Процесс внедрения в производство предприятия нового вида продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:28, дипломная работа

Описание работы

Основной целью дипломного проекта является обосновать необходимость и рассмотреть процесс внедрения в производство предприятия нового вида продукции.
Исходя из цели дипломного проекта, необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать стимулирующие факторы разработки и внедрения нового вида продукции;
- охарактеризовать преимущества малой формы хлеба;
- описать основные этапы работ по развитию и перечень эффектов от внедрения нового продукта в производство предприятия;
- определить затраты на разработку и внедрение нового продукта и планируемых экономических эффектов;
- разработать меры безопасной жизнедеятельности персонала предприятия.

Работа содержит 1 файл

ПЗ+Репьёва.doc

— 2.39 Мб (Скачать)

 

 

 

 

ЗАО «Вектор» планирует к 2013 г. завоевать  долю на рынке, равную 23%.

ОАО «Пензенский хлебозавод №4»  планирует к 2013 г. завоевать долю на рынке, равную 24%.

ОАО «Пензенский хлебозавод №2»  планирует завоевать 30%.

 

Рисунок 1.4 - Динамика продвижения на рынке

 

В таблице 1.5 представлена информация о конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность - способность  товара или услуги выдержать сравнение  с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены [9].

Основными показателями конкурентоспособности  предприятия ОАО «Пензенский  хлебозавод №2» служат:

  1. Производительность;
  2. Цена;
  3. Упаковка;
  4. Качество.

 

 

 

Таблица 1.5 – Конкурентоспособность предприятия

Предприятие

Продукт (масса)

Состав

Количество

Цена

Упаковка

ОАО «Пензенский хлебозавод №2»

«Генеральский хлеб», 04 кг.

-мука 1 сорт пшеничная;

-дрожжи;

-масло растительное;

-соль пищевая.

896 штук в день

10,20 руб. за штуку

Полиэтиленовая упаковка

ОАО «Пензенский хлебозавод №4»

Хлеб «Отрадный», 0,3 кг.

-мука ржаная;

-мука пшеничная;

-патока;

- солод;

- кориандр;

- кунжут.

756 штук в день

11,30 руб. за штуку

Полиэтиленовая упаковка

ЗАО «Вектор»

«Молочный хлеб», 0,45 кг.

-мука высшего сорта;

-дрожжи;

-сахар;

-масло растительное;

-соль пищевая.

675 штук в день

14,48 руб. за штуку

Без упаковки


 

 

Производительность предприятия ОАО «Пензенский хлебозавод №2» составляет 896 штук хлеба в смену, 26880 штук в месяц, что значительно больше, чем у конкурентов. Цена на продукт ниже, чем у конкурентов.

Большое значение в конкурентной борьбе имеет наличие упаковки, которая  не только предохраняет продукт от загрязнения, порчи, продлевает срок хранения, но и выполняет информационную функцию. Упаковка имеет огромную роль для транспортировки и продажи товара. Она обеспечивает сохранность предметов, защищая ее от различных воздействий окружающей среды. Она делает товар привлекательнее, поскольку может быть оформлена любым образом, а этот образ оформления может служить дополнительной рекламой товара, делать его заметнее. Пленка делает товар привлекательнее для покупателя, поскольку позволяет взять продукт, не рассыпав его и не испачкавшись.

На рисунке 1.5 представлен «Генеральский хлеб», на рисунке 1.6 представлена этикетка упаковки данного продукта.

Рисунок 1.5 – «Генеральский хлеб»

 

Рисунок 1.6 – Этикетка упаковки продукта

 

Вся продукция  предприятий выполнена в соответствии с ГОСТом: ISO 9000/9001/9004/19011: 2000 [4].

Управление качеством  на хлебозаводе осуществляется с  помощью:

1) Функционирования системы менеджмента качества;

2) Контроля качества  продукции на всех стадиях производственного процесса;

3) Применения статистических методов;

4) Проведения  внутреннего аудита.

На данном предприятии создана  и функционирует интегрированная система управления качеством и безопасностью выпускаемой продукции, основу которой составляют система менеджмента качества, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, и система на основе принципов ХАССП, реализующие процессный подход.

На рисунке 1.7 приведена схема процессов на хлебозаводе.

 

Рисунок 1.7 – Процессы и степень их влияния на достижение целей в СМК

 

Первый сертификат соответствия СМК  принципам ХАССП был получен  хлебозаводом 03.08.2001 г. и имел номер  № 0003. Он удостоверял, что система качества применительно к производству хлебобулочной и мучной кондитерской продукции основана на принципах ХАССП и соответствует требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001 и статьи 3 директивы Совета Европейского сообщества 93/43 от 14 июня 1993 г. по гигиене пищевых продуктов. Сертификат был действителен до 3 августа 2004 г. Далее каждые 3 года проводилась процедура по подтверждению соответствия СМК принципам и требованиям ХАССП и получению нового сертификата. Последний, действующий в настоящее время сертификат, был получен предприятием 30.06.2010 г (срок действия до 30.06.2013г), он подтверждает, что система качества основана на принципах ХАССП и соответствует требованиям ГОСТ Р 51705.1-2001 и статей 5 и 6 Постановления Европейского парламента и Совета №852/2004 от 29.04.2004 г «О санитарно-гигиенических правилах производства пищевой продукции».

В соответствии с сертификатами  предприятие размещает на упаковке производимой продукции знаки сертификации Регистр ИСО 9001 и ХАССП. На рисунке 1.8 представлены знаки сертификации.

 

Рисунок 1.8 – Знаки сертификации

 

На предприятии разработана  и задокументирована Политика в  области обеспечения качества и  безопасности продукции, вся информация размещается на доске в главном  корпусе завода. Главный лозунг –  «Мы должны быть лучшими для наших потребителей!»

На хлебозаводе в процесс  управления качеством продукции  вовлечены все сотрудники. Ежемесячно проводится конкурс между производственными  бригадами на «Лучшее качество продукции», заполняется Экран соревнования, оцениваются различные показатели (объем выпуска, % брака, качество продукции, наличие рекламаций, разработанные новинки и предложения по усовершенствованию и т.д). Награда - переходящий кубок и денежная премия.

В настоящее время вся работа на предприятии проводится в соответствии с «Руководством по менеджменту качества в производстве», состоящим из 85 листов. Данное руководство было разработано совместно с органами по сертификации для подтверждения соответствия СМК стандартам ИСО серии 9000 и принципам ХАССП. Документ разработан индивидуально для ОАО «Пензенский хлебозавод №2» и разглашению не подлежит, однако можно описать структуру данного документа (основные разделы):

  1. Область применения, нормативные ссылки, термины и сокращения;
  2. Введение;
  3. Политика в области качества;
  4. Состав процессов СМК;
  5. Основные и вспомогательные процессы;
  6. Процессы управления.

На предприятии разработана  программа производственного контроля.

Все сырье, используемое для производства, в обязательном порядке должно иметь  гигиенические сертификаты, сертификаты соответствия и качественные удостоверения, соответствовать требованиям нормативной документации, санитарным нормам и правилам СанПиН.

Для расфасовки и упаковки используются, тароупаковочные материалы, разрешенные  к применению и соприкосновению  с пищевым продуктом органами Госсанэпиднадзора РФ и имеющие соответствующие сертификаты.

Транспортные средства должны быть чистыми, сухими, не зараженными вредителями  хлебных запасов. Не допускается  использовать транспортные средства, в которых перевозились резко  пахнущие, ядовитые грузы. При погрузке в транспортные средства необходима фиксация продукта.

Таким образом, можно сделать вывод, что «Генеральский» хлеб отвечает основным требованиям конкурентоспособности  предприятия [9]:

    1. Доступная цена;
    2. Наличие упаковки;
    3. Доступность продукта.

На сегодняшний день в Пензенской области насчитывается около 18 юридически зарегистрированных предприятий по производству хлебобулочных изделий. Однако наиболее серьезными конкурентами для хлебозавода №2 являются: ОАО «Хлебозавод №4» и ЗАО «Вектор». Для того чтобы удержаться или даже завоевать новые сегменты рынка, предприятие ОАО «Пензенский хлебозавод №2» постоянно проводит маркетинговые исследования рынка, обновляет ассортиментный портфель, разрабатывает новые виды продукции.

1.2.2 Исследование  рынка

 

Хлебобулочные изделия относятся  к продуктам повседневного спроса. Эти товары являются стратегическими, так как играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной независимости и безопасности страны. Основным рынком, на который нацелен продукт ОАО «Пензенский хлебозавода №2» - свободный рынок. Он характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места, и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка [10].

В настоящее время хлебные магазины стали универсальными, а хлебобулочная  продукция продается в максимальном приближении к покупателю: в универсамах, мини-маркетах, на рынках, с машин, в ларьках, с лотков вблизи остановок общественного транспорта, причем хлеб всегда свежий или горячий, чаще в упаковке, продается в течение всего дня без обеденного перерыва и ночью [10].

Производство хлеба дорогостоящий  и энергоемкий процесс. Ускорение  процесса приготовления теста ведет  к снижению затрат. Сейчас существует множество способов ускорить этот процесс (увеличение дрожжевой массы, применение улучшителей, заквасок и др.). Одной  из главных проблем в хлебопекарном деле является замедление процесса черствления хлеба. Используются различные добавки (замедляют выход влаги, изменяют структуру белка), природные компоненты. Все это в конечном итоге влияет на качество хлеба. Некоторые крупы подвергаются воздействию инфракрасных лучей. Микронизация - термическая обработка продуктов, при которой процесс нагревания инфракрасными лучами, происходит варка зерна за счет его собственной структуры. В связи с тем, что процесс нагревания происходит гораздо быстрей, зерно сохраняет свои полезные свойства, хорошо усваивается организмом. Существует еще одна технология, позволяющая сохранить максимум полезных веществ - экструзия. Зерновую массу увлажняют и помещают в специальный аппарат – экструдер, в нем при высоком давлении и температуре зерно быстро, почти мгновенно разваривается. Когда зерновая масса покидает аппарат, влага моментально испаряется, в результате крупа моментально затвердевает [10].

Существует много различных  технологий и оборудования по производству хлеба, но вместе с тем важно, чтобы качество продукта становилось только лучше.

Производство продукции на предприятии  ОАО «Пензенский хлебозавод №2»  осуществляется в соответствии с  СанПин 2.3.4.545-96 [11].

В соответствии с таблицей 1.6 представлена информация объема реализации (среднемесячные показатели) в разрезе ассортимента ОАО «Пензенский хлебозавод №2» [4].

 

Таблица 1.6 - Структура объема реализации ассортимента ОАО «Пензенский хлебозавод №2»

Наименование показателей

Объем реализации (тонн), %

ХБИ

62,4%

МКИ

19,8%

прочая кондитерская продукция

2,1%

макароны

15,7%

ИТОГО

100,0%


 

 

Общий объем реализации составляет в среднем 3,6 тыс. тонн в месяц.

Миссия предприятия - достигая высоких  результатов деятельности, способствовать сохранению здоровья нации и обеспечивать потребителей качественной продукцией из натуральных компонентов с использованием инновационных технологий [4].

Хлебозавод является одним из первых в России предприятий в области  хлебопечения, работающих по европейской  системе контроля качества ХАССП. Кроме того, производство сертифицировано по системе качества ИСО-9001. Контроль над качеством проводится специалистами на каждом этапе, от планирования до реализации готового продукта [4].

Высочайшее качество продукции  подтверждают многочисленные награды: дипломы, медали, кубки и грамоты, завоеванные на различных выставках, ярмарках, смотрах и конкурсах, как регионального, так и Всероссийского, так и международного уровня (ежегодная Международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо» (г. Москва), Всероссийская агропромышленная выставка «Золотая осень» (г. Москва), специализированная международная выставка продуктов питания и напитков «World Food» (г. Москва), выставка Всероссийского Форума «Здоровье нации – основа процветания России» (г. Москва) и др) [4].

1.2.3 Исследование  фирменной структуры рынка

 

Сегодня ОАО «Пензенский хлебозавод №2» - основной поставщик хлеба в  городе, обеспечивающий 65% от общих  поставок. Это крупное высокомеханизированное предприятие, где трудится коллектив из более 700 человек. Основными конкурентами ОАО «Пензенский хлебозавод №2» по ассортименту, товарным группам; географическому распределению; сегментам рынка; ценовой политике; каналам распределения и сбыта являются ЗАО «Вектор», ОАО «Пензенский хлебозавод №4».

Информация о работе Процесс внедрения в производство предприятия нового вида продукции