Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать пути повышения рентабельности на данном предприятии.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность рентабельности (уделить внимание нахождению показателей рентабельности);
- определить показатели рентабельности ОАО Гостиница «Турист»;
- дать рекомендации по определению путей повышения данных показателей с учетом предыдущей работы ОАО Гостиница «Турист».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции………………………………………………………….4
1.1.Теоретические основы рентабельности……………………………………4
1.2. Показатели рентабельности продукции…………………………………...5
1.3.Пути повышения рентабельности предприятия...………...….……………9
1.5. Специфика ресторанно-гостиничного бизнеса…………………………..12
2. Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Туист».....................................13
2.1. Характеристика предприятия……………….……………..……………...13
2.2. Особенности организации деятельности предприятия, его функции….15
2.3.Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Турист»………………...........20
2.4. Резервы повышения рентабельности……………………………………. 25
2.5. Предложения по повышению рентабельности………………………….28
Заключение..............................................................................................................30
Список литературы.........................

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Где Пр.у – прибыль от реализации услуг.

     В ресторанном хозяйстве широкое распространение в аналитической работе получил показатель рентабельности товарооборота (рентабельности продаж) (РТ). Он определяется так:

     РТ = Пр / Т х 100,

     Где Пр – прибыль от реализации продукции и собственного производства и покупных товаров.

     Этот  показатель рентабельности характеризует  связь между финансовыми результатами и торговой выручкой. Однако он имеет некоторый недостаток – не характеризует эффективность использования вложенных средств, основных и оборотных фондов. Сумма прибыли и ее уровень в процентах к товарообороту могут быть относительно высоки, но не будут окупать затраченных средств, что приведет впоследствии к невозможности решения хозяйственных задач. Поэтому показатель рентабельности, можно использовать лишь для оценки в совокупность с другими показателями, ибо как частный показатель он отражает только одну сторону явления.

     Рентабельность  ресторанного хозяйства (Рр.х) можно представить как отношение чистой прибыли к валовому доходу:

     Рр.х = ЧП / ВД х 100

     Уровень рентабельности зависит от изменения  фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности выручки, товарооборота. В ресторанном хозяйстве их взаимосвязь в формализованном виде может быть представлена следующим образом:

     Рр.х. = РТ / (1 / ФО + 1 / КО об.с.),

     Где РТ – рентабельность товарооборота, %;

            ФО – фондоотдача основных фондов, тыс.р.;

            КОоб.с. – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

     В гостиничном хозяйстве эта формула может быть выражена следующим образом:

     Рг.х = РВ / (1 / ФО + 1 / КОоб.с.).

     Предприятия гостиничного и ресторанного хозяйства  используют систему показателей рентабельности для оценки эффективности. Критерием эффективности деятельности предприятия является рост рентабельность.  

1.3. Пути повышения рентабельности предприятия в условиях конкуренции.

     Показатели  рентабельности формируются на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменений размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал.

     Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

     Также показатели рентабельности формируются  на базе расчета уровня рентабельности, где вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.

     Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

     При анализе путей повышения рентабельности важно разделение внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.

     Для того чтобы узнать минимальный размер выручки от реализации предоставляемых услуг, ниже которого предприятие будет убыточным, необходимо рассчитать точку безубыточности или порог рентабельности.

     Расчет  порога рентабельности производится на основе данных о прибылях и убытках предприятия.

     Для этого также необходимо рассчитать следующие показатели:

     Маржинальный  доход.

     Маржинальный  доход = постоянные затраты + прибыль

     К постоянным затратам можно отнести  затраты, сумма которых не меняется при изменении объема производства продукции, работ, услуг. К этой группе можно отнести: затраты на рекламу, управленческие расходы, аренда, электроэнергия, банковские услуги. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме.

     Доля  маржинального дохода к выручке.

     Доля  маржинального дохода в выручке = маржинальный доход / выручка х 100%

     Порог рентабельности.

     Порог рентабельности = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке

     Точку безубыточности или объем критической  выручки можно также отразить и графическим способом (рис. 1.4.):

Рис. 1.1. Точка безубыточности 

     Для того чтобы оценить влияние различных  факторов на рентабельность деятельности предприятия, используется факторный  анализ. Он позволяет сделать обоснованные выводы о динамике рентабельности и, в конечном счете, дать конкретные предложения о направлениях изменения структуры услуг в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

     В финансовом анализе могут быть использованы различные методы:

     - индексный метод;

     - метод интегральной оценки;

     - метод цепных постановок.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее. Они наиболее полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования. 

1.4. Специфика ресторанно-гостиничного бизнеса.

     Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса являются предприятиями сферы услуг, отсюда и особенности деятельности данных предприятий: территориальная ограниченность предложения услуги, сильная зависимость от сиюминутного спроса, сложность с контролем качества и необходимость тщательного подбора персонала.

