Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- рассмотреть сущности товарооборота;
- изучить роль товарооборота и его значения в экономике;
- изучить динамику и тенденции развития розничного товарооборота;
- предоставить организационно-экономическую характеристику Магазина №11 ОАО «Белбакалея»;
- провести анализ общего объема розничного товарооборота и выявить факторы, влияющие на объем и структуру продаж;
разработать мероприятия по оптимизации величины розничного товарооборота и выявить экономический эффект по их внедрению;
спрогнозировать объём товарооборота на следующий период.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Розничный товарооборот как экономическая категория…………………….6
1.1 Экономическая сущность розничного товарооборота и факторы, его определяющие …………………………………………………..………………...6
1.2 Динамика и тенденции развития розничного товарооборота в Республике Беларусь в современных условиях и в перспективе .…………………………13
1.3 Методы управления розничным товарооборотом ...………………………16
2. Анализ розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея» и факторов, воздействующих на его развитие………..………………………….21
2.1 Организационно-экономическая характеристика Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………….………...24
2.2 Анализ и оценка развития розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………………...….27
2.3 Анализ влияния факторов на розничный товарооборот Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………….….33
3. Пути повышения розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»………………………………………………………………...….30
3.1 Совершенствование управления развитием розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»...................................…………………….30
3.2 Улучшение коммерческой работы Магазина №10 ОАО «Белабакалея»...37
3.3 Резервы роста розничного товарооборота Магазина №10 ОАО «Белабакалея»……………………………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников………………
Выручка от продажи товаров населению за иностранную валюту учитывается в розничном товарообороте в пересчете на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день продажи товаров.
Объем розничного товарооборота организаций сельского хозяйства формируется за счет продажи населению сельскохозяйственных продуктов, цветов, рассады, скота, живой птицы концентрированных кормов, фуража, сена, соломы, продовольственных и непродовольственных товаров (произведенных этих организациях либо полученных по товарообменным (бартерным) операциям или в порядке взаиморасчетов между организациями), а также отпуска продуктов для организации питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы (стоимость продуктов в дальнейшем удерживается из заработной платы).
Розничная продажа товаров, осуществляемая организации ми других отраслей экономики, для которых розничная торговля не является основным видом деятельности (фирменные магазины, магазины оптовых и оптово-посреднических организаций), учитывается по розничным ценам на момент продажи товара.
В розничный товарооборот торговли не включаются:
продажа почтовых марок, конвертов, открыток, телефонных карточек, интернет-карт отделениями связи. [1, с. 91]
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели развития торговли: состояние материально-технической базы, потребность в персонале, в финансовых ресурсах и др.
Розничный товарооборот завершает движение товаров от производства к потребителю. В процессе этого движения товар из сферы обращения переходит в сферу потребления, т.е. в личную собственность отдельных членов общества. Потребительная стоимость и стоимость товаров в процессе купли-продажи получают общественное признание, все затраты общества на производство и обращение товаров возмещаются в денежной форме, что обеспечивает непрерывный процесс воспроизводства.
Значение розничного товарооборота определяется также и тем, что его объем характеризует уровень жизни населения. Розничная продажа товаров составляет основу личного потребления.
Развитие розничного товарооборота оказывает определенное влияние на денежное обращение. Преобладающая часть обращающихся в стране денег принимает участие в розничной купле-продаже товаров, обслуживает розничный оборот.
Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развития рынка и его конъюнктуру.[3, с. 195]
Товарооборот складывается из различных видов продаж, его величина — это суммированная торговая выручка, сданная в банк или кассу, совокупный объем мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), общие документированные расходы, произведенные за счет кассовой выручки.
Классификация розничного товарооборота представлена на рисунке 1.1.1.
Рисунок 1.1.1 - Классификация розничного товарооборота по признакам
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Факторы,
влияющие на развитие розничного товарооборота,
представлены на рисунке 1.1.2.
Рисунок
1.1.2 - Классификация
факторов, влияющих
на розничный товарооборот
Анализ
внешней среды предприятия
Как известно, степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные предприятия зависит от размера предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Розничная торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.
По
результатам опросов
Изучая
различные компоненты макроокружения,
важно иметь ввиду, что все
они сильно влияют друг на друга. Изменения
в одной из компонент обязательно
приводят к изменению в других.
Поэтому их изучение и анализ должны
вестись системно, с отслеживанием
не только собственно изменений в
отдельном компоненте, но и с уяснением
того, как эти изменения скажутся
на других компонентах макроокружения.
Изучение непосредственного окружения
предприятия направлено на анализ состояния
тех составляющих внешней среды,
с которыми оно находится в
непосредственной взаимосвязи. Предприятие
может оказывать существенное влияние
на характер и содержание этого взаимодействия
и тем самым активно
По
мнению большинства исследователей,
степень взаимодействия предприятия
с элементами внешней среды и
с непосредственным окружением различна.
С непосредственным окружением оно
взаимодействует через прямые и
обратные связи, а факторы внешней
среды предприятие может только
изучать и учитывать при
Данные факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
При
анализе розничного товарооборота
исследуются закономерности его
развития на душу населения. Сравнивают
фактический объем
В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
Указанные факторы в большей мере поддаются влиянию торговой организации, в данной связи заслуживают отдельного внимания и соответствующего анализа.
Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.
Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.
Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
К
факторам, связанным с обеспечением
и использованием трудовых ресурсов,
относятся: численность работников,
организация и
Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов зависит от организации труда, его производительности [11, с.51].
Производительность труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового работника.
К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.
Такие
экстенсивные факторы, как покупательные
фонды населения, товарные ресурсы,
численность обслуживаемого населения,
не зависят от деятельности торговых
организаций и складываются под
влиянием развития экономики страны
в целом. Интенсивные факторы
зависят в большой степени
от эффективности деятельности торговых
организаций.
1.2
Динамика и тенденции
развития розничного
товарооборота в Республике
Беларусь в современных
условиях и в перспективе
Развитию
товарооборота предприятий
В
настоящее время в рамках системы
управления товарооборотом в Республике
Беларусь на государственном уровне
устанавливается прогнозируемый размер
роста его физического объема
на предстоящий год. Кроме того, руководителям
предприятий общественного
Информация о работе Прогнозирование розничного товарооборота