Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель данной работы – показать пути повышения рентабельности на данном предприятии.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность рентабельности (уделить внимание нахождению показателей рентабельности);
- определить показатели рентабельности ОАО Гостиница «Турист»;
- дать рекомендации по определению путей повышения данных показателей с учетом предыдущей работы ОАО Гостиница «Турист».
Введение………………………………………………………………………...3
1. Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции………………………………………………………….4
1.1.Теоретические основы рентабельности……………………………………4
1.2. Показатели рентабельности продукции…………………………………...5
1.3.Пути повышения рентабельности предприятия...………...….……………9
1.5. Специфика ресторанно-гостиничного бизнеса…………………………..12
2. Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Туист».....................................13
2.1. Характеристика предприятия……………….……………..……………...13
2.2. Особенности организации деятельности предприятия, его функции….15
2.3.Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Турист»………………...........20
2.4. Резервы повышения рентабельности……………………………………. 25
2.5. Предложения по повышению рентабельности………………………….28
Заключение..............................................................................................................30
Список литературы.........................
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.
Пути повышения
рентабельности предприятий
питания и гостиниц
в условиях конкуренции…………………………………………………
1.1.Теоретические
основы рентабельности………………………
1.2. Показатели рентабельности продукции…………………………………...5
1.3.Пути повышения рентабельности предприятия...………...….……………9
1.5. Специфика
ресторанно-гостиничного бизнеса…………………………..12
2. Анализ
рентабельности ОАО
Гостиница «Туист».......................
2.1. Характеристика предприятия……………….……………..……………
2.2. Особенности организации деятельности предприятия, его функции….15
2.3.Анализ рентабельности ОАО Гостиница «Турист»………………...........20
2.4. Резервы повышения рентабельности……………………………………. 25
2.5. Предложения
по повышению рентабельности………………………….28
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Современная рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Предприятия общественного питания и гостиницы играют важную роль в жизни человеческого общества, успешная работа которых зависит от многих факторов.
Рост и развитие предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции тесно связан с выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования и увеличения прибыли.
Получение прибыли позволяет говорить об эффективности организации и осуществлении деятельности. Однако масса прибыли еще не позволяет в достаточной мере оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия. Эффективность хозяйственной деятельности выражается экономической категорией рентабельности. Рентабельность в общем виде выступает как доходность, прибыльность.
В данной работе рассматривается туристское предприятие ОАО Гостиница «Турист», функционирующее на внутреннем рынке России.
Цель данной работы – показать пути повышения рентабельности на данном предприятии.
В соответствии с заданной целью поставлены следующие задачи:
-
раскрыть сущность
-
определить показатели
-
дать рекомендации по
1. Пути повышения рентабельности предприятий питания и гостиниц в условиях конкуренции.
1.1. Теоретические основы рентабельности.
Рентабельность
– синтетический показатель, отражающий
многие стороны деятельности организаций
за определенный период.
В экономической теории применяется несколько
определений категорий рентабельности:
1) прибыльность, 2) отношение полезного
результата торговой деятельности в виде
прибыли к стоимости совокупных затрат
на ее получение, 3) сопоставление результатов
хозяйственной деятельности с затратами
или ресурсами, 4) интегральный показатель,
обобщающий другие показатели эффективности.
В
любом определении
Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.
При
анализе путей повышения
По
своей сути прибыль является важнейшей
финансовой категорией, отражающей финансовые
результаты хозяйственной деятельности
предприятия.
1.2. Показатели рентабельности продукции.
Из курса экономической теории известно, что чистый доход - это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный. Прибавочный продукт - это продукт, созданный трудом людей на предприятия, который выступает как чистый доход общества.
Таким образом, прибыль является важнейшим показателем, характеризующим финансовый результат деятельности предприятия. Увеличение этого показателя предполагает прирост потенциальных возможностей предприятия: расширение основной деятельности, возможность выплаты или увеличения размера дивидендов и др.
Для оценки эффективности работы гостиничного и ресторанного хозяйства недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности.
Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.). При расчете рентабельности используется как общая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства. На практике используется система показателей рентабельности.
Существуют показатели рентабельности, методология расчета которых однотипна в гостиничном и ресторанном хозяйстве. Это относится к таким показателям, как рентабельность капитала, рентабельность основных и оборотных фондов, рентабельность ресурсов, рентабельность текущих затрат (издержек), рентабельность фонда заработной платы.
В качестве одного из основных показателей рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной целью и эффектом является получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал.
Рассмотрим нахождение некоторых показателей рентабельности.
Рентабельность капитала (РК) рассчитывается следующим образом:
РК = П / К х 100,
Где К – капитал, тыс. р.
Рентабельность капитала зависит от рентабельности оборота и числа оборотов капитала. В связи с этим рентабельность капитала в ресторанном хозяйстве можно определить по следующим формулам:
РК = (П х 100 / Т) х (Т / К),
РК = РТ х ОК,
Где РТ – рентабельность товарооборота (продаж) %;
ОК – число оборотов капитала.
В
гостиничном хозяйстве
РК = (П х 100 / В) х (В / К) или РК = РВ х ОК
Где РВ – рентабельность выручки, %;
В – объем реализованных услуг (выручка от реализации услуг), тыс.р.
Рентабельность Активов (РА) можно найти по формуле:
РА П / А х 100,
Где П – общая прибыль, тыс.р.;
А – сумма активов, тыс.р.
Рентабельность акционерного (собственного) капитала (РСК) определяется следующим образом:
РСК = ЧП / СК х 100,
Где ЧП – чистая прибыль, тыс.о.;
СК – собственный капитал, тыс.р.
Рентабельность чистых активов (РЧА).
РЧА = П / ЧА х 100,
Где П – прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов, тыс.р.;
ЧА – чистые активы, тыс.р.
Чистые активы предприятия определяются следующим образом:
ЧА = ОК + ТА – ТО,
Где ОК – основной капитал, тыс.р.;
ТА – текущие активы, тыс.р.;
ТО – текущие обязательства, тыс.р.
Рентабельность вложенного капитала (РВК) – это основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов. Она рассчитывается поформуле
РВК = П / ВК х 100
Где ВК – вложенный капитал, тыс.р.;
П – прибыль до выплаты налогов, тыс.р.
Величина вложенного капитала – это общая сумма вложенных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, т.е. долг фирмы инвесторам и кредиторам, представляющий собой меру ее « ограниченной ответственности».
Рентабельность чистых активов отличается от показателя рентабельности вложенного капитала использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов.
Рентабельность текущих затрат (РТЗ) позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость.
РТЗ = П(ЧП) / И х 100.
Рассчитанный показатель как коэффициент, этот показатель характеризует величину прибыли на 1 р. Текущих затрат. Однако этот показатель отражает эффективность только текущих издержек и не показывает эффективность использования основных и оборотных фондов. Поэтому необходимо сопоставить прибыль с основными и оборотными фондами гостиничного и ресторанного хозяйства.
Рентабельность фондов (основных и оборотных) (РФ) можно рассчитать по формуле
РФ = П(ЧП) / (ОФср + ОСср) х 100
Рентабельность фонда зарплаты (РФЗП):
РФЗП = П(ЧП) / ФЗП х 100,
Где ФЗП – фонд заработной платы, тыс.р.
Рентабельность ресурсов (Рс.р.)
Рс.р = П(ЧП) / (ОФср + ОСср + ФЗП) х 100
Данный показатель характеризует величину прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов.
В
гостиничном хозяйстве
РВ = Пр.у / В х 100,