Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:48, дипломная работа
Актуальностью выбранной темы является то, что бизнес-план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой организации, так как является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности предприятия или фирмы, необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией
Объект исследования процесс планирования деятельности организации в условиях рыночной экономики
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Сущность и принципы современного планирования 9
1.2. Виды планирования 21
1.3. Бизнес-план: значение и структура 25
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
2.1. Место и роль малого предпринимательства в процессе 32
формирования рыночных структур. 32
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий 38
2.3. Организационные формы предпринимательства 42
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО МИНИ-ЗАВОДА
ИП ЦЫРЕМПИЛОВ С.Б. 48
3.1. Резюме 48
3.2. Характеристика предприятия 50
3.3. Описание продукции 52
3.4. Анализ сбыта 54
3.5. Анализ конкурентоспособности 56
3.6. Стратегия маркетинга 59
3.7. Производственный план 63
3.8. Календарный план 65
3.9. Команда управления 65
3.10. Риски и их учет 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
– размеры организации;
– цель составления бизнес-плана;
– общую стратегию организации;
– перспективы роста создаваемой организации;
– размер предполагаемого рынка сбыта;
– наличие конкурентов.
В зависимости от цели составления бизнес-плана, разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации. Чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует усложнения структуры бизнес-плана.
Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структуры бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остаётся практически неизменным:
1. Концепция бизнеса (резюме).
2. Характеристика проекта.
3. Описание товаров и услуг.
4. Оценка рынка сбыта и уровня конкуренции.
5. План маркетинга.
6. План объёма продаж.
7. Организационный план.
8. Финансовый план [10, с.15].
1. Резюме: это очень важный раздел, так как содержит краткое изложение сути бизнес-плана. Это сжатый быстро читаемый обзор информации о намеченном бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие или предприниматель. Резюме является предельно сокращённо версии самого бизнес-плана. Включает в себя название и адрес фирмы, учредителей, суть и цель проекта, потребность в финансах, сроки окупаемости, ссылка на секретность. Резюме – ключевая часть документа, оно должно быть составлено так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.
2.
Характеристика проекта: в
3.
Описание товаров и услуг.
– основные потребительские свойства товара и способы его использования. Степень соответствия товара потребностям покупателей;
– оценки спроса, цены и тенденции потребления товара, оценка этапов жизненного цикла товара;
– ассортимент подобных продуктов, предлагаемых конкурентами, отличия товаров от товаров конкурентов;
– уровень защиты товара, располагает ли предприятие патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой [11, с.26].
4. Оценка рынка сбыта и уровня конкуренции: оценка рынка сбыта – один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, который должен дать ответы на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию. В разделе должны найти отражения следующие направления комплексного исследования рынка: определение типа рынка, определение рыночной структуры, оценка конъюнктуры рынка, отбор целевых сегментов и замер спроса, определение ёмкости рынка и степени удовлетворения спроса.
Целью оценки конкуренции является обоснование выбора тактики конкуренции предприятия в условиях конкурентного рынка. Содержание раздела может быть следующим: анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов; оценка конкурентоспособности предприятия; конкурентное преимущество предприятия.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных SWOT-анализа. При этом рассматриваются преимущественно факторы, отражающие уровень конкурентоспособности товара. По результатам анализа отмечаются преимущества и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности как предприятия и основных конкурентов; выявляется наиболее конкурентоспособный товар на данном рынке, который можно использовать в качестве товара – образца при оценке конкурентоспособности товара.
5. План маркетинга: чтобы достичь успеха, фирма должна получить эффективный рынок для своего товара. При разработке плана маркетинга необходимо обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активное воздействие на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качество товара, реклама, сервис, цена и т.д.). План маркетинга включает в себя большое число вопросов, требующих детальной проработки. Структура раздела может быть следующей: стратегия маркетинга, товарная политика (ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия предприятия в области управления качеством, сервисное обслуживание), ценовая политика (цели ценообразования, выбор ценовой стратегии, метод ценообразования и расчёт исходной цены товара), сбытовая политика (характеристика каналов распространения товара, необходимость участия посредников), бюджет маркетинга.
6.
План объёма продаж: Основываясь
на оценке достоинств
– продажа новой продукции (услуг) своим традиционным покупателям
– реализация продукции на новых рынках, где можно ожидать расширение спроса благодаря новому их качеству;
– вытеснение конкурентов с определённых рынков благодаря новому качеству продукции [2, с.98].
7.
Организационный план: посвящён
системе управления фирмой и
её кадровой политики. Структура
раздела может иметь вид:
8.
Финансовый план: данный раздел
является важнейшей частью
–
финансово-экономические
– планирование основных финансовых показателей (подготовка плановых документов, прогноз балансов активов и пассивов предприятия, прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, финансовая оценка проекта, прогноз запаса финансовой прочности) [12, с.23].
Таким образом, в рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования компании, показывает, каким образом её руководители собираются достичь своей цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
В настоящее время в странах ЕС, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых предприятий. Появляются примеры таких исследований и в России, а также в других странах Восточной Европы. Однако, полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого предприятия, а также разнообразия объективных условий макросреды функционирования малых предприятий в различных странах и регионах всегда будут появляться вариации на эту тему. При этом следует подчеркнуть, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное количественное определение, а для решения других – достаточно общих согласованных (неформальных качественных) подходов.
В современную практику развития малых предприятий, можно выделить несколько проблемных областей, приводящих к необходимости использования, как формальных определений размера предприятия, так и неформального подхода.
В целом можно охарактеризовать современный российский подход к определению малых предприятий в части мер государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства как попытку реализации протекционистской модели государственной поддержки предпринимательства. Однако, важно принимать во внимание значительно более широкий спектр задач, вызывающих необходимость использования формальных или неформальных определений малого бизнеса, а также более широкие возможности подходов к их решению.
Таблица
2.1
Проблемные
области и использование формального
/ неформального подходов к определению
малого и/или среднего предприятия
Проблемные области | Уровни | Формальное определение | Неформальный подход |
Статистические наблюдения: | Межфирменный,
внутриотраслевой, межотраслевой, межрегиональный, международный |
Х | |
Разработка государственных программ поддержки малых предприятий: | Местный, региональный, федеральный, межгосударственный |
Х | Х |
Налогообложение: | Местный федеральный |
Х | |
Образование: | Бизнес-образование Экономическое образование |
Х | Х |
Исследования: | Микроуровень, Макроуровень | Х | Х |
Следующие
три вопроса составляют суть проблемы
определения размера
Разное время разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как, например, «масштабность операций» («the scale of operations» – Aldrich, 1972), или «масштаб организации и ее ответственности/задач» («the scope of an organisation and its responsibilities» – Blau, 1972).Наиболее часто в исследовательских целях использовали критерии «число занятых», «стоимость активов» или «годовой оборот/ объем продаж» и др. Вследствие такого разнообразия подходов участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имеют в виду одно и то же, употребляя понятия малого и среднего бизнеса.
Как следует измерять размер предприятия? Даже если в качестве ответа на вопрос «что есть размер предприятия?» просто выбираются те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выбранных критериев неизбежно ведет к проблеме проведения сопоставлений на различных уровнях анализа. Единственно в зависимости от выбранной меры критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям. То, что может считаться «средним» для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к «малому» или «крупному» – в другом контексте. Сравним, к примеру, оборот фирм в музыкальной индустрии, бизнес – образовании и в промышленности, строительстве, или понятия «масштабности операций» для России и для Люксембурга.
Даже после решения вопросов «что есть размер?» и «как его следует измерять» все еще будет оставаться вопрос «где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?» Один из исследователей делает такой вывод по этому поводу: «Никакое универсальное определение малого предприятия не сможет быть достаточным для всех задач – все они сталкиваются с общими проблемами, отличными от проблем транснациональных корпораций. Не столько важно иметь универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера».
В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации. В уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):