Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа
При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.
Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91
Рис 2.1. Динамика субсидий на строительство и приобретение жилья(млн.руб)28
Из рис.2.1. следует, что объёмы обеспечения денежными средствами имеют тенденцию к последовательному росту. Финансирование субсидий с 2006 до 2011 года увеличилось на 1795,501 млн. руб., что связано с политикой города Москвы в сфере реализации жилищной политики, которая направлена на улучшение жилищных условий льготных категорий граждан. Стоит также отметить снижение выделяемых денежных средств в 2009 году по сравнению с 2008 годом, это связано с кризисной ситуацией в стране в целом и в городе Москве в частности. Объёмы финансирования субсидий, выделяемых на строительство и приобретение жилья из бюджета города Москвы, рассчитанные на плановый период( 2010-2011 года), а также на текущий 2009 год будут скорректированы и сокращены в соответствии с изменением финансовой и экономической кризисной ситуацией в городе.
Снижение выделяемых субсидий в 2009 и 2010 годах из бюджета города Москвы на строительство и приобретение жилья для решения жилищных проблем социально незащищённых слоев граждан вызвано также увеличением процентной ставки по программе «Социальная ипотека» с 10,5% до 11,7 %. (рис. 2.2.), что также вызвано изменением экономической ситуации в стране.
Рис.2.2. Динамика изменения процентной ставки по социальной ипотеке
Стоит также отметить резкий скачок финансирования московской городской программы «Молодой семье - доступное жилье» в рамках инструмента купли-продажи жилых помещений (рис 2.3.).
Для приобретения молодыми семьями жилья с использованием механизма купли-продажи с рассрочкой платежа в 2006-2008 гг. направлено 770700 кв.м (рис.2.3.).
Рис.2.3. Динамика купли-продажи жилья (кв.м.) в рамках программы «Молодой семье – доступное жильё»
Объем списания части долга за приобретенную квартиру в 2006-2008 годах при рождении ребёнка составил 249,6 млн. рублей. Всего в молодых семьях, обеспеченных в рамках Программы жильем, проживают и воспитываются около 6,7 тыс. детей.
В динамике обеспечения жильём ветеранов ВОВ также прослеживается тенденция к увеличению объёмов денежных средств, выделяемых из бюджета города Москвы на решение жилищных проблем ветеранов (рис.2.4.)
Рис 2.4. Динамика обеспеченности жильём ветеранов ( млн.руб)
Однако
нельзя не заметить снижение выделяемых
денежных средств из бюджета города
Москвы в 2008 году на обеспечение жильём
ветеранов. Поэтому государство
взяло на себя ответственность за
счет федерального бюджета обеспечить
жильем две наименее защищенные категории
граждан – ветеранов и
Кроме того, планируется обеспечить жильем другие льготные категории граждан. К ним относятся: военнослужащие, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица; переселяемые с комплекса Байконур, с территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; участники ликвидаций последствий радиационных аварий и катастроф; вынужденные переселенцы30.
Численность
нуждающихся в улучшении
На обеспечение жильем ветеранов и инвалидов в 2006–2008 годах было направлено 14,4 млрд руб., что позволило обеспечить жильем 40,1 тыс. человек, а на предоставление субсидий категориям граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, за два года было выделено 42,3 млрд руб., что позволило обеспечить жильем 46,1 тыс. семей.32
Таким образом, из таблицы 2.7. видно, что наибольшее число государственных жилищных сертификатов было выделено из федерального бюджета в 2006 году, это связано с началом реализации данной подпрограммы в рамках развития федеральной национальной программы «Жилище» в городе Москве.
Таблица 2.7.
Динамика изменения обеспеченности семей города Москвы Государственными жилищными сертификатами (шт.)
2006 | 2007 | 2008 | 2007 к 2006
(%) |
2008 к 2007
(%) |
70 | 42 | 62 | 0,60 | 1,48 |
Все ветераны ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, до 1 мая 2010 года будут обеспечены квартирами. Под эту категорию попадают ветераны, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку. Данная категория граждан будет обеспечена жильем, исходя из общей площади 22 кв. метра на одного человека (в Москве норма обеспечения составляет 18 кв.м на человека).
Из
анализа обеспеченности запланированной
жилой площадью льготных категорий
граждан, (табл.2.8.) в 2009 – 2010 годах, следует,
что общий объём жилой площади,
направляемый на реализацию городских
социальных жилищных программ, составляет
5400 тыс.кв.м. и распределяется равномерно
в 2009 и 2010 годах33. Однако наиболее
приоритетными направлениями в рамках
реализации московских городских программ
является выделение жилой площади для
переселения жителей пятиэтажных, ветхих,
аварийных жилых домов (1694 тыс. кв.м)34
и направляемой для обеспечения граждан,
состоящих на жилищном учёте, и по распорядительным
документам Правительства Москвы, в частности
с использованием социального ипотечного
жилищного кредитования ( 200 тыс. кв.м) и
с использованием субсидий на строительство
или приобретение жилья (133 тыс.кв.м. –
2009, 136 тыс.кв.м. – 2010).35 Это связано
с тем, что данные формы предоставления
жилья являются возмездными и влекут за
собой последующее поступление денежных
средств в бюджет. Немалый объём денежных
средств и жилой площади планируется и
на обеспечение очередников в рамках Московской
жилищной программы «Молодой семье –
доступное жильё»( 280 тыс.кв.м. -2009 г., 320
тыс.кв.м. – 2010 г.).
Таблица 2.8.
Объёмы
площади для выполнения в 2009 – 2010
годах городских социальных жилищных
программ36
Всего за 2009-2010 гг. | в том числе: | |||
квартир | тыс.кв.м | 2009 г. (тыс.кв.м) | 2010 г. (тыс.кв.м) | |
1.
Жилая площадь, направляемая |
22010 | 1199,9 | 610,4 | 589,6 |
1.1
По договорам социального |
7300 | 392,3 | 196,1 | 196,3 |
1.2
По возмездным формам |
9104 | 538,6 | 281,3 | 257,3 |
1.2.1 По договорам купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа | 1831 | 108,0 | 66,0 | 42,0 |
1.2.2
С использованием социального
ипотечного жилищного |
7273 | 400,0 | 200,0 | 200,0 |
1.3
Приобретается гражданами за
счет субсидий на |
5063 | 269,0 | 133,0 | 136,0 |
2. Жилая площадь для переселений | 57422 | 3387,9 | 1694,0 | 1694,0 |
3.
Жилая площадь для реализации
очередникам по программе « |
11331 | 600,0 | 280,0 | 320,0 |
4.
Жилая площадь, направляемая |
454 | 26,8 | 23,0 | 3,8 |
С
1 января 2009 г. вступил в силу третий
этап программы «МСДЖ», утвержденный
постановлением Правительства Москвы
от 10.02.2009 г. №76-ПП, целью программы
является реализация в городе Москве
приоритетного национального
Таким образом, планируется, что объёмы жилой площади направляемые на выполнение программы в 2009 -2015 годах составят 2110 тыс.кв.м.37
В соответствии с основными направлениями и показателями московской городской программы «Молодой семье – доступное жильё» и расчетами, произведёнными в п.2.1, можно сделать вывод, что в рамках реализации городской жилищной программы « Молодой семье – доступное жильё»
Москва обеспечивает гораздо большую финансовую помощь молодым семьям по обеспечению жильём по сравнению с положениями и направлениями федеральной национальной программы «Жилище».
Это связано с тем, что Москва с 1995 года активно развивает все сферы жилищной политики города в рамках помощи нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильём очередников.
В рамках мероприятий Года семьи обеспечены квартирами: 856 многодетных семей, в том числе 105 многодетных семей с пятью и более детьми; 481 семья, имеющая в составе детей-инвалидов, включая 56 семей с детьми инвалидами-колясочниками.
Всего в рамках городских жилищных программ предоставлены жилые помещения 15,7 тыс. семей с детьми.
Однако существует проблема, что законодательство Российской Федерации в своих федеральных национальных программах улучшения жилищных условий не учитывает территориальные, финансовые и социальные особенности Московского региона и накопленный опыт реализации жилищной политики, в частности, что влечёт за собой необходимость самостоятельного финансирования московских городских программ из бюджета города Москвы.
Анализ
динамики субсидий, выделяемых городом
на улучшение жилищных условий льготных
категорий граждан, показывает тенденцию
равномерного роста объёма денежных
средств и объемов жилой
В 2008 году воспользовались субсидиями 3,1 тыс. семей для приобретения 173,3 тыс. кв. м жилой площади.
Однако также прослеживается недостаточный объём финансирования и существенный перевес числа нуждающихся в предоставлении жилья перед размером субсидий и льгот, выделяемых городом и Российской Федерацией (в рамках Государственных жилищных сертификатов).
Выявленные в результате анализа проблемы требуют немедленного рассмотрения и решения.
Необходимо принять
В Москве очень остро стоит проблема реализации жилищной политики в городе. В процессе решения данной проблемы выделяется ряд других не менее важных и требующих незамедлительного решения проблем. Анализ предпочтений очередников, проведенный на основе их ответов на предложения по участию в различных городских жилищных программах, свидетельствует о следующем. Не более 25% семей граждан, поставленных до 1 января 2000 г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (20-25 тыс. семей), располагают возможностями приобрести жилье в собственность в рамках городских жилищных программ с использованием ипотечного жилищного кредитования (социальная ипотека), рассрочки платежа или субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставляемых из городского бюджета.
Около
20% семей (17-22 тыс. семей) очередников
рассматриваемой группы не имеют
возможности приобрести жилье в
собственность в связи с
Из
приведенных данных следует, что
сократить максимальные сроки ожидания
предоставления жилья гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий, только путем предоставления
им жилых помещений на условиях социального
найма или продажи в
Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения