Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.

Содержание

Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.21 Кб (Скачать)

    Диспропорции  структуры жилищного фонда заключаются  в гипертрофированности нового строительства и недостаточности объемов реконструкции и капитального ремонта: при годовых потребностях в реконструкции в 1,0 млн. кв. м. сейчас реконструируется не более 0,1 млн. кв. м. общей площади. Одновременно развивается диспропорция между количеством жилья и объектами социальной сферы.

    В Москве по состоянию на 1 января 2008 г. МосгорБТИ учтено 39632 жилых строений, общей площадью 208433,9 тыс. кв. м. В  городе 3810464 жилых помещений. Постепенно увеличивается средний размер общей  площади квартир (52 кв. м - 1995 г. и 54 кв. м - 2006 г.) и обеспеченность москвичей  жилой площадью (19 кв. м общей площади  на 1 жильца в 1992 г., 20,3 кв. м/чел. в 1997 г., 21,4 кв. м/чел. в 2005 г.). Сокращается среднее  число жильцов на 1 квартиру (2,8 чел. в 1992 г., 2,6 - в 1997 г., 2,5 - в 2005 г.)13.

    Ввод  жилья для обеспечения городских  жилищных программ в 2008 году составил 2 млн. 544,2 тыс. кв. м. жилой площади. Впервые доля социального жилья в общем объеме строительства достигла 50%. В 2007 году в рамках городских социальных жилищных программ жилищные условия улучшили 45 тыс. 866 семей, в т.ч. предоставлены жилые помещения 5718 семьям очередников по месту жительства. Для обеспечения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено 586 квартир.

    Одним из важных направлений социальной жилищной политики города Москвы является предоставление очередникам возможности ускорить процесс обеспечения жилыми помещениями  путем их приобретения в собственность  за доступную плату. В настоящее  время существуют как возмездные, так и безвозмездные формы  улучшения жилья. Основными механизмами  возможного улучшения жилищных условий  очередников являются14:

  1. приобретение жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, с рассрочкой платежа;
  2. приобретение жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, с использованием собственных средств и банковского жилищного кредитования («Социальная ипотека»);
  3. приобретение жилых помещений на рынке жилья с использованием предоставленной из бюджета города Москвы субсидии на строительство или приобретение жилья.

    Перечисленные механизмы применяются в процессе выполнения городских социальных жилищных программ: «Молодой семье – доступное  жилье», «Социальная ипотека», предоставление субсидий на строительство или приобретение жилья.

    Целью программы «Молодой семье – доступное жилье» является развитие системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, создание условий для улучшения демографической ситуации в городе и закрепление молодых кадров в городских бюджетных организациях. В рамках этой программы молодым семьям в 2006-2008 годах предоставлено 10699 квартир площадью 705,9 тыс. кв.м. В целях реализации данной жилищной Правительство Москвы предоставляет гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения.

    Молодой семьей в целях Программы считается семья при одновременном соблюдении следующих условий.

    Для семьи с детьми: все члены семьи постоянно проживают в городе Москве (супруги могут быть прописаны по разным адресам в пределах г. Москвы) и являются гражданами Российской Федерации, обоим супругам не исполнилось еще 35 лет (включительно), хотя бы один из супругов признан очередником в городе Москве до 1 марта 2005 г. 15

    Для семьи без детей: все члены семьи постоянно проживают в городе Москве (супруги могут быть прописаны по разным адресам в пределах города Москвы) и являются гражданами Российской Федерации, наличие зарегистрированного брака продолжительностью более одного года, обоим супругам не исполнилось еще 35 лет (включительно), хотя бы один из супругов признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий в городе Москве до 1 марта 2005 г.

    Неполная семья с детьми может подать заявление на участие в Программе при условии, что отцу (матери), не исполнилось еще 35 лет (включительно), он(а) постоянно проживает в городе Москве, является гражданином Российской Федерации, он(а) признан(а) очередником в городе Москве до 1 марта 2005 г.

    Участники Программы могут приобрести жилое помещение у города по договору купли-продажи с использованием социального ипотечного жилищного кредитования, приобрести жилое помещение у города по договору купли-продажи с рассрочкой платежа (исключение – молодые семьи, не имеющие детей), получить жилое помещение от города по договору найма на период накопления средств для приобретения себе жилья на рынке недвижимости.

    Объемы  жилой площади, направляемой на выполнение Программы, устанавливаются ежегодно при утверждении Правительством Москвы программы обеспечения жителей  города Москвы жилыми помещениями. Предельные объемы площади жилых помещений, для выполнения Программы рассчитаны и составят  в 2009 г. – 280 тыс. кв. метров,  в 2010 г. – 320 тыс. кв. метров,  в 2011 г. – 340 тыс. кв. метров и в 2012-2015  не менее 1170 тыс. кв. метров, в том числе не менее 80 тыс. кв.м.  в рамках кооперативного жилищного строительства16.

    Итого в 2009-2015 гг. объёмы площади жилых помещений составят не менее 2 110 тыс. кв. метров. Всего на втором этапе Программы, утверждённом постановлением Правительства Москвы № 944-ПП от 13 декабря 2005 года, улучшили жилищные условия более 36 тыс. человек. В семьях участников Программы родилось 2220 детей. При этом объем финансовой помощи в рамках второго этапа Программы составил более 300 млн. рублей. В таких семьях растут и воспитывается более 6200 детишек.17

    Приобретение  очередниками жилья, строящегося за счет средств бюджета города Москвы, с использованием ипотечного жилищного  кредитования (программа «Социальная ипотека») реализуется в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 8.11.2005 г. № 881-ПП «О мерах по развитию ипотечного жилищного кредитования в городе Москве». Согласно указанному постановлению в период с 2006 по 2008 год в городе реализовывается с использованием ипотечного жилищного кредитования по 200 тыс. кв. м жилой площади, строящейся по городскому заказу.

    Программа «Социальная ипотека» призвана способствовать увеличению доступности ипотечного жилищного кредитования для жителей  города Москвы, снижению первоначального  и ежемесячных платежей заемщика по возврату кредита в пересчете  на эквивалентную банковскую ставку до 4-7% годовых, а также стимулированию развития рынка жилищного ипотечного кредитования в городе Москве.

    По  данной программе город за счет средств  бюджета строит жилые помещения  и предлагает их для приобретения очередникам по стоимости, которая  определяется исходя из величины затрат на строительство 1 кв. м площади  жилых помещений в многоквартирном  доме с учетом затрат на строительство  общего имущества и расходов на создание внутриквартальных инженерных сетей, определенных на основании твердой  договорной цены, установленной по итогам конкурсов по подбору подрядных  организаций и организаций-заказчиков. Очередники, прошедшие проверку банком на кредитоспособность, приобретают  жилье в собственность по ценам, которые более чем в 3 раза ниже рыночных.

    Семья очередников вправе приобрести у  города с использованием ипотечного жилищного кредитования одну квартиру размером не менее 18 квадратных метров на каждого члена семьи, но не более  одной комнаты на каждого члена  семьи, с учетом размера площади  занимаемого жилого помещения18.

    Денежные  средства от продажи жилья поступают  в городской бюджет и используются для рефинансирования строительства  социального жилья, а расчеты  по кредиту очередник осуществляет с банком-кредитором. В рамках развития системы ипотечного кредитования в  городе Москве московскими банками выдано более 19 тыс. ипотечных кредитов на сумму более чем 78 млрд. руб. С использованием московской программы социального ипотечного жилищного кредитования в 2007 году предоставлена возможность 2,5 тыс. семей очередников приобрести жилые помещения по себестоимости строительства. На указанные цели направлено 135,8 тыс. кв. м., 755 семьям предоставлена возможность приобретения жилья с использованием собственных и заемных денежных средств в рамках московской программы «Социальная ипотека».

    Очередники, признанные нуждающимися в улучшении  жилищных условий по месту жительства до 1 марта 2005 г., имеют право на получение  из бюджета города Москвы субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

    Гражданам, признанным в установленном порядке  нуждающимися в улучшении жилищных условий и выбравшим способом улучшения жилищных условий приобретение жилья с использованием безвозмездной  субсидии, после решения общественной жилищной комиссии в административном округе и оформления распоряжения префекта административного округа о предоставлении безвозмездной субсидии, оформляется  Свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища, открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в уполномоченном банке (ММБ "Банк Москвы"), на который зачисляются средства субсидии.

    С использованием безвозмездной субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости. В 2007 году была предоставлена возможность улучшить свои жилищные условия с использованием субсидий бюджета города Москвы на строительство или приобретение жилья 1034 семьям очередников. Из бюджета города Москвы на данные цели направлено 2 690,69 млн. руб19.

    Бесплатное  предоставление очередникам  жилых помещений по договору безвозмездного пользования осуществляется в г. Москве в соответствии с Законом города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

    Жилые помещения по договору безвозмездного пользования предоставляются очередникам, которым городом Москвой предлагаются меры социальной поддержки, и отнесенным к категориям, указанным в статье 26 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29, на основании имеющихся документов, выданных в соответствии с федеральным  законодательством и законодательством  города Москвы.20

    Жилые помещения по договору безвозмездного пользования предоставляются бесплатно  из специализированного жилищного  фонда города Москвы.

    Согласно  статье 26 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 жилые помещения по договору безвозмездного пользования предоставляются  при наличии их желания жителям  города Москвы следующих категорий21:

    1) детям-сиротам и детям, оставшимся  без попечения родителей, лицам  из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании их пребывания  в государственных и негосударственных  образовательных учреждениях для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах  семейного типа, нахождения на  патронатном воспитании, при прекращении  попечительства, по окончании обучения  в учреждениях профессионального  образования, по окончании службы  в Вооруженных силах Российской  Федерации или по возвращении  из учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, если  указанные граждане не имеют  закрепленного жилого помещения  или их возвращение в ранее  занимаемые и сохраненные за  ними жилые помещения невозможно;

    2) гражданам пожилого возраста  и инвалидам, проживающим в  стационарных учреждениях социального  обслуживания, в случае отказа  от услуг стационарного учреждения  социального обслуживания, освободившим  жилые помещения в связи с  их помещением в эти учреждения, если им не может быть возвращено  ранее занимаемое ими жилое  помещение, безвозмездно переданное  в установленном порядке городу.

    При этом необходимо отметить, что специально оборудованные жилые помещения  предоставляются инвалидам с  нарушением функций опорно-двигательного  аппарата (инвалидам-колясочникам) только по договору безвозмездного пользования.

    Максимальный  срок действия договора безвозмездного пользования составляет пять лет, но может быть продлен на новый пятилетний период неограниченное число раз22.

    В случае прекращения действия договора безвозмездного пользования специально оборудованным жилым помещением и отсутствия оснований для заключения договора на новый срок гражданам  предоставляется другое жилое помещение  по договору социального найма или  найма в порядке и на условиях, установленных Законом. Освобожденное  специально оборудованное жилое  помещение подлежит дальнейшему  использованию в соответствии с  целевым назначением.

    Ожидается, что к 2020 г. доходы москвичей по сравнению  с 1997 г. вырастут более чем в 3 раза.23 Растущее материальное благополучие москвичей и жилищная политика Правительства Москвы позволит снизить остроту жилищной проблемы в городе. По расчетам Генплана к 2020 г. обеспеченность жителей Москвы жилищным фондом составит не менее 29 - 31 кв. м на человека (в черте Москвы) и не более 38 - 46 кв. м (при расселении в Московской области). Намечено уменьшение доли физически и морально устаревшего жилищного фонда с 36 до 15-20% от общего объема жилищного города.24

    Увеличится  доля реконструируемого и нового жилищного фонда Москвы, соответствующего среднеевропейским стандартам с 5% до 15 -20%. Различные финансовые инструменты (покупка жилья за полную стоимость, кредит, жилищные сертификаты, дотации, возможности ипотеки и др.) позволят в представительных масштабах вести  жилищное строительство, и будут  способствовать ускорению решения  жилищных проблем в Москве.

    Выводы

    В настоящий момент в Москве успешно  реализуются федеральная национальная программа «Жилище» и региональные жилищные программы города.

Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения