Прогнозирование розничного товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть сущности товарооборота;
- изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
- изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
- предоставить организационно-экономическую характеристику Магазина №11 ОАО «Белбакалея»;
- провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить факторы, влияющие на объем и структуру продаж;
разработать мероприятия по оптимизации величины розничного товарооборота и выявить экономический эффект по их внедрению;
спрогнозировать объём товарооборота на следующий период.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...6
1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………13
1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………16
2. Анализ розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….21
2.1 Организационно-экономическая характеристика Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………….………...24
2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………………...….27
2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………….….33
3. Пути повышения розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………………...….30
3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»...................................…………………….30
3.2 Улучшение коммерческой работы Магазина №10 ОАО «Белабакалея»...37
3.3 Резервы роста розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»……………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 184.40 Кб (Скачать)

       Проведем  анализ динамики и тенденций развития розничного товарооборота торговых предприятий и товарооборота  общественного питания в Республике Беларусь за последние несколько  лет.

       Розничная торговля в Беларуси является одним  из нескольких секторов в стране, в  котором доминируют предприятия  частной формы собственности. Распределение товарооборота по формам собственности представлено в таблице 1.2.1. 

Таблица 1.2.1 - Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)

  2006 2007 2008 2009 2010
Розничный товарооборот - всего 100 100 100 100 100
в том  числе по формам собственности:          
государственная 15,4 15,0 14,7 14,5 12,4
частная 81,5 81,9 81,9 81,9 82,6
иностранная 3,1 3,1 3,4 3,6 5,0
 

       Примечание  – Источник: [17] 

       В период с 2006 по 2008 год наблюдается  рост розничного товарооборота в  сопоставимых ценах, однако в 2009 году на фоне кризиса рост розничного товарооборота  в сопоставимых ценах замедлился.

       В 2010 году было принято несколько нормативно-правовых актов, которые предполагают улучшение условий в белорусской торговле: подписаны указы об отмене лицензирования в розничной торговле, а также о свободном ценообразовании для юридических лиц государственной формы собственности. Это способствовало росту товарооборота в сопоставимых ценах в 2010 году на 15,5% по сравнению с 2009 годом.

       Динамика  розничного товарооборота за 2006-2010 гг. представлена в таблице 1.2.2. 

Таблица 1.2.2 – Динамика розничного товарооборота за 2006-2010 гг.

  2006 2007 2008 2009 2010
Розничный товарооборот:          
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. 31062 38168 50651 54736 68136
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему  году 117,4 114,8 119,2 103,2 115,5
 

       Примечание  – Источник: [17] 
 

     В структуре розничного товарооборота  из-за инфляции на продукты питания наблюдается тенденция замедления динамики оборота розничной торговли пищевыми продуктами по сравнению с показателями предыдущего года, и возобновилась тенденция опережающего роста продажи непродовольственных товаров. В период с 2000 по 2008 гг. наблюдается снижение доли продаж продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота с 60,7% до 49,5% и соответственно увеличение доли продаж непродовольственных товаров с 39,9% до 50,5%. В 2009 году происходит увеличение доли продаж продовольственных товаров до 51,5%, однако в 2010 снова происходит её снижение на 2%. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота отражено на рисунке 1.2.1. 
 
 

    

       Рисунок 1.2.1 - Соотношение  продовольственных  и непродовольственных  товаров в объеме розничного товарооборота (в  процентах) 

       Примечание  – Источник: [17] 

       Рост  розничного товарооборота в Беларуси также обеспечивается за счет строительства и открытия новых торговых объектов. Для наращивания розничного товарооборота была разработана концепция развития торговли в Беларуси на 2011-2015 гг., согласно которой необходимо значительно увеличить обеспеченность торговыми площадями население страны. В 2010 году было открыто несколько крупных торговых объектов, а также опубликованы заявления по входу на белорусский рынок ряда иностранных игроков. Развитие розничной торговли будет основываться на увеличении количества современных торговых центров (гипермаркеты, супермаркеты) при сокращении объемов продаж на рынках, в павильонах, киосках. В районных центрах планируется открыть 21 новый супермаркет. Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры с минимальными торговыми надбавками для малообеспеченных граждан). В системе Белкоопсоюза в каждом райцентре намечено создание современных торговых объектов площадью 250 кв. метров и более, строительство торговых мини-магазинов шаговой доступности с площадью до 100 кв. метров, в том числе на автотрассах.

