Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.

Содержание

Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.21 Кб (Скачать)

    Огромное  количество московских семей получают социальную помощь в форме жилищных сертификатов, субсидий на приобретение и строительство жилья, а также  денежных средств, с целью решения  жилищных проблем.

    Правительство Москвы совместно с Департаментом  жилищной политики и жилищного фонда  города Москвы обеспечивают все необходимые  условия для успешной и эффективной  реализации жилищной политики города: созданы служба жилищного мониторинга  и  строительно-инвестиционный фонд, принимаются меры по расширению доли социального жилья в общем  объёме жилого фонда.  

    Однако  в процессе реализации жилищной политики органы власти города Москвы сталкиваются с рядом проблем. К наиболее значимым относятся следующие:

  1. Финансовая и правовая несогласованность федеральной целевой программы «Жилище» в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и московской городской программы «Молодой семье – доступное  жильё». В частности, не менее острой проблемой является нежелание федерального центра при разработке нормативных документов учитывать реальный опыт реализации регионами социальной жилищной политики.
  2. Проблема отсутствия в федеральных нормативных документах по Национальному проекту положений, учитывающих региональные особенности отдельных субъектов РФ, в частности, города Москвы. В Москве с каждым годом уменьшается размер территорий, необходимых для строительства нового жилья, а согласно  постановлению Правительства РФ от 13.05.2006г. №285 не допускается расселение социально нуждающихся слоёв граждан на прилегающие к городу территории.
  3. Физическое старение жилищного фонда Москвы, недостаточные объемы реконструктивных и модернизационных работ, в том числе капитального ремонта, ведут к росту количества ветхого, физически и морально устаревшего, аварийного жилищного фонда.
  4. При реализации подпрограммы ФЦП «Жилище» не менее острой стоит проблема увеличения числа жителей города Москвы, состоящих на жилищном учете и недостаточное  количество жилищных сертификатов, выделяемых федеральной программой ежегодно для обеспечения льготных категорий граждан.
 

 

2. Анализ реализации  жилищной политики  города Москвы

    2.1. Анализ выполнения  московской городской  программы «Молодой  семье - доступное  жильё» и федеральной  программы «Жилище»

    Москва  – один из немногих субъектов РФ, сохранивших систему предоставления жилых помещений для граждан, принятых на жилищный учет еще в  советские времена. В условиях правового  вакуума город был вынужден принимать  собственное жилищное законодательство и реализовывать соответствующие  жилищные программы. Городское жилищное законодательство и практика обеспечения  жилыми помещениями нуждающихся  москвичей нередко опережала  фактический уровень данной работы в других регионах России и на уровне Федерации в целом. По мере формирования федерального законодательства город  при необходимости уточнял городские  законы и нормативные акты.

    Реализация  приоритетного Национального проекта  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является одной из наиболее важных и насущных задач в сфере социальной жилищной политики города Москвы в настоящее время.

    С одной стороны, это и правильно, и хорошо – была достигнута непрерывность  оказания нуждающимся гражданам  государственной социальной помощи в жилищной сфере и обеспечен  весьма высокий уровень такой  помощи. С другой стороны, в ряде случаев имеются существенные проблемы в обеспечении совместимости  городских жилищных программ и подпрограмм  федеральной целевой программы  «Жилище», которые были приняты позже.

    Вместе  с тем двухлетний опыт участия  города Москвы в выполнении Национального  проекта позволяет отметить ряд  проблем в системе взаимодействия между органами власти города и соответствующими федеральными министерствами, агентствами и ведомствами. Одной из важнейших проблем является нежелание федерального центра при разработке нормативных документов учитывать реальный опыт реализации регионами социальной жилищной политики.

    В частности, в городе Москве в период, предшествовавший реализации Национального  проекта, был наработан значительный опыт обеспечения нуждающихся граждан жилыми помещениями и инвестирования в строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. При этом были найдены наиболее приемлемые для населения механизмы социальной помощи в жилищной сфере, основанные на инвестировании средств бюджета субъекта РФ – города Москвы в жилищное строительство и создание соответствующих объектов инфраструктуры.

    Однако  в доработанной федеральной целевой  программе «Жилище», обеспеченной возросшим  объемом финансирования из федерального бюджета, были приняты организационные и финансовые механизмы, направленные исключительно на развитие рыночных отношений в жилищной сфере при одновременном отказе от «устаревших» форм социальной помощи нуждающимся гражданам25.

    Например, ранее практиковавшееся в рамках  подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предоставление при рождении в молодой семье ребенка субсидии из федерального бюджета на погашение части задолженности за приобретенное жилье, при доработке программы «Жилище» было заменено на совместное с субъектом РФ софинансирование первого взноса по ипотечному кредиту с обязанностью субъекта РФ погасить часть кредита при рождении в семье заемщиков ребенка.

    В результате Москва вынуждена была отказаться от получения целевого финансирования из федерального бюджета по ряду подпрограмм Национального проекта, используя для их выполнения исключительно средства бюджета города Москвы.

    Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила  предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых  семей» федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002 – 2010 годы. Правилами  предусмотрена консолидация бюджетных  ассигнований федерального и регионального  бюджетов при предоставлении молодым  семьям-участникам подпрограммы субсидий на приобретение жилья. При этом, размер средств, выделяемых из федерального бюджета  для софинансирования предоставления субсидий молодым семьям, не может  превышать 10% расчетной стоимости  жилья, размер предусмотренных в  бюджете субъекта Российской Федерации  средств для предоставления субсидий молодым семьям должен составлять не менее 25 – 30 процентов расчетной  стоимости жилья с обязательством выплаты молодой семье дополнительной субсидии в размере не менее 5% расчетной  стоимости жилья при рождении (усыновлении) ребенка.

    Московская  программа «Молодой семье -доступное  жилье» успешно реализуется в  городе с 2003 года (постановления Правительства  Москвы  от 01.10.02 г. № 805-ПП - 1-ый этап 2003-2005 годы и от 13.12.05 г. № 994-ПП - 2-ой этап  2006-2008 годы, и от 10.02.2009 № 76-ПП 3 этап 2009-2011 годы) и имеет сложившиеся экономически обоснованные региональные особенности субсидирования затрат молодых семей-участников программы при приобретении ими жилых помещений, учет которых необходим при освоении выделенных ассигнований из федерального бюджета.

    Основным  способом обеспечения жильем молодых  семей является предоставление городом  построенных за счет средств бюджета  Москвы квартир молодым семьям –  участникам программы по договору купли-продажи  с рассрочкой платежа по льготной стоимости, составляющей около 40% от рыночной цены. Таким образом, реальная льгота, предоставляемая Москвой молодым  семьям, намного превышает размер субсидии, равный 25-30 процентам расчетной  стоимости жилья, предусмотренной  вышеуказанными Правилами.

    Кроме того, для молодых семьей - участников программы городом Москвой  предоставляется  льгота в виде списания  части  задолженности при рождении (усыновлении) в семье ребенка в размере 30% от оставшейся суммы долга26.

    Так, например, для молодой семьи из трех человек (мать, отец, ребенок) город  предоставляет по договору купли-продажи  жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м (18 кв. м * 3) по льготной стоимости 1 кв. м – 33 000 руб. Рыночная стоимость 1 кв. м аналогичного жилья в городе Москве составляет в настоящее время не менее 78 000 руб. Следовательно,

    ((18 кв. м *3) * 33 000 руб. = 1 782 000 руб. –  льготная стоимость жилья;

    ((18 кв. м *3) * 78 000 руб. = 4 212 000 руб. –  рыночная стоимость жилья.

    Таким образом, размер предоставляемой городом Москвой участнику программы льготы,  оставляет 4 212 000 руб.  – 1 782 000 руб. = 2 430 000 руб., что эквивалентно 57% от рыночной цены жилья.

    В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 26.12.2008 № 303 размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади  жилого помещения для города Москвы на  I квартал 2009 года составляет 73800 руб. (для расчетов).

    Субсидия  молодой семье из 3-х человек  для приобретения жилья на московском рынке недвижимости должна составлять:

    ((18 кв. м *3) * 73800 руб.)*10% = 398520 руб. – средства федерального бюджета;

    ((18 кв. м *3) * 73800 руб.)*30% = 1195560 руб. – средства бюджета города Москвы.

    Таким образом, льгота, предоставляемая городом  Москвой, в 2 раза превышает полагающуюся молодой семье расчетную величину субсидии.

    Кроме того, при рождении (усыновлении) второго  ребенка в указанной молодой  семье  в период действия договора купли-продажи, город Москва должен предоставить ей дополнительную субсидию в размере не менее 5% расчетной стоимости жилья:

    ((18 кв. м *3) * 73800 руб.)*5% = 199260 руб.

    В Московской программе «Молодой семье  – доступное жилье» предоставляется  льгота в виде списания  30% от суммы оставшегося долга.

    В табл. 2.1. можно видеть объём денежных средств, выделяемых молодым семьям в рамках федеральной национальной программы «Жилище».

    Таблица 2.1.

Реализация  Федеральной программы помощи молодым  семьям по состоянию на I квартал 2009 г. 

Семья

Итого

(рублей)

(100%)

В том  числе:
из  федерального бюджета

(рублей)

% из бюджета  города Москвы

(рублей)

%
2 человека 1 084 860. 309 960 28 774 900 72
3 человека 1 594 080 398 520 25 1 195 560 75
4 человека 2 125 440 531 360 24 1 594 080. 76
5 человек 2 656 800 664 200 25 1 992 600 75
 

    Исходя  из табл.2 можно сделать вывод, что  объёмы денежных средств, выделяемых из бюджета города Москвы на финансирование молодых семей в рамках федеральной  целевой программы «Жилище» значительно  больше и составляют около 75%, в свою очередь, финансирование из бюджета  Российской Федерации осуществляется в размере 25%.

    В табл.2.2. отражена сумма денежных средств, выделяемых городом на реализацию московской городской программы «Молодой семье  – доступное жильё».

    Таблица 2.2.

    Реализация  Московской городской программы  «Молодой семье -доступное жильё» (руб.)

Семья Рыночная  стоимость жилья Льготная  стоимость жилья Разница
рублей  
 
%
2 человека 2808000 1188000 1620000 43
3 человека 4212000 1782000 2430000 43
4 человека 5616000 2376000 3240000 43
5 человек 7020000 2970000 4050000 43

Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения