Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:48, дипломная работа
Актуальностью выбранной темы является то, что бизнес-план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой организации, так как является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности предприятия или фирмы, необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией
Объект исследования процесс планирования деятельности организации в условиях рыночной экономики
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Сущность и принципы современного планирования 9
1.2. Виды планирования 21
1.3. Бизнес-план: значение и структура 25
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
2.1. Место и роль малого предпринимательства в процессе 32
формирования рыночных структур. 32
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий 38
2.3. Организационные формы предпринимательства 42
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО МИНИ-ЗАВОДА
ИП ЦЫРЕМПИЛОВ С.Б. 48
3.1. Резюме 48
3.2. Характеристика предприятия 50
3.3. Описание продукции 52
3.4. Анализ сбыта 54
3.5. Анализ конкурентоспособности 56
3.6. Стратегия маркетинга 59
3.7. Производственный план 63
3.8. Календарный план 65
3.9. Команда управления 65
3.10. Риски и их учет 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
– в промышленности – 100 человек;
– в строительстве – 100 человек;
– на транспорте – 100 человек;
– в сельском хозяйстве – 60 человек;
– научно - технической сфере – 60 человек;
– оптовой торговле – 50 человек;
– розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
– остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли».
Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском законодательстве положен количественный признак – число работающих.
Следует отметить, что около 8.5 миллионов человек занятых в сфере малого предпринимательства, установленные Федеральной Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2007-2008 и в качестве целевого показателя на 2009 год составляют около 10 % населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на предприятия с числом работников менее 10 человек в Германии в 2007 составила 17 % от общего числа занятых, будучи самым низким показателем в ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100 человек во всех странах ЕС превышает 40 % от общего числа занятых.
Специфика субъектов малого предпринимательства в значительной степени определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что именно эта специфика является причиной невозможности роста малого предприятия.
Таблица 2.2
Качественные характеристики размера фирмы
Малый бизнес | Малый-средний бизнес | Средний-крупный бизнес | Крупный бизнес | |
Цели | Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями | Корректируются рынком и стратегией, интуитивно | Корректируются рынком и стратегией, изобретательно | Доминирование на рынке, систематически и стратегически |
Менедж-мент | Личный, авторитарный, прямой | Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами | Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов | Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура |
Продукт | Нет планирования, Нет маркетинговых исследований | Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований | Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетинговые исследования | Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования |
Персонал | Личные отношения «босс-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет Совета трудового коллектива (СТК) | Личные отношения «Наниматель-коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК | Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, СТК | Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлечен-ности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК |
Финансы | Семья, банк | Семья, банк | Семья, банк, акции | Банк, акции |
Основная проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в неконгруэнтности базовых экономических категорий (таких, как зарплата, товарная цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу экономического анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой особенностью малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе, является высокая степень его экономической неформальности, проявляющаяся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, указанных выше, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично – количественную природу корпоративных форм капиталистического типа. Наиболее ярко эти особенности проявляются в малом бизнесе.
В качестве сугубо Российской особенности малого бизнеса чаще всего приводится высокий удельный вес неформального сектора экономики, к которому относят как теневую деятельность предприятий официального (формального) сектора, так и неформальные малые предприятия, действующие полностью. Эти последние представляют собой незарегистрированные официально формы предпринимательской деятельности, направленные на самостоятельное решение человеком имеющихся у него социально-экономических проблем. Они характеризуются высокой степенью социализированности и персонализированным характером экономических отношений, выражающихся в производстве, услугах, обмене, финансировании и учете. При этом причинами такой ориентации считаются как экономические (налогообложение), так и неэкономические (сложность регистрации, перерегистрации, лицензирования, отчетности, запутанность законодательства, отсутствие у предпринимателей возможностей реальной защиты от разрушительного для малого предприятия действий связанных и несвязанных с государством структур) факторы.
Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством.
Основываясь на опыте деятельности как западных, так и отечественных компаний, можно сделать вывод: те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе только за счет снижения издержек, не столько выигрывают, сколько теряют. Возможно, исключением из этого положения нужно признать период второй половины 2000-2005, когда именно радикальное снижение издержек позволило многим компаниям выжить в условиях кризиса. При всем своеобразии отечественной среды функционирования предприятий, чувствительность к переменам во внешней и внутренней среде предприятия, готовность гибко и адекватно реагировать на них, инициативность изменения фирмы в соответствии с потребностями времени являются необходимым условием (но вовсе не гарантией) успеха предприятия на рынке. Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок.
В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования организационной структуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры, прежде всего, сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, высокий уровень самомотивации. Ставшее уже классическим положение экономической теории утверждает, что при росте масштабов производства его удельные издержки до определенного предела снижаются, однако при дальнейшем увеличении масштаба производства начинают возрастать. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». При этом продолжительность действия положительной фазы эффекта масштаба является различной в разных отраслях экономики. Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно экономическим и государственным структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования. В частности, с трудом можно представить себе деятельность малых предприятий (в строгом понимании) в тяжелом машиностроении, черной металлургии, производстве электроэнергии, и т.п. С другой стороны, сфера услуг, общественного питания, розничной торговли обеспечивают малым предприятиям огромный потенциал активной деятельности.
Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Именно сфера малого предпринимательства обеспечивает в экономически развитых странах основную долю занятости населения. Будучи в значительной степени семейным, малый бизнес обеспечивает высокую устойчивость экономики среды благодаря «нерыночному» характеру своей внутренней среды – в малых предприятиях категории цены, зарплаты, прибыли и рентабельности оказываются стоящими на лестнице приоритетов ниже места, отведенного им классической экономической теорией. В качестве основных преимуществ малого бизнеса можно выделить:
-
возможность более гибких и
оперативных решений. По
-
ориентация производителей
-
поддержание занятости и
-
выполнение вспомогательных
-
небольшой первоначальный
- инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.
Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них.
В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются:
– некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;
2) незначительные объемы продаж
3) конкуренция
4)
слишком большие
Однако чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря, контроля за состоянием, дел и не отвечающая потребностям производства система управления. Собственники и сотрудники прекративших свое существование малых предприятий составляют лабильный резерв трудовых ресурсов и основу для появления новых субъектов малого бизнеса.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли».