Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

При проведении исследования по теме реализации жилищной политики города Москвы были использованы следующие методы исследования: анализ существующей информационной базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), обобщение и синтез точек зрения, представленных в информационной базе (метод научного синтеза и обобщения).
Объект исследования - реализация жилищной политики в городе Москве.
Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе реализации жилищной политики города Москвы.
Цель работы – анализ жилищной политики города Москвы, выявление существующих в настоящее время проблем, связанных с реализацией жилищной политики в городе, разработка и рассмотрение наиболее оптимальных путей решения обнаруженных в ходе анализа проблем.

Содержание

Введение 5
1. Федеральная и региональная жилищная политика в городе Москве 7
1.1. Основы федеральной жилищной политики в городе Москве 7
1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы 15
Выводы 26
2. Анализ реализации жилищной политики города Москвы 28
2.1. Анализ выполнения московской городской программы «Молодой семье - доступное жильё» и федеральной программы «Жилище» 28
2.2. Динамика субсидий и льгот на получение жилья в Москве. 38
Выводы 46
3. Реализация жилищной политики города Москвы: проблемы и направления их решения 46
3.1 Бездоходные дома как путь решения жилищной проблемы города Москвы. 46
3.2 Иные направления решения проблем, возникающих в процессе реализации жилищной политики. 54
Выводы. 63
4. Правовое обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 64
5. Программное обеспечение реализации жилищной политики города Москвы 78
Заключение 87
Список использованных источников 91

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 193.21 Кб (Скачать)

     Что касается второго этапа реализации программы «Жилище», то здесь следует  отметить такие подпрограммы, как "Обеспечение  земельных участков коммунальной инфраструктурой  в целях жилищного строительства", "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Обеспечение  жильем молодых семей", "Выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством" и мероприятия по обеспечению  жильем отдельных категорий граждан.

       Общий объем финансирования Программы  в 2002 - 2010 годах за счет средств федерального бюджета составит 298,8 млрд. рублей. Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004 годом):4

  1. улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (рост жилищной обеспеченности с 20 кв. м на человека до 21,7 кв. м);
  2. повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 3 года (в 2004 году - 3,9 года);
  3. увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего  стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - с 9 до 30 процентов;
  4. увеличение годового объема ввода жилья с 41,2 млн. кв. м общей площади жилья до 80 млн. кв. м;
  5. увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам с 20 млрд. рублей до 415 млрд. рублей;
  6. снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 20 лет до 5 - 7 лет;
  7. содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в 2006 - 2010 годах 181,7 тыс. молодых семей;
  8. улучшение жилищных условий в 2006 - 2010 годах за счет средств федерального бюджета более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
  9. повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг;
  10. повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 60 до 50 процентов);
  11. совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения;
  12. создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.

     Общий объём и структура финансирования федеральной национальной программы  «Жилище» отражены в табл. 1.1.

     Как видно из таблицы, основной удельный вес в финансировании  программы  приходится на финансирование за счёт средств частных инвесторов (52%) и  средств федерального бюджета (27%).

     Это связано с тем, что при предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание уделяется привлечению средств частных инвесторов на ряда подпрограмм федеральной программы «Жилище». С этой целью разработана методическая база оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства.

    Таблица 1.1.

    Финансирование  федеральной целевой программы «Жилище» в 2006-2010 годах5

 № п\п     Источники финансирования Млрд. руб %
Общий объём финансирования 902,4 100
Финансирование  за счет средств федерального бюджета 239,8 27
Финансирование  за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 93,2 10
Финансирование  за счет средств частных инвесторов и кредиторов 470,4 52
Финансирование  за счет собственных и заемных  средств граждан (молодых семей) 99 11
 

    Развертывание приоритетных национальных проектов на территории субъектов Российской Федерации, в том числе проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России», привело к значительному  росту участия федеральных органов  власти в формировании и реализации основных направлений жилищной политики субъектов Российской Федерации. Это проявилось в активизации разработки федерального жилищного законодательства, увеличении объемов финансирования федеральной целевой программы «Жилище» из федерального бюджета, возрастании объема предоставляемой в федеральные инстанции отчетности и количества мероприятий по контролю.

    Москва  как город, обладающий  преимуществами в финансовой обеспеченности по сравнению  с другими субъектами Российской Федерации, имеет возможность осуществлять свою социальную жилищную политику, выделяя  на неё большие финансовые  средства. Федеральная социальная политика, в  свою очередь, является достаточно «усреднённой»  и рассчитана на средний уровень  бюджетной обеспеченности субъекта. Всё это является следствием развития социально-жилищной политики города Москвы, которая развивается параллельно  с федеральной политикой, превышая уровень социальной поддержки нуждающимся  в улучшении жилищных условий  по сравнению с федеральными программами  и программами субъектов Российской Федерации.6 

    В соответствии с жилищной политикой  города Москвы темпы обеспечения  жильем граждан, принятых на учет в  качестве нуждающихся в улучшении  жилищных условий, не могут быть признаны удовлетворительными. В очереди  на улучшение жилищных условий стоят  около 149700 семей. Среднее время ожидания предоставления  
жилых помещений социального использования составляет 15 - 20 лет. Российская Федерация в соответствии с федеральным законодательством на начало 2008 года имела государственные обязательства по обеспечению жильем перед 487696 гражданами, значительная часть которых также признана органами управления города Москвы нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    На  данный момент наиболее эффективной  формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем за счет средств федерального бюджета  является предоставление субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно  этот подход был реализован в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71, а в дальнейшем - в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 700, которая входила с состав Программы «Жилище» на первом этапе ее реализации.7

    В долгосрочной перспективе (после 2010 года) прогнозируется обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия федерального центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В данных условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета могут использоваться исключительно для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.8

    Необходимость ускоренного перехода к устойчивому  функционированию и развитию жилищной сферы по новым принципам на новой  основе определяет целесообразность использования  программно-целевого метода для решения  указанных проблем.

    Однако, недостаточно проработанной представляется выдвинутая в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» идея увеличения строительства жилья в субъектах РФ, не учитывающая реальное положение в данной сфере в регионах. Задачи по увеличению строительства жилья применительно к Москве можно, в целом, считать за последние 10 лет уже выполненными. Строящиеся в городе в настоящий момент ежегодно почти 5 млн. кв. метров жилья – это практически в два раза больше объемов строительства начала 1990-х годов. При этом необходимо учитывать, что дальнейшее двукратное увеличение строительства в Москве (до 10 млн. кв. метров в год) практически невозможно и нецелесообразно, с учетом как отсутствия свободных площадей под застройку, так и необеспеченности подобных гигантских объемов строительства соответствующей инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

    1.2. Региональная жилищная политика как часть социальной политики города Москвы

 

    По  обеспеченности населения жильём Москва находится ниже средне российского  уровня, занимая последнее место  по регионам центрального федерального округа, и одно из последних мест в сравнении с 20-ю крупнейшими  городами мира, уступая по этому  показателю большинству европейских  столиц.9

    Уменьшался  объем строительства государственного жилья, и, соответственно, росли объемы жилья, выставленного на продажу для использования в коммерческих целях. При этом Москва в пределах своих границ просто не имеет возможности увеличить объемы жилищного строительства до необходимого уровня. Если в Московской области при избытке свободных территорий строится больше 1 кв. м жилья в расчете на душу населения в год, то в Москве этот показатель в 2 раза ниже. При избытке строительных мощностей складывается дефицит земельных участков, пригодных для строительства в границах города (где эти мощности могли бы быть использованы на 100%), что вносит свой вклад в рост цен на жилье. Вместе с тем, Не все социальные жилищные программы города позволяют предоставлять жильё за чертой города.

    В настоящее время сформирован  и стабильно работает инвестиционно-строительный комплекс города, который позволяет вводить порядка 5 млн. кв. м общей площади нового жилья в год. Создана система мониторинга технического состояния, позволяющая осуществлять планирование работ по капитальному ремонту. При этом программы капитального ремонта при росте их объемов финансируются за счет средств городского бюджета.10

    В Москве создан самый развитый в стране рынок жилья как первичного (т.е. рынка новостроек), так и вторичного (т.е. рынка приватизированного жилья) и адекватная законодательная база. Разработано и реализуется социальное направление жилищной политики города: социальная ипотека, бесплатное и льготное предоставление жилья очередникам, молодым семьям и другим категориям социально незащищенных категорий граждан; имеются подходы к развитию муниципальной и коммерческой аренды жилья по типу «доходных домов».

    Вследствие  резкого роста цен на жилье  увеличился их отрыв от доходов основной массы населения и доступность  приобретения жилья жителями Москвы на рынке резко сократилась: 10% населения Москвы с наиболее низким уровнем доходов (средний доход в этой группе населения составил 2331 руб. на человека) средний срок накопления на стандартную квартиру (54 кв. м по цене 4721 долл. за 1 кв. м общей площади) составляет 80 лет (от 108,7 лет в Центральном АО, до 66,9 года в Юго-Восточным АО). И только для 15% наиболее обеспеченных жителей города срок накопления на стандартную квартиру составляет около 3 лет и только именно эти семьи могут рассчитывать на то, что им удастся взять ипотечный кредит.

    Одновременно  с этим потребность в жилье  среди  наиболее богатых доходных групп жителей города Москвы составляет 6%, тогда как потребность в  жилье наименее обеспеченных групп населения составляет порядка 80%.

    Ипотечный кредит, практически недоступный  для подавляющего большинства населения, используется богатыми заемщиками в основном с целью инвестирования средств в жилье для дальнейшей перепродажи. Значительное число новостроек (более 60%) приобретается платежеспособными приезжими из регионов России и ближнего зарубежья и различного рода "инвесторами" для отложенной перепродажи, в результате чего большая доля введенного жилья остается фактически незаселенной.

    Физическое  старение жилищного фонда Москвы, недостаточные объемы реконструктивных и модернизационных работ, в том числе капитального ремонта (в соответствии с действующими нормами потребность ежегодного капитального ремонта многоквартирных домов составляет около 8-8,5 млн. кв.м. общей площади, фактически ежегодно ремонтируется лишь порядка 300-500 тыс. кв.м.)11 ведут к росту количества ветхого и аварийного жилищного фонда (в ветхом и аварийном жилищном фонде по предварительным оценкам проживает около 600 тыс. семей).

    Ежегодный объем финансовых ресурсов, необходимых  для проведения капитального ремонта в соответствии с нормативами, составляет в среднем (по предварительным оценкам) 40 млрд. руб12, что в настоящее время реализуется в рамках Городской целевой программы капитального ремонта на период 2008 – 2014 гг. В то же время имеет место нежелание собственников помещений участвовать в расходах на капитальный ремонт общего имущества в пятиэтажных панельных домах первого этапа индустриального домостроения, ремонт в которых не производился и в вышеуказанную программу не включен.

Информация о работе Проблемы реализации жилищной политики города Москвы и пути их решения