Разработка бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальностью выбранной темы является то, что бизнес-план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой организации, так как является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности предприятия или фирмы, необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией
Объект исследования процесс планирования деятельности организации в условиях рыночной экономики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Сущность и принципы современного планирования 9
1.2. Виды планирования 21
1.3. Бизнес-план: значение и структура 25
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
2.1. Место и роль малого предпринимательства в процессе 32
формирования рыночных структур. 32
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий 38
2.3. Организационные формы предпринимательства 42
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО МИНИ-ЗАВОДА
ИП ЦЫРЕМПИЛОВ С.Б. 48
3.1. Резюме 48
3.2. Характеристика предприятия 50
3.3. Описание продукции 52
3.4. Анализ сбыта 54
3.5. Анализ конкурентоспособности 56
3.6. Стратегия маркетинга 59
3.7. Производственный план 63
3.8. Календарный план 65
3.9. Команда управления 65
3.10. Риски и их учет 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74

Работа содержит 1 файл

дипломная работа.doc

— 496.00 Кб (Скачать)

    Постоянное  приведение бизнес-плана в соответствии с новыми условиями даёт возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия [12, с.5].

    Планирование  является нормой любой предпринимательской  деятельности. Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий. Для высокой эффективности работы, деятельность предпринимателя должна обязательно планироваться.

    Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес-плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

    Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

    – организационно-управленческая и финансово-экономическая  оценка состояния предприятия;

    – выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;

    – формирование инвестиционных целей  на планируемый период.

    В бизнес-плане обосновываются:

    – общие и специфические детали функционирования предприятия в  условиях рынка;

    – выбор стратегии и тактики конкуренции;

    – оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

    Бизнес-план дает объективное представление  о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно-правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.

    Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа [1, с.6].

    Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на конкретный проект:

      производства определённого товара (услуг) – создание нового типа  изделий или оказание новых услуг;

    – всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение её слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

    – изучение конкретных финансовых, технико-экономических  и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач [2, с.8].

    В рыночных условиях хозяйствования бизнес-план используется в различных сферах и формах предпринимательства и помогает очертить тот круг  проблем, с которыми сталкиваются предприятие либо предприниматель в условиях изменчивости, нестабильности и, порой, непредсказуемости самых разнообразных рыночных ситуаций.

    Бизнес-план – краткое, точное, доступное и  понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения [4, с.12].

    Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти  из нынешнего состояния в желаемое, отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период [5, с.23].

    Цели  и задачи бизнес-плана [6, с.244].

  1. Бизнес план служит для обоснования предполагаемого бизнеса оценки результатов за определенный период времени. В этой связи он может рассматриваться как мерило степени достижения успеха.
  2. Бизнес-план является документом, позволяющим «высветить» курс действий и управлять бизнесом. Поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
  3. Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса.
  4. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент  внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, делающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и др.
  5. Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
  6. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
  7. Бизнес-план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – непрерывный процесс познания и самопознания. Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что бизнес – искусство.

    В современной экономической теории бизнес-план выполняет 4 функции.

    Первая  функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Это жизненно необходимо в период создания предприятия, выработки новых направлений деятельности.

    Вторая функция планирования. Она позволяет оценивать возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы её развития, выполнения запланированных мероприятий.

    Третья  функция связана с привлечением денежных средств как собственных, так и со стороны (ссуд, кредитов). Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай невозвратного кредита, требуя гарантии, реального залога, необходимости страхования, и в этом предприятию помогает бизнес-план, так как позволяет анализировать уровень профессионализма менеджеров проекта.

    Четвёртая функция состоит в привлечении  к реализации планов предпринимателя потенциальных партнёров, которые могут вложить собственный капитал или имеющуюся у них технологию, патенты или свой управленческий опыт и деловые связи [3, с.15].

    Для практической реализации бизнес - планирования как  процесса представляется важным соблюдение основополагающих принципов:

    – гибкости, предусматривающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в  которой функционирует данная организация;

    – непрерывности, предполагающей «скользящий» характер планирования;

    – коммуникативности, под которой  понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

    – итеративности, предусматривающей  творческий характер планирования и неоднократности проработки уже составленных разделов плана;

    – многовариантности, позволяющей выбрать  наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

    – участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки  зрения вовлечения в него всех возможных  участников будущей организации;

    – адекватности отражения реальных проблем  и самооценки в процессе планирования [7, с.25].

    Бизнес-план является одним из основных равных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект, стратегии, даёт технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определённый период времени. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой, как правило, ограничен несколькими годами, позволяющей дать достаточно чёткую экономическую оценку намеченным мероприятиям [2, с.16].

    Итак, в стратегической работе фирмы прослеживается следующий порядок.

    1-й  этап. Разработка концепции развития.

    2-й  этап. Инвестиционная программа.

    3-й  этап. Бизнес-план на среднесрочный  период.

    4-й  этап. Мероприятия по реализации  бизнес-плана.

    Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учётом реальных финансовых возможностей фирмы. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые изучаются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и быть достаточно полно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически дать. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала [2, с.18].

    При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде:

    1. Необходимость:

    – обязательное применение планов в любой  сфере деятельности является рациональным поведением людей;

    – прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

    2. Непрерывность:

    процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путём:

    – последовательной разработки новых  планов по окончании действия планов предыдущих периодов;

    – скользящее планирование – по истечении  части планового периода составляется обновлённый план, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

    3. Эластичность и гибкость:

    приспособление  первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путём:

    – введения плановых резервов по основным показателям;

    – применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;

    – использование оперативных планов для учёта возникающих изменений среды;

    – использование альтернативных планов.

    4. Единство и полнота (системность):

    системность достигается тремя основными  способами:

    – наличием общей (единой) экономической  цели и взаимодействием всех структурных  подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;

    – все сопряжённые частичные планы  структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план её социально-экономического развития;

    – включения в план всех факторов, которые могут иметь значения для принятия решений.

    5. Точность и детализация:

    – любой план должен быть составлен  с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели;

    – по мере перехода от оперативных краткосрочных  к средне- и долгосрочным планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

    6. Экономичность:

    – расходы на планирование должны соизмеряться с полученным от него выгодами;

    – вклад планирования в эффективность  определяется улучшением качества принимаемых решений.

Информация о работе Разработка бизнес-плана