     В зарубежной литературе употребляют  понятие « индустрия гостеприимства». Этот термин подчеркивает две существенные особенности предприятия индустрии гостеприимства: доброжелательное отношение к клиенту и деятельность, направленную на получение прибыли. Индустрия гостеприимства – предпринимательская деятельность на рынке услуг, связанная с приемом и обслуживанием гостей. Это понятие является более узким, чем сфера услуг, и включает в себя предприятия общественного питания, парки отдыха и развлечений, гостиницы.

     Индустрии гостеприимства как деятельности в  сфере услуг присуще следующие свойства и услуги. Прежде всего, это сезонность спроса и привязанность к определенной территории, поскольку при снижении спроса гостиница не может реализовывать свои услуги в другое время и в другом месте. Так курортные гостиницы полностью загружены  и получают прибыль лишь три-четыре месяца в году, а в остальное время их целью является минимизация убытков. В противоположность им в гостиницах крупных городов в летнее время наблюдается недостаток клиентов и ради их привлечения цены снижают на 20-30%.

     Велика  зависимость результатов хозяйственной  деятельности от колебаний спроса, потому что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит их постоянной части, а не переменной. К постоянным затратам относятся амортизация основных фондов, большая часть зарплаты, значительные эксплуатацитонные расходы.

     К особенностям ресторанно-гостиничного бизнеса можно отнести крайне низкую эластичность предложения. Это  связано с тем, что эта индустрия  характеризуется высокой фондоемкостью. В структуре фондов преобладают основные – здания, оборудование, мебель.

     Следующей особенностью является проблема контроля качества услуги. Услуга неосязаема, трудно определить «рекомендуемую норму» таких необходимых элементов услуги, как вежливость и приветливость персонала.

     Предприятия индустрии гостерприимства оказывают  комплекс разнообразных услуг, что является отличительной чертой этой сферы деятельности.

     Существует  множество других рыночных факторов, которые необходимо принимать во внимание в ближайшем будущем. К  ним, например, относятся всемирные  системы бронирования, всемирные информационные сети, средства связи и иные рыночные сегменты, находящиеся в стадии становления. Вместе с тем факторы, перечисленные выше, проявляются по основным направлениям. Индустрия гостеприимства принадлежит к одной из самых динамичных в мире, поэтому здесь можно ожидать очень быстрых изменений.  
 
 
 
 
 

      

2. Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Турист» г.Москва.

2.1. Характеристика предприятия.

     Гостиничный рынок - один из наиболее развивающихся  в мире и России.

     Самые активные региональные рынки гостиниц  – это Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край (курортная зона Черноморского побережья). Юг России вообще является самым активным рынком по количеству сделок с гостиничной недвижимостью – там достаточно высок спрос на услуги мини-отелей, пансионатов и санаториев.

     По  уровню годового дохода на гостиничный  номер Москва считается одним из сильнейших рынков в Европе. Правительство Москвы в качестве стратегической решает задачу превращение города из крупнейшего индустриального центра в мегаполис общеевропейского масштаба. Особое внимание в нем будет уделяться индустрии гостеприимства. По плану правительства Москвы планируется принять в столице до 12 миллионов туристов ежегодно, из них не менее пяти из-за рубежа.

     По  данным правительства Москвы строительство гостиниц будет вестись в основном за счет иностранных инвестиций.

     Объектом  исследования в моей работе является – ОАО Гостиница «Турист», Утвержденный Советом директоров Протоколом № 4   от  «29» июня 2009г. В 2010 году гостиница Турист, Москва будет отмечать свой юбилей – 55 лет. За эти более полувека здесь останавливались самые разные люди: командированные и туристы, предприниматели и студенты, спортсмены и гости ВДНХ. С 1957 года здесь проживали и русские, и зарубежные гости – после Всемирного Фестиваля молодежи и студентов. Свыше 5 миллионов человек жили здесь, в этих 6 корпусах.  И по сей день здесь останавливаются те, кто хотел бы жить в зеленом районе, но недалеко от метро, и при этом не переплачивать за номер. Выбирают Турист командированные, участники и гости различных выставок - гостиница Турист, Москва находится недалеко от Всероссийского Выставочного Центра, и просто отдыхающие. Гостиница Турист, Москва постоянно участвует в конкурсах, и имеет множество наград. Вот лишь некоторые из них: диплом 1997 года – «Лучшая гостиница Москвы в категории 2 звезды», «Хрустальная Ладья-1999» в номинации «За динамичное развитие гостиницы туристского класса», диплом «Профи российского туризма» - «За заслуги в развитии российского туризма», диплом победителя специального конкурса МТПП в номинации «Гостиничная деятельность и конгрессный туризм» (2001 год), «Хрустальная Ладья-2001» в номинации «За лучшее взаимодействие территориального органа власти и гостиниц в повышении экономических показателей и развитии».  

     Адрес гостиницы  Турист: Москва, ул. Сельскохозяйственная, 17, в 7 минутах ходьбы от метро «Ботанический сад». 
 

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции