Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа
При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.
Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91
Приватизация жилых помещений, начавшаяся в 1991 году, инициировала процесс формирования рынка жилья. Однако в настоящее время начался обратный процесс деприватизации жилья. Некоторые категории граждан, не осознававшие социальных, экономических последствий приватизации, стали обращаться в суды с исками о признании недействительными договоров передачи жилья в собственность, а суды в большинстве случаев отказывали в подобных исках. Для решения сложившейся правовой коллизии был разработан и принят Закон города Москвы от 06.11.2002 г. №60 «О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений»50. В соответствии с принятым документом граждане получили возможность без суда передать приватизированное жилое помещение в собственность города или муниципального образования с последующим заключением договора социального найма занимаемого жилого помещения.
Дальнейшему развитию нормативно-правовой базы в области жилищной политики содействует Закон города Москвы от 15.01.2003 г. № 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»51. Данный документ был принят связи с Решением Московского городского Суда и Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий отдельных пунктов Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, а также в целях дальнейшего развития жилищного законодательства города Москвы.
Следующим за ним появляется Закон города Москвы от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"52. В законе устанавливается порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Далее появляется один из основных на данный момент законодательных актов города Москвы закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 »Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»53. В законе прописано несколько способов, способствующих сокращению жилищной очереди. Каковы же отличая нового закона от предыдущего закона № 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»?
Самая
важная новация – введена
Кодекс дает такое право регионам. Есть пожилые, тяжелобольные москвичи, которые нуждаются в социальной защите и могут претендовать на получение жилья из специализированного жилищного фонда, как и инвалиды-колясочники. Им тоже нужны специально оборудованные квартиры с подъемниками для ванн, широкими дверными проемами и коридорами, пандусами в подъездах. ЖК РФ ввел новое понятие общей площади жилого помещения. В общую площадь не входят: балконы, лоджии, веранды и террасы.
В
городском законе дано определение
площади жилого помещения, которая
состоит из суммы площадей всех частей
помещения, в том числе и площади
балконов, лоджий, веранд и террас. Учетная
норма осталась такая же, как и
в прежнем законе – 10 кв. метров площади
жилого помещения на каждого члена
семьи, если семья проживает в
отдельной квартире, и 15 кв. метров для
квартир коммунального
Остались
прежними и остальные критерии –
необходимо не менее 10 лет прожить
в Москве и в течение 5 лет до
подачи заявления нельзя совершать
действия, в результате которых семья
может быть признана нуждающейся
в жилых помещениях. И еще важное
условие: на учет могут быть приняты
только граждане России. Часто жители
задают вопрос: расценивается ли «прописка»
супруга как ухудшение жилищных
условий? Не считается ухудшением жилищных
условий «прописка» несовершеннолетних
детей, а также супруга, или нетрудоспособных
родителей, которые стояли на жилищном
учете в Москве по предыдущему
месту жительства. В законе появились
новые статьи, которые касаются финансирования
предоставления жилых помещений. Это
тоже связано с положениями
Федеральное законодательство, отменяя их право на внеочередное или первоочередное получение жилья, прописало, что они обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Идея была хорошая. Льготники должны были быстрее получать жилье. Но, как показывает практика, получается наоборот. Жилье город предоставляет, а вот деньги из федерального бюджета не приходят. Счета, которые выставляет столица, не оплачиваются.
По крайней мере, пока в городской бюджет не вернулось ни копейки. Это существенно ущемляет положение городских очередников. С учетом состава семьи норма предоставления осталась такой же – 18 кв. метров на человека. Разумеется, квартир, где было бы ровно по 18 кв. метров на каждого члена семьи, найти невозможно. Средний расход площади при улучшении жилищных условий в последние годы составлял 24-26 кв. метров на человека.
Поэтому в законе записали, что жилые помещения предоставляются с учетом не только численности, но и состава семьи. В документе четко указано, кому какая квартира положена. Если в семье три человека – муж, жена и ребенок, то им предоставят двухкомнатную квартиру от 54 до 62 кв. метров. А если в семье тоже три человека, но состав другой – бабушка, мама и внук, то им дадут трехкомнатную квартиру от 62 до 74 кв. метров. Площадь определяется дифференцированно – «от» и «до». «От» –это не менее 18 кв. м, умноженное на количество членов семьи. А «до» – это площадь предоставления, зависящая от конструктивных особенностей квартиры и состава семьи.
