Расходы на реализацию: состав, структура, анализ, факторы, резервы экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение сущности расходов на реализацию, проведение их анализа на конкретном предприятии и выявление резервов экономии расходов на реализацию.

Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:

изучить сущность и состав расходов на реализацию;

изучить методику анализа расходов на реализацию товаров;

провести анализ расходов на реализацию товаров на примере ОСП «Юбилейное» Минского райпо;

выявить резервы экономии расходов на реализацию товаров.

Содержание

Введение

1. Расходы на реализацию товаров и их влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности торговой организации

1.1 Экономическая сущность расходов на реализацию, их состав и классификация

1.2 Факторы, влияющие на величину расходов на реализацию товаров

1.3 Роль расходов в формировании конечных результатов в условиях рыночных отношений

2. Анализ расходов на реализацию товаров ОСП «Юбилейное» Минского райпо

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОСП «Юбилейное» Минского райпо

2.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему и отдельным статьям

2.3 Оценка влияния факторов на расходы торговой организации

3. Резервы экономии расходов на реализацию товаров ОСП «Юбилейное» Минского райпо

3.1 Пути увеличения товарооборота

3.2 Экономия расходов в целом по организации и пути рационализации по отдельным статьям

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Расходы на реализацию.rtf

— 2.13 Мб (Скачать)

Задачей полного анализа расходов на реализацию является определение:

динамики и степени выполнения плана расходов на реализацию по общему уровню и отдельным статьям расходов;

размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня расходов на реализацию по сравнению с их плановым уровнем и в динамике;

величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);

изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;

различий по сравнению с издержками конкурентов [17, c.185].

По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению издержками и ликвидации нерациональных текущих расходов в торговле.

Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) представляет собой разницу между фактической и плановой суммой расходов на реализацию (или в динамике).

Изменение уровня расходов на реализацию рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.

Темп изменения уровня расходов на реализацию определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах. Темп изменения показывает, насколько процентов изменился уровень расходов на реализацию по отношению к базисному уровню, если последний принять за 100 %.

Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня расходов на реализацию на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.

Показатель затратоотдачи исчисляется отношением товарооборота к сумме расходов на реализацию.

При анализе состава и структуры расходов на реализацию оценку выполнения плана и динамику по статьям условно-переменных расходов следует давать по их уровню. В то же время условно-постоянные расходы изучают прежде всего по абсолютным данным [17, c.186].

Наиболее сложным этапом анализа расходов на реализацию в торговле является количественный расчет влияющих на динамику факторов.

Для измерения влияния степени выполнения плана или динамики товарооборота на расходы на реализацию делают пересчет базисных расходов на фактический товарооборот. По переменным статьям издержек считают, что перевыполнением плана розничного товарооборота пропорционально возрастают их суммы, а уровень остается неизменным -- базисным. Пересчитанную базисную сумму условно-переменных расходов определяют умножение фактического объема товарооборота на их базисный уровень и делением полученного произведения на 100.

Пересчитанный базисный уровень условно-постоянных расходов определяют отношением их базисной суммы к фактическому товарообороту и умножением полученного произведения на 100.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму условно-переменных расходов определяется как разность между пересчитанной и базисной суммами, а на уровень условно-постоянных расходов -- как разность между их пересчитанным базисным уровнями.

Для расчета влияния цен на уровень расходов на реализацию необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных расходов, ставок арендной платы, тарифов на коммунальные услуги, должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами. Затем уровень издержек по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнями расходов на реализацию в действующих и сопоставимых ценах составляет влияние ценового фактора [17, c.187].

На заключительном этапе анализа обобщаются результаты всех проведенных расчетов и разрабатываются мероприятия, способствующие соблюдению режима экономии, устранению непроизводительных расходов и потерь, обеспечению правильных пропорций между различными количественными и качественными показателями деятельности торгового предприятия, обеспечению конкурентоспособности затрат при конкурентоспособности торговых услуг [17, c.190].

Основной задачей прогнозируемых расчетов расходов на реализацию на перспективу является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли без уменьшения высокого качества обслуживания покупателей.

Общее требование к обоснованности прогнозируемых расчетов расходов на реализацию выражается следующей взаимозависимостью, предлагаемой Р. Валевич и Г. Давыдовой [7, c.129]:

 

Ур пост < УР < Уд (1.2)

 

Уд - Ур Ур опт Ур рын (1.3)

 

где Уд -- уровень дохода, % к обороту;

УР -- уровень рентабельности;

Ур -- уровень расходов по общей сумме;

Ур пост -- уровень постоянных издержек;

Ур опт -- оптимальный уровень издержек;

Ур рын -- среднерыночный уровень издержек.

Существуют следующие способы планирования расходов:

Прямая калькуляция исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования, компетентности работников предусматривает подсчет всех затрат, сложившихся или прогнозируемых предприятием.

Обратная калькуляция предполагает расчет издержек по остаточному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат, уровня затрат конкурентов.

Расчет коэффициентов эластичности переменных издержек по объему товарооборота (Кдл) производится по формуле

 

Кэл =( И : И0) : ( T : T0), (1.4)

 

где ИО -- изменение переменных издержек в отчетном периоде;

ИО0 -- переменные издержки в базисном периоде;

T -- прирост товарооборота в отчетном периоде;

T0 -- товарооборот в базисном периоде.

Оптимизация затрат при максимальных объемах прибыли, товарооборота, возможно допустимых трудовых, материальных, финансовых ресурсах, нормативном уровне качества обслуживания (оптимизационные модели) [17, c.192].

Планируя расходы на реализацию, предприятие самостоятельно утверждает план и доводит его до структурных подразделений. Планирование расходов на реализацию имеет связь с прибылью, валовым доходом, оборотными средствами, банковскими кредитами.

При планировании руководствуются различными методами:

С использованием технико-экономических нормативов.

Экономико-математическое моделирование.

Технико-экономические нормативы применяются при определении затрат труда, расходов на транспорт, на содержание помещений и инвентаря, расходов по таре и другое. Если требуется определить расходы по перевозке грузов, необходимо учесть: объем грузооборота на норму тарифов за погрузоразгрузочные работы.

Вариантные расчеты при выполнении плана расходов на реализацию делятся на несколько вариантов расчетов, в основу которых берутся прогрессивные нормативы, и следует выбрать оптимальный вариант.

Экономико-математическое моделирование осуществляется с помощью математических расчетов и персональных компьютеров. Устанавливаются определенные соотношения между объемом и структурой оборота и издержками обращения, транспортными расходами и другими затратами.

Экономико-математическое моделирование позволяет использовать в комплексе методы возможных и технологических расчетов.

План по расходам на реализацию представляет собой смету расходов, в которой указана общая сумма расходов и общий уровень расходов на реализацию, а также сумму и уровень расходов по каждой статье расходов на реализацию.

Статья «Транспортные расходы». Расходы по перевозке товаров - эти затраты исчисляются по видам перевозок железнодорожным транспортом, водным транспортом, автотранспортом. В основном перевозки осуществляются железнодорожным транспортом на условиях цены франко-станции назначения. Торговые предприятия получают товары и оплачивают расходы только на разгрузку вагона на станции назначения и доставку их в магазины. Поэтому расходы по перевозке планируют только на ту часть товаров, которые будут доставлены на условиях цены франко станции отправления.

Статья «Расходы на аренду помещений». Планируют исходя из размера площади арендованных помещений и ставок арендной платы.

Статья «Расходы по амортизации основных фондов». Исчисляют исходя из их стоимости и норм амортизационных отчислений.

Статья «Расходы на оплату труда». В основу планирования берется штатное расписание, в котором прогнозируется численность работников, месячные оклады и на их основе фонд заработной платы.

Статья «Отчисления на социальные нужды». Планируются 40% от спрогнозированного фонда оплаты в фонды:

социальной защиты населения;

единый платеж (чрезвычайный налог и государственный фонд занятости).

Статья «Расходы на ремонт основных средств». Включает расходы на проведение всех видов ремонта основных производственных средств, в том числе расходов по ремонту арендованных основных средств. Для расчета составляется смета расходов по ремонту основных средств.

При планировании предпочтительно делать прогноз на основе данных анализа предыдущих лет (особенно для организаций с простой организационной структурой), этот способ прост, так как не требует отвлечения от работы специалистов для проведения более глубокого анализа каким-либо другим способом. Кроме того, при этом способе виден процесс развития предприятия в динамике. Хотя есть и недостаток, в случае если в предыдущие годы были негативные моменты в деятельности организации, то и прогноз будет некачественен, и даже ошибочным.

Планирование расходов на реализацию направлено на ликвидацию излишних расходов, а также на то, чтобы при высоком качестве торгового обслуживания обойтись наименьшими потерями. Поэтому в фирме важным этапом планирования затрат является их анализ. Анализ расходов на реализацию необходимо проводить потому, что расходы на реализацию при неизменных торговых надбавках - основной фактор обеспечения рентабельности работы фирмы.

 

1.3 Роль расходов в формировании конечных результатов в условиях рыночных отношений

 

Расходы на реализацию, связанные с деятельностью торгового предприятия, нельзя рассматривать как твердо фиксированные величины или сферу, не допускающую воздействия. Расходы на реализацию (издержки) могут быть и должны стать объектом управления. Если удастся уменьшить их путем эффективного управления без снижения объема реализации, валовых доходов, качества торгового обслуживания, то создается возможность увеличения прибыли.

Часто в подходе к управлению издержками самой распространенной является устаревшая точка зрения, согласно которой издержки должны быть снижены любой ценой до самого низкого, ниже минимально допустимого их уровня. И каждое предложение повысить расходы на рекламу, увеличить численность торгово-оперативного персонала, повысить квалификацию работников рассматривается как расточительство. И как результат отказа от таких предложений - сужение возможностей для расширения предприятия (фирмы, магазина), замедление темпов реализации товаров и прибыли.

В последнее время, как свидетельствует зарубежный опыт, все большее и большее распространение получила вторая точка зрения на оптимальный размер расходов на реализацию. Можно и необходимо идти на дополнительные затраты в целях увеличения оборота, привлечения новых поставщиков и покупателей, повышения качества торгового обслуживания, создания привлекательного имиджа предприятия.

Эффективное управление расходами на реализацию ведет к уменьшению и устранению таких расходов, которые не являются целесообразными для торгового предприятия, так как они не содействуют росту оборота и не обеспечивают достижения других целей, т. е. сокращения затрат, не дающих соответствующей отдачи.

Успех предпринимательства зависит от двух условий: объемов и качества выполнения функций и задач, решаемых торговым предприятием (объем реализации, создание потребительских благ, оказание реальных торговых услуг), и рационального использования ресурсов. Таким образом, управление расходами на реализацию означает совершенствование управления всей деятельностью предприятия (фирмы) [7, c.143].

Эффективным считается такое управление, которое обеспечивает:

надлежащий учет и отчетность;

логичную классификацию расходов на реализацию и возможность их глубокого и полного анализа;

отнесение расходов на реализацию на соответствующие подразделения, службы, функции, отдельных лиц, т. е. установление меры ответственности за их расходование;

прогнозирование и планирование расходов на реализацию, составление сметы расходов на будущий период с учетом других показателей и специфики работы торгового предприятия.

Важнейшими элементами модели управления расходами на реализацию являются: цель системы, объект и субъект управления, находящиеся под воздействием спроса потребителей и условий, определяющих общественно необходимые затраты, группа элементов, формирующих прямую информационную связь с объектом управления; контролируемые и неконтролируемые факторы, оказывающие влияние на основные элементы системы.

Система управления расходами на реализацию является одной из подсистем общей системы управления торговым предприятием. Она тесно взаимодействует с подсистемами управления: товарооборотом, товарными запасами, валовыми доходами и прибылью.

Важнейшим показателем, характеризующим качество управления издержками, является показатель их управляемости -- способность оперативно и динамично в заданных пределах изменять параметры издержек в соответствии с изменениями системы экономических методов и средств [7, c.144].

Информация о работе Расходы на реализацию: состав, структура, анализ, факторы, резервы экономии