятия торговли Республики Беларусь.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно–аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                         

                                                                                            ___________ 
СОДЕРЖАНИЕ

 

    ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное – к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

     Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

     Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих  запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

     В деятельности торговых предприятий  текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития розничного товарооборота, а с другой – как составную часть финансового плана и основу расчета потребности в источниках собственных и заемных средств. В этой связи нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по розничным ценам (в общественном питании – по продажной стоимости), а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия – по себестоимости (по покупной стоимости). Нормативы текущих товарных запасов в розничных ценах должны планироваться в разрезе товарных групп, товаров и по торговому предприятию в целом, а по себестоимости – только в целом по предприятию. В норматив текущих товарных запасов в розничной и оптовой торговле включают товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, а также товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков.

     Обеспечение предприятия ресурсами – необходимое условие бесперебойного процесса, безусловного выполнения плана по реализации продукции. Успех деятельности предприятия в значительной степени зависит от количественного и качественного его обеспечения ресурсами, рациональности их использования, полноты использования ресурсов, создания условий для хранения как ресурсов так и готовой продукции и качества реализуемой продукции. Поэтому основной задачей прогнозных расчетов на плановый период является определение оптимального уровня, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли без уменьшения высокого качества обслуживания покупателей.

     Тема  курсовой работы актуальна и современна, так как, очень велико значение розничного товарооборота в экономике Республики Беларусь, поскольку именно через розничную торговую сеть и объекты общественного питания происходит снабжение населения продуктами питания и потребительскими товарами. При увеличении розничного товарооборота в масштабах всей страны, возрастает уровень жизни населения.

     Цель  курсовой работы заключается в анализе организации управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир» и разработке путей их оптимизации.

     Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы товарных запасов и их значение;
  • провести оценку динамики товарных запасов предприятия, определить влияния факторов на изменение величины анализируемых показателей;
  • предложить пути совершенствования управления товарными запасами ОАО Дом торговли «Детский мир».

     Объектом  исследования работы являются товарные запасы ОАО Дом торговли «Детский мир» и деятельность предприятия по управлению ими

     Предметом исследования являются особенности управления товарными запасами на ОАО Дом торговли «Детский мир».

     При исследовании данной проблемы использовалась первичная и вторичная информация. Источниками первичной информации являлись Устав, годовая бухгалтерская и статическая отчетность. Вторичная информация была почерпнута в основном из периодических изданий, специализированных журналов. При расчетах и анализе практических результатов применялись основные методы исследования: сравнительный подход к оценке экономических явлений, анализ и синтез, способы табличного и графического отражения аналитических данных.

  1. Экономическая сущность товарных запасов
    1. Сущность, состав, функции товарных запасов
 
 

     Внутренние изменения  и внешние противоречия торговой организации все так или иначе  связаны с товарными запасами, что говорит о необходимости  научного подхода к управлению ими. Однако прежде чем приступать к научному управлению запасами, необходимо правильно представлять себе роль и значение запасов, виды товарных запасов, факторы, влияющие на товарные запасы, цель, задачи, механизм управления товарными запасами. Обратимся к существующим в теории и практике определениям товарных запасов. [8, с.34]

     Товарные  запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере товарного  обращения, а также у изготовителя и в пути. Их наличие характеризует  статичное состояние и местоположение товарной массы в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. Определенные размеры запасов создаются в связи с сезонными колебаниями спроса на некоторые непродовольственные товары при относительно равномерном их производстве и сезонном производстве сельскохозяйственной продукции при равномерном ее потреблении. Необходимость запасов обусловливают и такие факторы, как специализация и размещение промышленных предприятий, уровень развития транспортных связей, изменение средней дальности и скорости доставки товаров, размещение магазинов и др.

     Товарные  запасы как категория товарного  обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и  выполняют определённые функции:

  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
  • удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
  • характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения.

     Товарные  запасы образуются на всех стадиях  товародвижения: на складах оптовых  и розничных предприятий, на складах  предприятий–производителей, в пути. Это обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием; звенностью товародвижения; возможностями для хранения товаров; необходимостью образования страховых резервов и другими.

     Товарные  запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В связи с этим важно понимать, что они формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Известно, что спрос является весьма динамичной категорией. Это затрудняет его оценку вообще и не позволяет достаточно точно измерить его в процессе планирования. Такое положение объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально-экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары и услуги, носит субъективный характер. [15, с.78]

     Многие  авторы дают следующие определение  товарным запасам, что товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

       Согласно «Инструкции по учёту  розничного товарооборота и товарных     запасов в торговле» в состав  товарных запасов розничной торговли  включаются:

  • запасы в розничной сети;
  • запасы в сети общественного питания.

     В товарные запасы розничной торговой сети включаются:

  • товары, имеющиеся на отчетную дату в наличии в торговом зале и подсобных помещениях розничной сети (магазинах, аптеках, палатках, ларьках, киосках, развозной, разносной и другой торговой сети), а также на базах, складах, овощехранилищах, принадлежащих розничным торговым организациям, межрайбазах, оптовых базах, торгово–распределительных складах потребительской кооперации, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания;
  • товары текущего хранения, обеспечивающие повседневную продажу и запасы товаров сезонного хранения (картофель, овощи, фрукты);
  • товары, закупленные и оплаченные, но оставленные на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку.

     Товарные  запасы образуются на всех стадиях  товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых  и розничных товарных предприятий.

     До  момента продажи любой товар  относится к категории товарного  запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер – они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

     Кругооборот товаров, смена статичной формы  запаса динамичной формой товарооборота  составляют экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. [18, с.90]

Информация о работе Совершенствование управления торговыми запасами ОАО Дом торговли «Детский мир»