Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:48, дипломная работа
Актуальностью выбранной темы является то, что бизнес-план в наши дни имеет огромное значение в деятельности любой организации, так как является объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности предприятия или фирмы, необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией
Объект исследования процесс планирования деятельности организации в условиях рыночной экономики
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Сущность и принципы современного планирования 9
1.2. Виды планирования 21
1.3. Бизнес-план: значение и структура 25
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 32
2.1. Место и роль малого предпринимательства в процессе 32
формирования рыночных структур. 32
2.2. Экономическая и социальная роль малых предприятий 38
2.3. Организационные формы предпринимательства 42
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО МИНИ-ЗАВОДА
ИП ЦЫРЕМПИЛОВ С.Б. 48
3.1. Резюме 48
3.2. Характеристика предприятия 50
3.3. Описание продукции 52
3.4. Анализ сбыта 54
3.5. Анализ конкурентоспособности 56
3.6. Стратегия маркетинга 59
3.7. Производственный план 63
3.8. Календарный план 65
3.9. Команда управления 65
3.10. Риски и их учет 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
7. Оптимальность:
– на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений;
– выражается в максимизации прибыли и других результативных показателях фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8. Связь уровней управления:
достигается тремя способами:
– детализацией планов «сверху- вниз»;
– укрепление планов «снизу- вверх»;
– частичным делегированием полномочий.
9. Участие:
– активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения;
– планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
10. Холизм (сочетание координации и интеграции):
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее планировать в них одновременно и во взаимозависимости [12, с.10].
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой.
Также в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности и т.д. [12, с.11].
Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш, следовательно, в отличие о традиционного плана экономического и социального развития предприятия, бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо интересов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики фирмы. Кроме того, в бизнес-плане, основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха. В то время, как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально. Более близок к бизнес-плану такой, привычный ранее, Российским предпринимателям документ как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным его отличием от бизнес-плана является то, что ТЭО – это плановый документ развития промышленных объектов, поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производстве – это технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы остаются практически нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспекта деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения, следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно [15, с.42].
При кардинальных переменах в деятельности фирмы, в случае наступления кризисных ситуаций, необходимо немедленное реагирование, прежде всего, путем корректировки стратегического и тактического планирования деятельности фирмы.
Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании.
В
рамках стратегического планирования
целевые установки могут
– рыночные (какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании);
– производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объёма и качества);
– финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
– социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определённых социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоёв) [14, с.279].
Стратегическое планирование организации охватывает достаточно длительный срок, обычно 3-5 лет, иногда и более. Однако между бизнес-планом и стратегическим планированием существует ряд различий:
– в отличие от стратегического планирования, бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созиданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие в то время, как стратегическое планирование может включать другие темы стратегий организаций.
– стратегические планы – это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана, его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко, затем, к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четкие очерченные временные рамки, по истечении которых, определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.
Таким образом, бизнес-план, по своей форме, в отличие от стратегического плана фирмы, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью
В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, является полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.
В условиях рыночной экономики, функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в 2-х случаях:
1.
«Инвестиционная деятельность»
– реализация системы
2.
Как система организационно-
Бизнес-план иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой план разработки и реализации, соответствующей части инвестиционного проекта. К началу этапа разработки, в бизнес-плане уже приведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен пред проектный анализ. Теперь вытекает необходимость в итоговом максимально компактном документе, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно бизнес - проекта. В этих целях составляется бизнес-план, который является документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект.
В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в пред инвестиционной фазе делового планирования.
Может так же существовать бизнес-план фирмы, включающий планируемые результаты реализации инвестиционного проекта. В этом случае, инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который реализует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта [8, с.12].
В тактическом планировании деятельности фирмы, позволяющем преодолеть кризисные ситуации, по характеру мероприятий можно выделить два наиболее распространенных вида тактики:
– защитная тактика, основанная на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с осуществлением производства и сбыта, содержания основных фондов, что ведет к сокращению производства в целом;
– наступательная тактика, в которой наряду с экономичными, ресурсно-сберегающими мероприятиями, проводятся стратегические мероприятия, направленные на завоевание новых рынков деятельности фирмы, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации [12, с.33].
Таким образом, стратегическое и тактическое планирование являются основой бизнес-плана организации и определяют ее дальнейшее развитие, направление деятельности на новых рынках, анализ конкурентов и инвестиционную политику, и позволяют укрепить позиции организации в рыночной экономике.
Выбрав свое дело, необходимо спланировать, как его организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого собираются просить деньги на реализацию своего проекта, – банкирам и инвесторам; сотрудникам фирмы, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное – руководителям, чтобы тщательно проанализировать идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока.
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств и принесут прибыль?
Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты – это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее «подстелить соломку».
Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал. Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.
Назначение бизнес плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:
1.
Изучить емкость и
2.
Оценить затраты для
3.
Обнаружить всевозможные «
4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.
Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями.
К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год [9, с.56].
В литературе существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес - линиям (продукция, работа, услуги, технические решения); по предприятию в целом.
К факторам, определяющим объём, состав, структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести:
– специфику вида предпринимательской деятельности;