Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа
Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Как следует из приведенных в таблице 6 данных, показатели рентабельности в 2008-2010 гг. колебались в пределах следующих значений: рентабельность собственных средств – 2,4-8,4%, рентабельность продаж – 3,3-6,4%, рентабельность продаж – 3,4-6,8%.
Наиболее
низкое значение всех показателей рентабельности
отмечалось в 2008 г. Это обусловлено
более высокими темпами роста
себестоимости продукции
Основными факторами, оказавшими влияние на динамику рентабельности и, прежде всего, на важнейшие ее виды – рентабельность продаж и продукции, являются динамика выручки и динамика себестоимости (в том числе отдельных ее элементов). Показатель чистой прибыли, стоящей при расчетах рентабельности в числителе, сам непосредственно зависит от выручки и себестоимости, а также размера взимаемых из балансовой прибыли налогов.
Основными резервами повышения прибыльности предприятия являются повышение отдачи от используемых основных средств, а также повышение производительности труда. Коэффициент финансовой независимости оставался достаточно стабильным на протяжении всего рассматриваемого периода.
Анализ финансового состояния КУП "Минскхлебпром" за 2008-2010 года приведен на основании данных бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» и результаты представлены в таблице 3.
В
качестве основных критериев оценки
финансового состояния
-
норматив коэффициента текущей
ликвидности устанавливает,
Таблица
7 - Анализ финансового состояния организации
КУП "Минскхлебпром"
№ пп |
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | Норматив коэффициента |
1 | Коэффициент текущей ликвидности K1 | 0,748 | 0,720 | 0,654 | К1 >= 1,15 |
2 | Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 | -1,198 | -1,098 | -1,092 | К2 >= 0,2 |
3 | Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3 | 0,540 | 0,551 | 0,555 | К3 <= 0,85 |
В
настоящее время оборотные
-
норматив коэффициента
На 01.01.2010 данный показатель составлял минус 1,098, на 01.01.2011 минус 1,092 – это означает, что предприятие испытывает острый недостаток собственных оборотных средств и для их пополнения вынуждено обращаться в банки и прочие финансовые учреждения.
- коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами показывает долю заемного капитала в общей сумме источников. Как видно из таблицы зависимость предприятия от заемных источников увеличилась в 2010 году с 55,1% до 55,5%, его уровень остается достаточно высоким – предприятие привлекает дополнительные кредитные ресурсы для финансирования своей текущей деятельности.
Анализ коэффициентов, на основании которого делается вывод о платежеспособности предприятия и его финансового состояния, приводит к выводу, что финансовое состояние предприятия остается достаточно сложным.
В 2009 г. коэффициент текущей ликвидности составил 0,7, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – минус 1,1, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами – 0,6. Ожидается, что в 2011 г. данные показатели несколько ухудшатся в связи с вводом основных средств.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2008-2010 гг. продолжает принимать отрицательное значение, что свидетельствует о существенной роли заемных средств как источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности предприятия.
В
связи с проводимыми
Таблица
8 - Оценка платежеспособности организации
и оборачиваемости ее оборотных средств
Наименование показателя | 2008 | 2009 | 2010 | Норматив коэффициента |
Коэффициент
абсолютной ликвидности |
0,03 | 0,05 | 0,03 | Кабсл >= 0,2 |
Коэффициент
оборачиваемости
оборотных средств |
7,85 | 6,21 | 7,08 |
Данные таблицы 8 показывают, что значение показателя оборачиваемости оборотных средств в рассматриваемом периоде находились приблизительно на одном уровне.
Деятельность
предприятия в характеризуется
ростом уровня безубыточности до 81,6 в
4 квартале 2010 г., ростом рентабельности
продаж до 6,4% и ростом рентабельности
продукции до 6,6%. Таким образом, хозяйственная
деятельность предприятия налаживается,
улучшаются показатели эффективности.
В 2010 г. структура баланса КУП «Минскхлебпром»
продолжает оставаться неудовлетворительной,
хотя и наблюдаются тенденции к ее улучшению.
Маркетинговые исследования рынка показали постепенное сокращение на протяжении последних лет объема потребления хлебобулочных изделий. Основными факторами, влияющими на размер и перспективы развития данного рынка, являются уровень доходов и представления потребителей о рациональном питании. Немаловажную роль играют импортеры и гипермаркеты, поглотившие часть рынка за счёт изготовления кондитерской и хлебобулочной продукции. В 2011 году названные факторы продолжат оказывать понижающее воздействие на потребность белорусского рынка в хлебобулочных изделиях, производимых на хлебозаводах.
Предполагаемое
сужение совокупного рынка
Так,
на предприятии планируется
-линия «Еврохлеб»,
-линия «Фитнес и спорт»,
-линия «Хлеб-мюсли»
а
также новых видов
-тостовый ржаной хлеб
-фруктовый хлеб
-пряный хлеб
-гречишный хлеб
-хлеб «9 злаков»
-пряных булочных изделий
-пряного песочного печенья
и новых видов кондитерских изделий:
-тортов и пирожных,
-из слоеного текста (круассаны с различными наполнителями),
-прянично-марципановых изделий,
-пирогов-кексов,
-замороженных
полуфабрикатов и
Хлебозавод N3 в первом квартале начал производство хлеба с зерновыми добавками "Жытневы" В начале текущего года на хлебозаводах N2 и N3 был расширен ассортимент бездрожжевых хлебов с выпуском хлеба "Юбiлярны" бездрожжевой и "Баварский бездрожжжевой".
На хлебозаводе "Автомат" в мае планируется выпуск хлеба "Родниковый край" с применением сибирской клетчатки. В текущем году хлебозавод "Автомат" также намерен начать выпуск группы хлебов из многокомпонентных зерновых смесей. Разработает смеси Минский комбинат хлебопродуктов.
Хлебозавод N6 в текущем году планирует расширить ассортимент булочных изделий, в том числе мелкоштучных, плетеных, витых, с посыпками, с фруктовыми добавками. Это станет возможным после ввода в эксплуатацию двух новых автоматических линий по производству батонов и булочных изделий.
На предприятии в декабре 2006 года на хлебозаводе N6 были введены три новые линии по производству хлебов. Это оборудование производства германских и словенских компаний, которые позволили полностью автоматизировать процесс производства хлеба, его нарезке и упаковке в пакеты, обеспечив стабильно высокое качество изделий. При этом мощности завода по выпуску такой продукции возросли более чем на 20%. Помимо того, значительно улучшились условия труда людей, работающих на этом производстве.
Основные
прогнозные показатели деятельности КУП
«Минскхлебпром» в 2012 г. представлены
в таблице 5.
Таблица
9 - Основные прогнозные показатели
деятельности КУП «Минскхлебпром» в 2012
г.
Наименование показателей | Единица
измерения |
2011 год оценка | 2012 г. прогноз | 2012/2011 |
Объем производства продукции | Млн. руб. | |||
В текущих ценах 2011 г. | -«- | 314 343 | 378 889 | 121,9% |
В сопоставимых ценах 2010 г. | Млн. руб. | 294 472 | 310 902 | 106,0% |
Производство потребительских товаров | Млн. руб. | 302 539 | 319 491 | 106,0% |
Выручка от реализации продукции (с налогами) | 410 130 | 482 646 | 122,0% | |
Прибыль от реализации продукции | млн. руб. | 49 789 | 61 170 | 122,9% |
Уровень рентабельности продаж | % | 6,4% | 6.6% | 104,2% |
Уровень рентабельности реализованной продукции | % | 6,8% | 7.1% | 104,3% |
Прибыль до налогообложения | млн. руб. | 12 262 | 16118 | 137,6% |
Чистая прибыль | млн. руб. | 8838 | 12 048 | 147,0% |