Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.

Содержание

Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.21 Кб (Скачать)

    Также не менее острой стоит перед городом  проблема физического старения жилищного фонда Москвы и как следствие рост количества ветхого, физически и морально устаревшего, аварийного жилищного фонда.  Для решения этой проблемы необходимо ежегодно выделять больший объём денежных средств из бюджета города Москвы для реконструктивных и модернизационных работ, осуществлять снос ветхого жилья для последующих застроек жилых помещений под обеспечение социально нуждающихся лиц граждан. Что касается проблемы увеличения с каждым годом числа очередников, Правительством Москвы активно разрабатывается программа строительства доходных домов с целью дальнейшей сдачи жилых помещений в наём.  

    Выводы.

     В данной главе выявлены проблемы реализации жилищной политики и систематизированы.  К ним относятся значительная диспропорция между потребностями населения в жилье  и платёжеспособным спросом, отсутствие эффективной системы долгосрочного жилищного кредитования, низкий уровень жилищного строительства, низкий уровень доходов населения и высокие цены на жильё, неспособность федеральным органам власти учитывать особенности региона и другие.

     Рассмотрены меры по решению обозначенных проблем  в городе Москве, принимаемые органами власти, а также сделаны предпосылки  к совершенствования жилищной политики  и выработке путей решения  проблем реализации жилищной политики .

     На  современном этапе  в жилищной политике  города Москвы отмечена положительная  тенденция в законодательных  нормативных актах принятия оптимальных  мер по улучшению жилищных условий  жителей столицы и решению  возникающих проблем. Разработана  программа временного улучшения  жилищных условий очередников путем  предоставления им компенсаций за наем жилья на свободном рынке. На эти  цели уже в текущем году выделили 79 миллионов рублей. Наиболее актуальным из существующих на данный момент инструментов улучшения жилищной политики является строительство бездотационных доходных домов в городе с целью дальнейшего  расселения по договору найма льготных категорий граждан, очередников  и нуждающихся в улучшении  жилищных условий жителей города.

    Из  предложенных путей улучшения жилищной политики стоит отметить совершенствование  механизма контроля за ветхим и физически  и морально устаревшим жильём. Увеличение объёма денежных средств, выделяемых из бюджета города на реконструкцию  и модернизацию.

    4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы

 

    За последние годы в Москве сформировалась правовая база новой жилищной политики и жилищных отношений, адекватных принципам рыночной экономики. Мощное развитие получил жилищный рынок и задачей органов государственной власти и управления столицы в нынешних экономических условиях является создание эффективного хозяйственного механизма, способствующего улучшению качества и повышению комфортности жилья, а также его доступности для разных социальных слоев населения.

    Одним из первых нормативно-правовых актов, принятых депутатами в жилищной сфере, был Закон города Москвы от 09.11.1994 г. № 19-87 «О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений». 38

    Документ  установил статус объектов, не подлежащих отчуждению или использованию без  согласия собственников, а также  условия передачи в общую (долевую  или совместную) собственность членам товариществ.

    Проведенный в середине 90-х годов анализ итогов более чем двухлетней работы Муниципальной жилищной инспекции города Москвы показал, что ее деятельность способствовала обеспечению сохранности и должного содержания городского жилья, контролю за соблюдением нормативных требований по использованию, техническому обслуживанию и ремонту домостроений, помещений, инженерных систем и оборудования.

    Вместе  с тем практика показала, что инспекция, ввиду недостаточности действовавшей  правовой базы, не всегда была способна эффективно решать поставленные перед  ней задачи. Для усиления ответственности  за несоблюдение соответствующих нормативных  требований и повышения эффективности  деятельности Государственной жилищной инспекции столицы Думой был  принят Закон города Москвы от 20.12.1995 г. №26 «Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы».39

    Документ  установил санкции за нарушения  юридическими лицами нормативов и жилищных стандартов, а также порядок их применения за допущенные нарушения  и несвоевременное принятие мер  к их устранению.

    В соответствии с расширением контрольных  функций Государственной жилищной инспекции Москвы, а также Федеральным  законом «О товариществах собственников  жилья» депутатами был принят Закон города Москвы от «О внесении изменений в Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года № 26 «Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы»40

    Документ  уточняет и дополняет действующий  Перечень и размеры финансовых санкций  Мосжилинспекции, устанавливает размеры  материальной ответственности юридических  лиц, связанных с эксплуатацией  и ремонтом систем внутридомового газоснабжения.

    Позже городское законодательство было приведено  в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  Законом города Москвы от 26.06.2002 г. №35 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года №26 «Об ответственности за нарушение нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы»41

    В развитие положений Закона города Москвы «Об ответственности за нарушение  нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации жилищного фонда города Москвы»  и для правового закрепления  формируемой общегородской системы  нормативов по эксплуатации жилищного  фонда депутатами был принят Закон города Москвы от 13.11.1996 г. №30 «Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроля за их соблюдением»42.

    Документ  повысил ответственность Государственной  жилищной инспекции города Москвы по контролю за разработкой и соблюдением  нормативов, расширил ее полномочия, а  также создал систему принуждения  владельцев жилых зданий независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности выполнять нормативные  требования по предписаниям Инспекции  и просьбам жителей.

    Для более качественного и экономически эффективного содержания жилых домов в условиях рыночных отношений был разработан и принят Закон города Москвы от 16.04.1997 г. №8-28 «О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме»43.

    Документ  установил права товарищества собственников  жилья по управлению и использованию  объектов нежилого фонда, находящихся  в собственности города и входящих в состав кондоминиума, управляемого товариществом, определил порядок  и условия реализации этих прав

    Вторая  часть Гражданского кодекса, принятая в январе 1996 года, разграничила обязательства  аренды и найма жилья, коренным образом  изменив существовавшую систему  оформления передачи жилья в пользование  и владение. Образовался новый  для нашего законодательства институт социального найма жилого помещения.

    Безусловно, это повлияло на необходимость не столько корректировки московского  законодательства, сколько принятия новых нормативных актов, раскрывающих и реализующих общие положения, которые закреплены в федеральных  законах. Принятый депутатами Закон города Москвы от 11.03.1998 г. №6 «Основы жилищной политики в городе Москве»44 определил основные принципы реализации и защиты конституционного права жителей столицы на жилье в условиях дальнейшего развития жилищной реформы, становления различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. В связи с динамично изменяющимся федеральным законодательством в данный документ неоднократно вносились изменения и дополнения.

    Город давно столкнулся с очень серьезными проблемами переселения москвичей из коммунальных квартир, «пятиэтажек» и зданий, признанных аварийными и подлежащих реконструкции. Для правового решения этой социальной проблемы был принят Закон города Москвы от 09.09.1998 г. №21-73 «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения»45. Документ регулирует проблемы отселения жителей в любых ситуациях, связанных со сносом, реконструкцией и капитальным ремонтом жилых строений. Однако, главная сфера его применения - реализация программы замены пятиэтажных домов первой волны типового домостроения

    Одним из направлений реализации жилищной политики является введение института ипотечного кредитования. Закон города Москвы от 31.03.1999 г. №11 «Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредитования в городе Москве»46 предоставляет право гражданам приобрести жилье в кредит за счет собственных средств в условиях, когда они не располагают возможностью его купить. Закон регулирует порядок получения гражданами целевых кредитов на приобретение жилья, обеспеченных ипотекой жилых помещений в городе Москве.

    Документ  закрепил функции Московского ипотечного агентства, выступающего организатором  и координатором системы ипотечного жилищного кредитования в столице, а также нормативное обеспечение  тех правоотношений, которые возникают  при нарушении гражданами своих  обязательств по кредитному договору на покупку жилья. Законом устанавливается  формирование при участии Правительства  Москвы резервного фонда жилых помещений, в который после решения суда отселяются заемщики и члены их семей  из заложенных помещений.

    В связи с многочисленными фактами самовольного переустройства помещений, причиняющими ущерб зданиям, смежным помещениям и проживающим в них гражданам, обеспечением единого порядка в оформлении и проведении переустройства помещений в жилых домах на территории столицы, необходимостью урегулирования возникающих в этой связи правоотношений между гражданами, юридическими лицами, органами исполнительной власти города, был разработан и принят Закон города Москвы от 29.09.1999 г. № 37 «О переустройства помещений в жилищном фонде города Москвы»47.

    Документ, в частности, устанавливает порядок  оформления и проведения работ по переустройству помещений в жилых  домах, а также формы их государственного контроля. При разработке и согласовании предложений по продолжительности  и режиму производства работ заявители  и управляющие жилыми домами обязаны  учитывать ограничения, установленные  настоящим законом.

    Задача распределения бесплатного жилья, выделяемого городом для обеспечения наиболее социально незащищенных граждан, решается в условиях острого дефицита муниципальной жилой площади. Город реально может обеспечить бесплатным жильем около 8300 семей в год. В то время как на учете по улучшению жилищных условий состоят более 190 тыс. семей (около 650 тыс. человек), из которых по федеральному законодательству более 57 тыс. семей являются очередниками льготных категорий. Таким образом, важность установления приоритетов при ежегодном отборе 8,3 тысяч семей из 57 тысяч является очевидной.

    В основу принятого депутатами Закона города Москвы от 23.01.2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах»48 положены действующие приоритеты, которые соответствуют решению наиболее острых социальных вопросов в жилищной сфере – предоставление благоустроенной жилой площади прежде всего детям-сиротам и детям-инвалидам, тяжелобольным гражданам, инвалидам и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам и ветеранам боевых действий, Великой Отечественной войны и труда, многодетным семьям и другим категориям.

    В целях приведения данного документа в соответствие федеральному законодательству был подготовлен и принят Закон города Москвы от 27.11.2002 г. № 67 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 23.01.2002 г. № 2 «О приоритетах предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в 2002-2003 годах»49

Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения