Расходы на реализацию: состав, структура, анализ, факторы, резервы экономии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение сущности расходов на реализацию, проведение их анализа на конкретном предприятии и выявление резервов экономии расходов на реализацию.

Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:

изучить сущность и состав расходов на реализацию;

изучить методику анализа расходов на реализацию товаров;

провести анализ расходов на реализацию товаров на примере ОСП «Юбилейное» Минского райпо;

выявить резервы экономии расходов на реализацию товаров.

Содержание

Введение

1. Расходы на реализацию товаров и их влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности торговой организации

1.1 Экономическая сущность расходов на реализацию, их состав и классификация

1.2 Факторы, влияющие на величину расходов на реализацию товаров

1.3 Роль расходов в формировании конечных результатов в условиях рыночных отношений

2. Анализ расходов на реализацию товаров ОСП «Юбилейное» Минского райпо

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОСП «Юбилейное» Минского райпо

2.2 Анализ расходов на реализацию по общему объему и отдельным статьям

2.3 Оценка влияния факторов на расходы торговой организации

3. Резервы экономии расходов на реализацию товаров ОСП «Юбилейное» Минского райпо

3.1 Пути увеличения товарооборота

3.2 Экономия расходов в целом по организации и пути рационализации по отдельным статьям

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Расходы на реализацию.rtf

— 2.13 Мб (Скачать)

1. К материальным явным затратам относятся: стоимость товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных материалов, используемых дли упаковки, хранения, обеспечения нормальной) торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех видов и др.

2. К затратам на оплату труда относятся выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, различного рода премии, надбавки к заработной плате, оплата отпусков и т.д.

3. Отчисления на социальные нужды и другие отчисления -- отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости населения и др.

4. Амортизация основных фондов -- процесс переноса стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов.

5. К прочим затратам относятся разного рода платежи за использование собственных и заемных оборотных средств (процент за пользование банковским кредитом), заемных основных средств (арендная плата, другие отчисления и налоги, относимые на издержки обращения).

Неявные издержки -- альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использование принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателе в выбранной им отрасли деятельности.

Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек представляет собой экономические издержки:

 

ЭИ=БИ+ЯИП+НИ, (1.1)

 

где ЭИ -- экономические издержки;

БИ -- бухгалтерские издержки (явные), отнесенные на соответствующие статьи издержек обращения;

ЯИП - явные издержки, оплачиваемые за счет чистой прибыли предприятия;

НИ - неявные издержки.

На предприятии часто возникает вопрос, насколько может оправдать себя расширение или сокращение производства и реализации. На него можно ответить, проведя анализ предельных издержек. Для этого рассчитывается величина издержек прироста (расширения) экономической деятельности и соответственно издержек обращения при ее сворачиваемости, т. е. собственно прея дельных издержек. Под собственно предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек, происшедшее в результате изменения величины производства и реализации на одну единицу. В случае невозможности рассчитать собственно предельные издержки целесообразно в этих же целях определить усредненные предельные издержки. Предельные издержки - средняя величина издержек прироста или сокращения на единицу продукции, возникающих в результате изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу [7, c.100].

В рыночной экономике экономические издержки являются альтернативными издержками, т. е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного вида затрат, того или иного направления использования ресурсов, вида предпринимательской деятельности.

В связи с этим издержки целесообразно рассматривать и под другим углом зрения -- как издержки утраченных возможностей.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, т. е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выявлять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предприятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в разных магазинах и в разных отделах [7, c.102].

Расходы на реализацию торговых предприятий классифицируются по:

участию в образовании стоимости

По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

Чистые расходы на реализацию -- это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых расходов на реализацию обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым расходам на реализацию торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.

Дополнительные расходы на реализацию -- это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным расходам на реализацию относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных расходов на реализацию. Но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме [24, c.107];

подотраслям деятельности.

По этому признаку можно выделить расходы на реализацию:

розничных торговых предприятий;

оптовых торговых предприятий;

предприятий массового питания.

Классификация расходов на реализацию по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности предопределяет высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях массового питания, а наиболее низкий -- на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только расходы на реализацию, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию;

выполняемым задачам.

По этому признаку все расходы на реализацию можно разделить на операционные и административно-управленческие.

Операционные расходы на реализацию -- это расходы торговых предприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки -- это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и др. [24, c.108];

способу распределения по товарным группам.

По этому признаку все расходы на реализацию торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые расходы на реализацию -- это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) расходы на реализацию - это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе, вследствие чего их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов;

степени зависимости от изменений объема товарооборота. По этому признаку все издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные [24, c.108].

Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (валовой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки [17, c.183].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Различия между постоянными и переменными расходами на реализацию. Примечание. Источник: [17, c.184]

 

Условно-переменные расходы на реализацию -- это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьшается с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др.

Условно-постоянные расходы на реализацию - это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу и др. [24, c.109].

В то же время, деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Однако на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации;

видам затрат.

Данный признак классификации издержек обращения является основным. По этому признаку затраты торговых предприятий можно разделить на следующие укрупненные группы:

оплата труда работников торговых предприятий;

оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи, коммунального хозяйства);

материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);

материальные потери (убыль и потери товаров);

другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и социальное страхование) [24, c.109].

Таким образом, были рассмотрены сущность, структура и состав расходов на реализацию, далее же будут рассмотрены факторы, влияющие на величину расходов на реализацию товаров.

 

1.2 Факторы, влияющие на величину расходов на реализацию товаров

 

Основными факторами, определяющими сумму и уровень расходов на реализацию, являются: внешние и внутренние.

К внешним можно отнести:

поведение покупателя;

объем спроса и предложения, их соотношение;

местоположение предприятия;

сегмент рынка;

уровни конкуренции, сервиса, предлагаемого конкурентами:

состояние экономики страны, уровень инфляции, налоги, процентные ставки, минимальную зарплату и т. д.;

уровень нормативных величин;

ориентацию на затратный или антизатратный принцип ведения хозяйства;

платежную дисциплину, состояние кредитно-денежной системы.

Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоемкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием торгового предприятия в целом.

Издержкоемкость товара зависит от вида, потребительских свойств, качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, ресурсообеспеченности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие).

Совокупные издержки предприятия складываются из издержкоемкости реализации самого товара и общих затрат, которые несет предприятие по организации торгового процесса и функционированию предприятия.

К факторам прямого воздействия относятся:

объем и структура товарооборота;

издержкоемкость товаров;

производительность труда;

увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее или более издержкоемких товаров;

мощность торгового предприятия и его складских помещений;

рациональное использование всех видов ресурсов;

сокращение звенности товародвижения;

доля мелкооптовой продажи в общем объеме товарооборота;

транспортировка (вид транспорта, эффективность его использования);

затраты на управление заказами и др.

Анализ расходов на реализацию направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.

Информация о работе Расходы на реализацию: состав, структура, анализ, факторы, резервы экономии