Анализ динамики товарооборота розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Методология статистики товарооборота розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.
Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Статистический анализ розничной торговли………………………………

2.Анализ динамики товарооборота розничной торговли.

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Статистика товарооборота розничной торговли.doc

— 65.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….

 

1. Статистический анализ розничной торговли………………………………

 

2.Анализ динамики  товарооборота розничной торговли.

 

Заключение………………………………………………………………………

 

Список использованной литературы………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  современном  обществе   статистика   стала   одним   из   важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает  информацию, характеризующую  развитие экономики  страны,  культуры  и  жизненного  уровня народа. С  помощью  статистической  методологии  вся  полученная  информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность  увидеть  стройную систему  взаимосвязей  в  экономике,  яркую  картину  и  динамику  развития, позволяет делать международные сопоставления.

      В  данной  работе  будут   рассмотрены  такие  разделы   статистики  как

статистический  анализ  розничного   товарооборота,   а   также   запасы   и

оборачиваемость товаров.

      Задачи статистики товарооборота   розничной  торговли  должны  отражать процесс  удовлетворения  спроса   населения   на   потребительские   товары, показать, в какой мере  развитие  розничной  торговли  отвечает  требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.

      Статистика  должна  всесторонне  охарактеризовать   выполнение   плана

розничного  товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций,  систем  и розничной  торговли в целом, вскрыть и объяснить  причины,  обусловившие  тот или  иной  уровень  выполнения  плана,  найти  резервы  дальнейшего  развития товарооборота.  К  задачам  статистики  товарооборота   розничной   торговли относятся:

      получение  статистической   информации   о   товарообороте   розничной

торговли"

      анализ выполнения плана розничного  товарооборота торговой сети;

      анализ динамики товарооборота  розничной торговли;

      расчет и анализ товарной структуры  товарооборота розничной торговли;

      анализ  организационной  и   территориальной  структуры   товарооборота

розничной торговли.

      Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и  объективно,  на  научной  основе  охарактеризовать  объем  и структуру продажи товаров населению, выявить основные  пропорции,  тенденции и причинно-следственные  связи  розничного товарооборота,  вскрыть резервы более полного удовлетворения  спроса   населения   в   товарах   народного потребления через розничную торговую  сеть.   Она   должна   обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть  использована для  планирования   и   руководства   торговлей,   давать   предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика  товарооборота  розничной  торговли  тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.

Методология   статистики   товарооборота   розничной   торговли   использует практически все методы и приемы,  разработанные  общей  теорией  статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.

      Основным источником информации  о  розничном  товарообороте  розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки  представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие  предприятия  и организации, занимающиеся наряду со своей основной  деятельностью  розничной продажей товаров.

 

 

 

 

1. Статистический  анализ розничной торговли

 

Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших  народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.

В сфере товарного  обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и  их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.

Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.

Во-вторых, розничный  товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.

Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете  прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.

В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделить следующие:

определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;

контроль за ходом  выполнения плановых показателей;

определение товарной структуры  розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;

изучение покупательского  спроса населения и степени его  удовлетворения;

исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;

исследование закономерностей  развития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;

изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;

анализ факторов, оказывающих  влияние на изменение объема и  структуры товарооборота.

Современная методология  изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.

Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.

Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.

В соответствии с действующим  законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

                Торговая выручка, сданная в банк

Ки = ———————————————————————— * 100   (1)

              Объем розничного товарооборота

 

Анализ выполнения планируемых  результатов розничного товарооборота  является важнейшей аналитической  процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Покажем это на примере  данных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

                           σ * 100

                             V= ————     (2)

                              Ŷ

Средний процент выполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Среднее квадратическое отклонение (σ) рассчитаем по формуле

                                2

              ∑(Y- Ŷ)                 48803,48


σ =         ————— =            ———— =√567,4 = ± 23,8%  (3)

                 ∑m                  86

 

Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).

 

2.Анализ динамики товарооборота розничной торговли.

 

      Рассмотрим анализ розничного  товарооборота в  динамическом  аспекте  с помощью  индексного  метода.  Для  индексного  метода  характерным  является сопоставление   двух  периодов—отчетного  и   базисного.   Объем   розничного  товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным  может  увеличиться или уменьшиться под влиянием  двух  факторов  —  изменения  объема  товарной массы  или  розничных  цен.  В  связи  с  этим  в   статистическом   анализе используются три индекса: — индекс розничного  товарооборота  в  фактических ценах,

—индекс розничного товарооборота  в  неизменных  ценах  (индекс  физического объема), —индекс цен.

      Индекс товарооборота в фактических  ценах рассчитывается по формуле

                                      Sp1q1

                          Ipq = ———————        (4)

                                      Sp0q0

 

      где p1, p0 — цена  за  единицу   товара  соответственно  в   отчетном  и

базисном периодах; q1, q0 — количество проданного  товара  соответственно  в отчетном и базисном периодах.

      Особенностью данного индекса  является то, что он отображает  изменение объема  розничного  товарооборота   в   результате   действия   сразу   двух факторов—товарной  массы и розничных цен.

      На   втором   этапе   анализа   динамики   розничного    товарооборота

рассчитывается  индекс розничного товарооборота в  неизменных  ценах  (индекс физического  объема) по следующей формуле:

                                    Sp0q1

                             Iq = —————        (5)

                                    Sp0q0

      Особенностью  индекса  физического   объема  розничного   товарооборота  является то, что в  нем   элиминируется  (исключается)  влияние   на  динамику объема товарооборота  фактора изменения розничных  цен.

      Если же элиминировать влияние  количественного фактора, взвешивая   цены по  количеству  проданных   товаров  отчетного  периода,  то  будет   получен следующий   показатель,  который  называется  индексом  цен.  Он  может   быть представлен в виде следующей формулы:

 

                                  

                                   Sp1q1

                  ISpq(p) = ————        (6)

                                    Sp0q1

 

   Все три  индекса связаны между собой  и представляют единую систему[1], так называемую мультипликативную индексную факторную модель,  которая  позволяет разложить  индекс  товарооборота  по  факторам  индекс  товарооборота  равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен:

 

            Sp1q1                Sp0q1         Sp1q1

          ————— = ————— * —————,   (7)

            Sp0q0                 Sp0q0          Sp0q1

 

      то есть

 

                           ISpq= ISpq(q) * ISpq(p)

 

      Абсолютный  прирост  розничного   товарооборота   представляет   собой

разность между  товарооборотом отчетного периода  и  товарооборотом  базисного  периода,  т.  е.  разность   между   числителем   и   знаменателем   индекса товарооборота:

                        Spq = Sp1q1 — Sp0q0         (8)

Информация о работе Анализ динамики товарооборота розничной торговли