       Таким образом, растущий рынок и постепенное улучшение условий будут способствовать развитию сетей локальными игроками и приходу международных участников.

       В целом реализация намеченных мер  позволит увеличить за пятилетие  объем розничного товарооборота в 1,7–1,8 раза, повысить обеспеченность торговыми площадями до 600 кв. метров на 1 тыс. жителей, создать современную инфраструктуру и эффективную систему товародвижения. 
 

       1.3 Методы управления розничным товарооборотом 
 

       В процессе управления розничными товарооборотом определяются следующие задачи:

       1) взаимосвязь темпов развития  товарооборота с развитием регионального  потребительского рынка и изменениями  его конъюнктуры;

       2) планирование объема реализации  товаров, который обеспечит получение  торговым предприятием необходимой  суммы прибыли;

       3) обеспечение в процессе планирования  товарооборота эффективного использования  имеющегося ресурсного потенциала;

       4) разработка ассортиментной политики предприятия согласно спросу контингента потребителей. [13, c.45]

       Планирование  и прогнозирование являются основными  методами управления товарооборотом в  современных условиях.

       Планирование  общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий год.

       Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную его величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года.

       Величина  ожидаемого товарооборота определяется по формуле 

                     РТ0ож = РТОфакт (9 мес) + РТ0ож (IV кв),                      (1.1) 

       где РТ0ож - ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, р.; РТОфакт (9мес) - фактический объем розничного товарооборота за 9 месяцев отчетного года, р.; - ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, р. 

       При этом учитываются данные анализа выполнения плана за истекший период, перспективы развития торговля в предстоящие месяцы.

       Кроме того, при планировании товарооборота  следует учесть изменение в материально-технической базе торговой организации (открытие или закрытие магазинов) и внести необходимые коррективы.

       При планировании общего объема розничного товарооборота торговой организации могут быть использованы следующие методы:

       I опытно-статистический;

  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования и др.

       Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем розничного товарооборота исходя из сопоставимого товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году:

        

                                       (1.2) 

       где РТОп.г. — объем товарооборота на планируемый год, р.; РТОсоп - сопоставимый товарооборот отчетного года, р.; Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %.

       Экономико-статистический метод основан на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Сглаживание производится с помощью скользящей средней. Полученный выровненный ряд скользящих средних дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота по следующей формуле:

                                ,                                   (1.3) 

       где - среднегодовое изменение прироста объема розничного товарооборота, %; - последний показатель в ряду выровненных средних, %; - первый показатель в ряду выровненных средних, %; n - количество показателей выровненного ряда средних.

       Значение  прироста товарооборота () на планируемый год определяется продолжением выровненного ряда средних на два шага вперед по формуле 

       .                                (1.4) 

       Для выявления основной тенденции развития товарооборота можно использовать метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

       Если  выявляются четкие тенденции в развитии розничного товарооборота, то можно использовать линейную функцию 

       ,                                      (1.5) 

       где y - объем розничного товарооборота; t - фактор времени, год; a, b - параметры модели.

       Параметры определяются методом наименьших квадратов  с помощью решения системы  нормальных уравнений вида: 

       .                         (1.6) 

       Принято считать, что модель является применимой, если средний процент отклонений теоретических значений товарооборота  от фактических не превышает 3%.

       При планировании объема товарооборота  торговой организации может использоваться авторегрессионная модель вида:  

                                                                                 (1.7) 

       где у – объем товарооборота торговой организации; х - объем товарооборота торговой организации в предшествующем году; t - фактор времени, год.

       Параметры модели определяются на основе решения  следующей системы уравнений: 

                                    .                    (1.8) 

       При наличии информации об основных направлениях развития показателей зоны деятельности торговой организации можно использовать следующую модель для определения темпов изменения розничного товарооборота: 

       ,                    (1.9) 

       где ух - темп изменения розничного товарооборота в среднем на домашнее хозяйство; - темп изменения учтенных денежных доходов на одно домашнее хозяйство (в среднем); - темп изменения доли доходов домашних хозяйств на покупку товаров; -темп изменения торговой площади в расчете на 1000 домашних хозяйств; -фактор времени; , , , , - параметры уравнения.

       Расчеты параметров уравнения выполняются  на ЭВМ по данным за предшествующие 5-7 лет.

       Общий объем товарооборота можно определить путем умножения товарооборота домашнего хозяйства на их общую численность за конкретный год.

Информация о работе Прогнозирование розничного товарооборота