Еще одна новация. Многодетным семьям могут дать несколько квартир, причем, в одном районе. При этом оформляется один договор социального найма на несколько помещений. Пришлось в законе записать, что требования граждан предоставить квартиру в конкретном месте, доме, на определенном этаже удовлетворяться не будут. Есть очередники, которые много раз отказываются от предложенных им вариантов. Например, человеку не нравится, что под окном у него елки, а не березки, или он хочет, чтобы дом стоял на пригорке, но такие требования выполнить никто не сможет. Они не соответствуют ни федеральному, ни городскому законодательству.
В законе записана норма о том, что предлагается пять разных вариантов. Первые четыре – по городскому законодательству. Последний, пятый вариант оформляется в соответствии с ЖК РФ, где согласия очередника уже не требуется. Отказ от этого варианта равносилен снятию с учета. Человек отказывается от бесплатного жилья, значит, оно ему не нужно. Эта норма не только целесообразна, но и защищает других очередников, которые стоят в очереди дальше.
По
каждой форме предоставления жилья
– социальный наем, наем (раньше назывался
коммерческим), безвозмездное пользование,
купля-продажа с рассрочкой платежа,
купля-продажа с использованием
ипотечного кредитования, получение
безвозмездной субсидии – в законе
четко расписан порядок. Хочется
еще раз успокоить «старых» очередников
– никакого пересмотра очереди не
будет. Те граждане, которые встали
на учет до вступления в силу ЖК, имеют
право на все формы предоставления
жилых помещений – и
Для тех москвичей, кого не признали малоимущими, но они очень близки к этой категории, будут разработаны программы возмездного, но в то же время льготного предоставления жилья. Рассматривается вариант предоставления гражданам субсидий для аренды квартир на рынке жилья. Все проекты находятся в стадии экономического просчета.
Постановление № 976-ПП54 - последний из трех, принятых в 2006 году и составляющих «триумвират» правовых актов, которые устанавливают правила признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в городе Москве. Первые два – это закон города Москвы № 7 от 25.01.06 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и закон № 29 от 14.06.2006 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Новое же постановление подробно объясняет собственно механизм принятия на жилищный учет человека, который признан, согласно закону № 7, районным управлением соцзащиты малоимущим: какие документы ему нужно собрать, куда отнести, как заполнить заявление, как долго документы рассматриваются, в каком виде он получит ответ.
Также постановление касается и другой, новой категории москвичей: граждан, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (для улучшения жилищных условий этих граждан не требуется оценка их имущественного статуса в рамках положений закона города Москвы № 7).
Постановление
№ 976-ПП утвердило новую категорию
граждан: «нуждающиеся в содействии
города Москвы в приобретении жилых
помещений в рамках городских
жилищных программ». Таким образом,
получают возможность улучшить жилищные
условия (пока только в рамках программы
«Молодой семье – доступное жилье»)
две категории граждан:
– принятые на жилищный учет после 01.03.2006,
но не желающие ожидать бесплатного улучшения
жилищных условий в порядке очередности,
как это записано в Жилищном кодексе;
– не принятые на жилищный учет ввиду действующего ценза малоимущности, однако, проживающие в стесненных жилищных условиях (т.е. соответствующие всем критериям постановки на жилищный учет, установленным законом города Москвы № 29, кроме требования малоимущности).
Заявление о признании
Граждане, нуждающиеся в содействии
города, законом города пока не
предусмотрены, формально они
относятся сегодня к категории
неочередников. Нуждающиеся в
содействии не состоят на
Появление новой категории ни в коем случае не означает ущемления прав и возможностей очередников, принятых на учет до 1 марта 2005 года, улучшить свои жилищные условия. Согласно закону № 29, прежде всего, должны быть обеспечены жильем граждане, в том числе молодые семьи, вставшие на очередь до 1 марта 2005 года (для таких молодых семей, но только для них, – верхний возрастной предел теперь не 30, а 35 лет). А это – более 7 тыс. молодых семей, подавших заявление на участие в программе.
Сейчас
все городские ресурсы решением
правительства Москвы направлены на
обеспечение «старых» очередников
и сокращение для них сроков ожидания
жилья до 10 лет. Граждане, признанные,
например, нуждающимися в содействии
города, должны будут в этой ситуации
немного подождать. Правительство
столицы считает возможным
На
данный момент закон города Москвы
от 14 июня 2006 года № 29 »Об обеспечении
права жителей города Москвы на жилые
помещения» и Постановление № 976-ПП
являются наиболее значимыми в нормативно-
Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения