Прогнозирование розничного товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть сущности товарооборота;
- изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
- изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
- предоставить организационно-экономическую характеристику Магазина №11 ОАО «Белбакалея»;
- провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить факторы, влияющие на объем и структуру продаж;
разработать мероприятия по оптимизации величины розничного товарооборота и выявить экономический эффект по их внедрению;
спрогнозировать объём товарооборота на следующий период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...6
1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………13
1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………16
2. Анализ розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….21
2.1 Организационно-экономическая характеристика Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………….………...24
2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………………...….27
2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………….….33
3. Пути повышения розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………………...….30
3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»...................................…………………….30
3.2 Улучшение коммерческой работы Магазина №10 ОАО «Белабакалея»...37
3.3 Резервы роста розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»……………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 184.40 Кб (Скачать)

       Результаты  расчетов позволяют определить объем  розничного товарооборота по средней  величине как среднюю арифметическую по его наименьшей и наибольшей сумме.

       Обоснованность  плана розничного товарооборота можно проверить и посредством определения «критической точки продаж», обеспечивающей безубыточную работу организации по следующей формуле: 

       ,                          (1.10) 

       где РТОб - объем товарооборота, обеспечивающий безубыточность деятельности организации, р.; Рпост- сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.; УД - уровень доходов от реализации (без отчислений), %; УРпер - уровень переменных расходов на реализацию товаров, %.

       Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж величина дохода покроет понесенные затраты организации.

       Точка минимальной рентабельности характеризует такой объем товарооборота, при котором организация за счет своих доходов не только покрывает текущие расходы, но и получает минимальную прибыль. Формула определения точки минимальной рентабельности имеет следующий вид: 

       ,                      (1.11) 

       где - точка минимальной рентабельности.

       Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов и отчислений обеспечивает организации минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.

       Минимальная прибыль определяет целесообразность ведения данного вида деятельности и рассчитывается по формуле 

       ,                            (1.12) 

       где _ минимальная рентабельность на уровне среднего процента ставки банков по депозитам, %; К - авансированный организацией капитал (сумма остаточной стоимости основных и собственных оборотных средств), р.; Сп - удельный вес отчислений от прибыли в бюджет, %.

       Критическую точку продаж можно также рассчитать, используя формулу 

       ,                         (1.13) 

       где - критическая точка продаж (порог рентабельности), р.; - расчетный плановый товарооборот, р.; - сумма постоянных расходов на реализацию товаров, р.; - сумма переменных расходов на реализацию товаров, р.

       Чем выше разность между фактической  выручкой организации и выручкой в критической точке, тем выше запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности () можно рассчитать по формуле 

                                       .                           (1.14) 

       Комплексная увязка основных финансово-экономических показателей деятельности торговой организации при планировании позволяет выявить конкурентные преимущества и разработать направления по их развитию. [2, с. 216] 

 

       2. Анализ розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белбакалея» и факторов, воздействующих на его развитие 

       2.1 Организационно-экономическая характеристика Магазина №10 ОАО «Белбакалея» 

       ОАО «Белбакалея» - открытое акционерное общество, действующее на основании устава. Основными целями деятельности Общества являются: получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Акционеров и членов трудового коллектива, содействие развитию рынка ценных бумаг в РБ. Общество имеет самостоятельный баланс, печать. Общество вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

       Магазин №10 ОАО «Белбакалея» расположен по адресу г. Брест, ул. Янки Купалы, 100. В непосредственной близи от магазина находится остановка общественного транспорта, что позволяет с наименьшими затратами времени и наиболее удобно добраться до магазина.

    Реализация  товаров осуществляется непосредственно  населению, то есть физическим лицам. За время существования магазина много раз менялся его ассортимент под влиянием покупательских предпочтений, то расширяясь, то углубляясь.

       Если  классифицировать товарооборот магазина по видам, то:

  • в зависимости от состава конечных потребителей магазин занимается продажами непосредственно населению.
  • в зависимости от формы денежных расчетов магазин производит реализацию товара за наличный расчет.
  • в зависимости от сроков расчета за реализованные товары – это продажа товаров с немедленной оплатой.

       Магазин работает семь дней в неделю.

       В магазине соблюдаются все санитарно-гигиенические  требования: обеспечены необходимые  условия работы для торгового  персонала и комфорт  для покупателей. Магазин оборудован средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения  и канализации.

       Тип здания: жилой дом, год постройки 1980. Здание соответствует архитектурно-строительным, эстетическим и технологическим требованиям. Общая площадь 377,3 , торговая площадь 217,8 .

       Тип организационной структуры управления является смешанным, так как включает элементы бюрократического и органического  типа.

       Уровень организации труда высокий. По половому признаку значительную часть занимают женщины, а по возрастному признаку больше всего работников от 30 до 40 лет. Все работники соответствуют  должностям по образованию и стажу  работы. 

Таблица 2.1.1 – Организационно-экономическая характеристика деятельности Магазина №10 ОАО «Белбакалея» за 2009-2010 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение

(+; -)

Темп роста (2010/2009), %
1 2 3 4 5
Розничный товарооборот (с НДС), млн. руб. 5443 5690 247 104,5
Выручка, млн. руб. 5443 5690 247 104,5
НДС: в сумме, млн.руб. 789 825 36 104,6
Валовый доход, млн руб. 799 844 45 105,6
Расходы на реализацию, млн. руб. 601 618 17 102,8
Косвенные расходы, млн. руб. 190 213 23 112,1
Всего затрат: в сумме, млн.руб. 791 831 40 105
уровень затрат в % к товарообороту, % 14,5 14,6 0,1 100,7
Прибыль от реализации, млн. руб. 8 13 5 162,5
Чистая  прибыль, млн. руб. 6 10 4 166,7
Уровень в % к товарообороту (рентабельность продаж), % 0,15 0,23 0,08 153,3
Общая площадь, кв. м. 377,3 377,3 0 100
Торговая  площадь, кв.м. 217,8 217,8 0 100
Товарооборот  в действующих ценах на 1 кв.м. торговой площади, млн. руб./м2. 2,1 2,2 0,1 104,76
Среднесписочная численность работников, чел. 43,1 39,5 -3,6 91,65
Товарооборот  на 1 работника в действующих ценах, млн. руб./ чел 126,3 144,05 17,75 114,05

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

       В период с  2009  по  2010  товарооборот  Магазина №10  увеличился на 247 млн рублей и составил 5690 млн. рублей. Валовый доход торговой организации возрос на 5,6% и составил 844 млн рублей. Расходы на реализацию и косвенные расходы увеличились и составили соответственно 618  и 213 млн рублей. Косвенные расходы увеличились на 12,1%, в то время как расходы на реализацию только на 2,8%.

       Таким образом, организация за отчётный период получила прибыль от реализации товаров в размере 13 млн. рублей, что говорит об увеличении прибыли на 62,5% в сравнении с базисным годом. Рентабельность продаж в 2010 году на 53,3% по сравнению с 2009 и составила 0,23%. Чистая прибыль отчетного года составила 10 млн рублей. Среднесписочная численность работников уменьшилась на 3,6 чел и составила 39,5 чел.

       Таким образом, в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается рост всех показателей  деятельности организации, кроме среднесписочной  численности, за счет чего увеличился товарооборот на одного работника.

       Укрупненная организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 2.1.1.

         
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1.1 – Организационная  структура управления Магазина №10 ОАО  «Белбакалея»

     Структура управления является линейно-функциональной. Преимущества данного вида структуры:

  • стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
  • каждый отдел занимается выполнением своих функций и специализируется на конкретном виде работы;
  • уменьшает дублирование выполняемых функций и задач, за счет специализации на конкретном виде работ.

     Недостаток  линейно-функциональной структуры - отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность  конфликтов между функциональными  областями. 
 

       2.2 Анализ общего  объёма розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белбакалея» 
 

       Анализ  розничного товарооборота  начинают с определения изменений по сравнению с аналогичным предшествующим периодом в динамике за выбранный промежуток.

       Розничная реализация товаров в Магазине №10 в динамике характеризуется следующими данными, приведенными в таблице 2.2.1 

Таблица 2.2.1 - Информация о динамике розничного товарооборота Магазина №10  за 2009-2010 гг. в действующих и сопоставимых ценах 
Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение (+\-) 2010 г. в % к 2009 г.
Розничный товарооборот        
в действующих ценах млн р. 5443 5690 247 104,54
в сопоставимых ценах млн р. 5443 6253,31 810,31 114,89
 
 

       

Примечание - Источник: собственная разработка 

       

Данные таблицы  показывают, что розничный товарооборот в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 247 млн р. или на 4,54% в  действующих ценах, в сопоставимых – на 810,31 млн р. или на 14,89 %.

       

Анализ динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как  ритмично развивается розничная  реализация и как равномерно удовлетворяется  спрос покупателей на товары. Изучим ритмичность и равномерность  развития товарооборота Магазина №10, составив таблицу 2.2.2.

       

Изучение динамики товарооборота за 2 года по месяцам  и кварталам показало, что в  отчетном году наблюдается тенденция роста товарооборота по сравнению с 2009 годом во всех кварталах, за исключением второго. За первое полугодие темп роста товарооборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 106,52% и вырос на 169140 тыс р., что составило 2761580  тыс р.

       

Наиболее высокий  темп роста товарооборота в отчетном году замечен в феврале – 123,95% или 484250 тыс р., а также в январе – 120,17% или 474160 тыс р.

Информация о работе Прогнозирование розничного товарооборота