Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать пути повышения рентабельности на данном предприятии.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность рентабельности (уделить внимание нахождению показателей рентабельности);
- определить показатели рентабельности ОАО Гостиница «Турист»;
- дать рекомендации по определению путей повышения данных показателей с учетом предыдущей работы ОАО Гостиница «Турист».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции………………………………………………………….4
1.1.Теоретические основы рентабельности……………………………………4
1.2. Показатели рентабельности продукции…………………………………...5
1.3.Пути повышения рентабельности предприятия...………...….……………9
1.5. Специфика ресторанно-гостиничного бизнеса…………………………..12
2. Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Туист».....................................13
2.1. Характеристика предприятия……………….……………..……………...13
2.2. Особенности организации деятельности предприятия, его функции….15
2.3.Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Турист»………………...........20
2.4. Резервы повышения рентабельности……………………………………. 25
2.5. Предложения по повышению рентабельности………………………….28
Заключение..............................................................................................................30
Список литературы.........................

Работа содержит 1 файл

экономика предприятия.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     В процессе анализа названные показатели рассчитываются за предыдущий и отчетный период, определяется из изменение и выявляются факторы, вызвавшие это изменение.

     Таблица 2.2. Оценка рентабельности капитала организации.

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-)
I Исходные данные для анализа
  1. Среднегодовые остатки совокупных активов (капитала), тыс. руб.
339107 441771 +33910
  1. Среднегодовая стоимость собственного капилата, тыс. руб.
217941 278094 -60153
  1. Среднегодовая стоимость заемного капитала, тыс. руб.
121166 163678 +42512
  1. Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.
215685 248761 -33076
  1. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.
123423 193010 +69587
  1. Прибыль до налогообложения (общая бухгалтерска прибыль) тыс. руб.
73296 97238 +23942
  1. Чистая прибыль, тыс. руб.
55705 69399 +13694
II Показатели рентабельности
  1. Рентабельность капитала (активов), %
21,61 22,01 +0,40
  1. Рентабельность собственного капитала, %
25,56 24,96 -0,60
  1. Рентабельность заемного капитала, %
60,49 59,41 -1,08
  1. Рентабельность внеоборотных активов, %
33,98 39,09 +5,11
  1. Рентабельность оборотных активов, %
59,39 50,39 -9,01
 

     Вывод.

     Из  данных табл. 2.2 следует, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась как прибыль до налообложения, так и чистая прибыль ОАО Гостиница «Турист», что способствовало росту рентабельности капитала и внеоборотных активов. Однако величины собственного и заемного капитала, а также оборотных активов опережали в своем росте показатели прибыли (темп роста собственного капитала – 124,6% (69399:217941), в то время как рост чистой прибыли – 124,6% (69399:55705); заемного капитала – 135,1%, (163678:121166), оборотных активов – 156,4% (193010: 123423), а прибыли до налогообложения – 132,7% (97238:73296). Это привело к снижению рентабельности собственного и заемного капитала, а также оборотных активов. Вместе с тем обращают на себя внимание высокие абсолютные значения всех показателей рентабельности капитала (активов). Например, рентабельность капитала в отчетном году составила 2201%, собственного капитала – 24,96%, а заемного еще значительнее – 59,41%. Таким образом, гостиница как в отчетном, так и в предыдущем году работала эффективно. 

     Рентабельность  обычных видов  деятельности.

     Для оценки рентабельности обычных видов деятельности рассчитывают и анализируют в динамике следующие показатели:

  1. Рентабельность продаж – отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг.
  2. Рентабельность расходов по обычным видам деятельности – позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг.
  3. Рентабельность производственных расзодов – характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг.
  4. Рентабельность управленческих расходов – показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов.
  5. Рентабельность коммерческих расходов – позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов.

     Проанализируем  динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с  помощью таблицы. 

     Таблица 2.3. Динамика показателей рентабельности обычных видов деятельности организации.

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-)
I Исходные данные для анализа
  1. Выручка (нетто) от продажи товароыв, продукции, работ, услуг, ты.руб.
870421 1306341 +435920
  1. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.
654975 987604 +332629
  1. Коммерческие расходы, тыс.руб.
89581 132148 +42567
  1. Управленческие расходы, тыс.руб.
40082 55896 +15814
  1. Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.
784638 1175648 +391010
  1. Прибыль от продаж, тыс. руб.
85783 130693 +44910
II Показатели рентабельности
  1. Рентабельность продаж, %
9,96 10,00 +0,14
  1. Рентабельномть производственных расходов, %
10,93 11,12 +0,19
  1. Рентабельность производственных расходов, %
13,10 13,23 +0,13
  1. Рентабельность коммерческих расходов, %
95,76 98,90 +3,14
  1. Рентабельность управленческих расходов, %
214,02 233,81 +19,79
 

     Вывод

     Полученные  результаты позволяют увидеть, что  в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло повышение рентабельности обычной деятельности. В частности, рентабельность продаж возросла с 9,86 до 10%, рентабельность затрат на производство и продажу продукции – с 10,93 до 11,12. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей прибыльности обычной деятельности (рентабельности производственных, коммерческих и управленческих расходов). Невысокие значения показателей рентабельности продаж и затрат связаны с отраслевыми особенностями. В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности гостиницы. 

    1. Резервы повышения рентабельности.
 

     Для оценки влияния различных факторов на рентабельность деятельности предприятия проведем факторный анализ ОАО Гостиница «Турист» по данным таблицы 2.4.

     Таблица 2.4 Динамика рентабельности капитала организации.

Показатель 2008 г. 2009 г. Отклонение (+,-)
  1. Прибыль до налообложения (общая бухналтерская прибыль), тыс. руб.
73296 97238 +23942
  1. Вфручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.
870421 1306341 +435920
  1. Среднегодовая стоимость капитала (активов), тыс. руб.
339107 441771 +33910
  1. Среднегодовая стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.
215685 248761 -33076
  1. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.
123423 193010 +69587
  1. Общая рентабельность капитала, %
21,61 22,01 +0,4
  1. Рентабельность продаж (по прибыли до налогообложения), %
8,42 7,44 -0,98
  1. Оборачиваемость капитала (капиталоотдача), обороты
2,5668 2,9571 +0,3903
  1. Фондоотдача основного капитала (внеоборотных активов), руб.
4,0356 5,2514 +1,2158
  1. Оборачиваемость оборотных активов, обороты.
7,0523 6,7683 -0,2840
 

     Прежде  всего оценим влияние рентабельности продаж DrК(lK) и оборачиваемости капитала (lK ) на изменение рентабельности капитала (rК) с помощью интегрального метода:

DrК(rN) = (DrN / 2) х (lK0 + lK1) = (-0,98 / 2) х (2,5668 + 2,9571) = -2,70%;

DrК(lK) = (DlK / 2) х (rN0 + rN1) = (+0.3903 / 2) х (8.42 + 7.44) = +3.10%

DrК = DrК(rN) + DrК(lK) = -2.70 + 3.10 = +0.40%

     Полученные  результаты позволяют видеть, что  рентабельность капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим возросла за счет ускорения его оборачиваемости. В то же время у организации  имеются резервы (упущенные выгоды) для увеличения рассматриваемого показателя за счет повышения эффективности обычных видов деятельности (рентабельности продаж).

На следующем  этапе оценим влияние трех качественных факторов: рентабельности продаж (rN), фондоотдачи основного капитала (¦) и оборачиваемости оборотных активов (lАО) на рентабельность капитала с помощью метода цепных подстановок:

DrК(rN) = rN1 / (1 / ¦0 + 1 / lАО0) - rN0 / (1 / ¦0 + 1 / lАО0) = 7,44/ (1 / 4,0356 + 1/7,0523) – 8,42 / (1 / 4,0356 + 1/7,0523) = -2,51%

DrК(¦) = rN1 / (1 / ¦1 + 1 / lАО0) - rN1 / (1 / ¦0 + 1 / lАО0) = 7,44 / (1/5,2514 + 1/7,0523) – 7,44 / (1/4,0356 + 1/7,0523) = +3,30%

DrК(lАО) = rN1 / (1 / ¦1 + 1 / lАО1) - rN1 / (1 / ¦1 + 1 / lАО0) = 7,44 / (1/5,2514 + 1/6,7683) – 7,44 / (1/5,2514 + 1/7,0523) = -0,39%

DrК = DrК(rN) + DrК(¦) + DrК(lАО) = -2,51 + 3,30 – 0,39 = +0,40%

     Из  полученных расчетов следует, что росту  рентабельности капитала способствовало повышение эффективности использования  основного капитала (внеоборотных активов). В то же время у организации имеется еще одно направление поиска резервов увеличения рассматриваемого показателя - ускорение оборачиваемости оборотных активов.

     Для проведения факторного анализа еще  одного важнейшего показателя эффективности  использования средств организации  – рентабельности собственного капитала – применим данные таблицы 2.5. 

Таблица 2.5 Анализ эффективности  использования собственного капитала.

Показатель 2008г. 2009г. Абсолютное изменение (+, -) Темп  роста, %
  1. Среднегодовая стоимость совокупного капитала, тыс. руб.
339107 441771 +33910 130,3
  1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.
870421 1306341 +435920 150,1
  1. Чистая прибыль, тыс. руб.
55705 69399 +13694 124,6
  1. Рентабельность собственного капилата, %
25,56 24,96 -0,60 Х
  1. Рентабельность продаж (по чистой прибыли), %
6,40 5,31 -1,09 Х
  1. Оборачиваемость совокупного капитала, обороты.
2,5668 2,9571 +0,3903 115,2
  1. Соотношение совокупного и собственного капитала, коэф.
1,5560 1,5886 +0,0326 102,1

Информация о работе Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции