Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.

Содержание

Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.21 Кб (Скачать)
 

    В соответствии с табл.2.2. стоит отметить, что льготная стоимость жилья  в соответствие с Московской городской  программой «Молодой семье – доступное  жильё» составляет 43% от рыночной стоимости  и является существенно ниже среднерыночных цен на рынке жилья, это обеспечивает возможность социально нуждающимся  слоям граждан приобретать жильё  по ценам существенно ниже рыночных. 
 
 
 
 

    Таблица 2.3.

    Сравнение объёмов финансирования молодых  семей по федеральным и городским  программам (руб.)

Семья "Жилище" "Молодой  семье доступное жильё" Разница
2 человека 1 084 860 1 620 000 535 140
3 человека 1 594 080 2 430 000 835 920
4 человека 2 125 440 3 240 000 1 114 560
5 человек 2 656 800 4 050 000 1 393 200
 

    Таким образом, табл. 2.3. наглядно показывает, что объём денежных средств, выделяемых на решение жилищных проблем граждан  города Москвы в рамках московской городской программы « Молодой  семье – доступное жильё» намного  превышает объёмы финансирования каждой семьи в рамках федеральной национальной программы «Жилище».

    Так как город строит жилье для  молодых семей за счет собственных  бюджетных средств и предоставляет  его молодым семьям без коммерческих посредников, отсутствует необходимость  открытия  банковского счета каждой молодой семьей для перечисления на него средств федеральных субсидий, поскольку все денежные операции реализуются на уровне баланса расходов и доходов городского бюджета27.

    Свидетельство о предоставлении субсидии за счет средств федерального бюджета оформляется  и выдается молодой семье-участнице  программы после заключения договора купли-продажи жилого помещения. На основании выданного свидетельства  молодой семье производится списание задолженности стоимости жилого помещения на величину денежных средств, указанных в свидетельстве в  безналичной форме. С расчетного счета Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (на основании соответствующего распорядительного  документа) денежные средства (ранее  перечисленные из федерального бюджета) в размере, указанном в свидетельстве (свидетельствах), перечисляются в  бюджет города Москвы как продавцу жилья.

    Указанный механизм реализации федеральных субсидий для молодых семей был успешно  применен городом Москвой в 2003-2005гг., и может быть использован на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002 – 2010 годы, поскольку  по своей сути не только укладывается в правила предоставления молодым  семьям субсидий, но и упрощает процедуру  освоения федеральных денежных средств, а также отчетности за их использование.

    Молодым семьям в 2006-2008 годах предоставлено  10699 квартир площадью 705,9 тыс. кв.м (табл. 2.4.).

    Таблица 2.4.

    Итоги реализации второго этапа программы  «Молодой семье –доступное жильё»

     
  2006 год 2007 год 2008 год* Итого

в 2006-2008 гг.

Структура %
Направлено  на Программу, млн. руб. 6750 6629,7 9800 23179,7  
Всего квартир 3261 2963 4475 10699 100
в т.ч. по договорам:          
Найма 0 0 1436 1436 13,4
купли-продажи 3261 2729 2746 8736 81,6
найма для молодых специалистов и ученых 0 234 293 527 5

    *с  учетом предоставления в 2008 году  площади, приобретаемой городом  за счет средств бюджета города  Москвы. 

    Из  табл.2.4. следует, что наибольший удельный вес квартир был распределён  по договорам купли-продажи – 81,6%. Тем не менее 13,4% квартир выделено по договорам найма. Семьям молодых  специалистов бюджетных организаций  системы Комплекса социальной сферы  города Москвы, в том числе работникам системы социальной защиты населения,  систем образования и здравоохранения  города Москвы, семьям молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных вузов города Москвы в рамках Программы была предоставлена  возможность проживания в квартирах  по договорам найма. В рамках второго  этапа Программы «Молодой семье  – доступное жильё» на эти цели из жилищного фонда города Москвы выделено 527 квартир, или 5%.

    В жилищном фонде коммерческого использования  проживают на условиях договора найма  более 600 молодых семей, продолжающих накопление собственных средств, которые будут использованы на третьем этапе Программы « Молодой семье – доступное жильё» для приобретения жилья на рынке. Вместе с тем, в связи со значительным ростом цен на рынке жилья произошло снижение заинтересованности молодых семей в участии в накопительных жилищных системах. В 2008 году появляется такой способ приобретения жилья как по найму на него было направлено 1436 квартир, или 13,4 % от общего числа квартир, предоставляемых по программе. Основные принципы приобретения жилья по договору найма:

  1. очередник обязан проживать  в течение 5-10 лет в принадлежащей городу квартире;
  2. оплата стоимости жилищно-коммунальных услуг должна составлять 100%;
  3. взимается низкий размер платы за наём жилья очередниками;
  4. имеется возможность приобрести жильё на рынке с использованием городской субсидии;

    Для приобретения молодыми семьями жилья  с использованием механизма купли-продажи  с рассрочкой платежа в 2006-2008 годах  направлено 8736 квартир или 81,6 % от общего количества  в рамках реализации второго этапа. Основные принципы приобретения жилья по договору купли-продажи с рассрочкой платежа  отражены в табл. 2.5.

    В 2006-2008 годах 1157 молодым семьям, приобретающим жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, при рождении детей была оказана дополнительная государственная социальная помощь в виде списания части долга за приобретенную квартиру. Объем списания составил 249,6 млн. руб. Всего в молодых семьях, обеспеченных в рамках Программы жильем, проживают и воспитываются около 6,7 тыс. детей.

    Таблица 2.5.

    Основные  положения приобретения жилья по договору купли-продажи с рассрочкой платежа

      
Первый  взнос  Не менее 10%, но не более 60%
Цена  кв. метра  определяется  фактически произведенными расходами  города на возведение дома
Рассрочка платежа  до 15 лет
Выкупная  стоимость квартиры определяется  с учетом срока нахождения в очереди  на бесплатное жилье
 

    Относительно  объёмов жилья, направляемых на городские  социальные жилищные программы, то стоит  отметить сбалансированное по всем жилищным программам обеспечение жилыми помещениями  очередников и завершение к 2013 году обеспечения жильем всех молодых  семей из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г. Распределение  жилого фонда по городу Москве по типам  помещений отражено  в табл. 2.6..

    Здесь следует отметить значительное преимущество квартир (3766770) – 98,9%  перед общежитиями  и коридорной системой (43 694) – 1,1%, это связано с тем, что согласно основным положениям московских городских социальных жилищных программ и национальных государственных жилищных программ жилищные помещения, предоставляемые для решения жилищных проблем льготным категориям граждан, являются квартиры в новостройках или реконструированных домах. Общежития же являются средством решения жилищных проблем либо приезжих граждан, либо не состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по тем или иным причинам.

    Таблица 2.6.

    Распределение жилого фонда города Москвы по типам  помещений
 
Типы квартир Квартир % Общая площадь 
в тыс.кв.м
% Жилая площадь 
в тыс. кв. м
%
I. Общежития  и коридорная система  43 694 1,1 3 338,3 1,6 1 984,5 1,5
II. Квартиры 3 766 770 98,9 205 095,6 98,4 126 797,5 98,5
в том  числе:            
Однокомнатные 856 325 22,5 31 270,4 15,0 17 215,2 13,4
Двухкомнатные 1 674 819 44,4 83 027,3 39,8 50 677,1 39,4
Трехкомнатные 1 100 680 28,9 76 005,8 36,5 49 302,3 38,3
Четырехкомнатные  111 266 2,9 10 930,7 5,2 7 166,6 5,6
Пятикомнатные и выше 23 680 0,6 3 861,4 1,9 2 436,2 1,9
ВСЕГО 3 810 464 100,0 202 433,9 100,0 128 782,0 100,0

    2.2. Динамика субсидий  и льгот на получение  жилья в Москве.

 

    Субсидии  из бюджета города Москвы на  приобретение жилья и строительство стали  первой формой, которая объединяет элементы рынка и помощь государства. Суть в том, что очередникам предлагается самим купить себе квартиру на рынке  жилья, а город оплачивает часть  её нормативной стоимости (до 70 % в зависимости от срока нахождения в очереди). С выходом постановления Правительства Москвы от 31.05.2005 № 382-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2004 году и о городских жилищных программах на 2005 год» воспользоваться субсидией имеет право любой очередник, состоящий на учете по улучшению жилищных условий.  Средняя рыночная стоимость жилья устанавливается Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы. Эта цена периодически корректируется. На январь 2009 года составляет 33 000 рублей за 1 квадратный метр.

    Размер  субсидии рассчитывается исходя из средней  стоимости          1 кв.м. типового жилья в районах  массовой застройки, нормы предоставления жилой площади (если семья из 3 - х  и более человек, то это 18 кв.м. на каждого), а также от количества времени  нахождения в очереди на улучшение  жилищных условий. Граждане, которые  простояли в очереди на улучшение  жилищных условий 15 и более лет  имеют право получить субсидию в  размере 90% стоимости жилья.

    Квартиру  можно подобрать как на первичном, так и на вторичном рынках, с  участием риэлтерской фирмы или  самостоятельно, как в городе Москве, так и в Подмосковье. 

Объёмы  предоставляемых субсидий с 2006-2011 года Разница финансирования
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2007 и 2006 2008 и 2007 2009 и 2008 2011 и

2006

4 531,50. 5 712,50 7 765 6267,8 6374,2 6327 1 181 2 052,50 -1 497,20 1795,501

Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения