Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Работа содержит 1 файл

№101.doc

— 540.50 Кб (Скачать)
Наименование  подразделения Количество  работников Трудоемкость  выполняемых работ
Бюро  рыночных исследований 5 12150
Бюро  управления сбытом 6 11 000
Бюро  ФОССТИС 5 9 150
Группа  по планированию маркетинга 2 3 700
Группа  сервиса 4 7 200
Итого 22 40 450
 

     Так как среднесписочная численность  работников отдела маркетинга всего  на предприятии на 2010 год составляла 25 чел., то сокращение числа служащих на 3 человек составляет в процентном отношении –12%. Фонд средней заработной платы работников отдела маркетинга за 2010 год составил 368723500 р.

     Средняя заработная плата служащих за 2010 год  составила:

     368723500 / 24 /12= 1280300 р.

     1) экономия по з/плате за счет  сокращения штата в год составит:

     1280300∙3∙12 = 46090800 р.

     2) на наш взгляд прогнозируемое  повышение з/платы в 2011 году  –7%

     46090800∙0,07= 3226356 р.

     3) общая экономия по з/плате составит:

     46090800 + 3226356= 49317156 р.

     4) экономия по сбору в фонд  социальной защиты (35%)

     49317156∙0,35=17261008 р.

     5) экономия по сбору во внебюджетный  фонд «На оздоровление реки Свислочь и ее бассейна»

     3∙0,003∙1280300 = 11523 р.

     6) экономия по обязательному страхованию  от несчастных случаев:

     49317156∙0,01= 493172 р.

     Общая экономия при сокращении численности маркетинговой структуры составит: 

     Эсокр=49317156+11523+17261008+493172= 67082859 р. 

     При сокращении численности работников предприятия, согласно коллективному  договору предприятия КУП "Минскхлебпром" работник получает 3 среднемесячных оклада.

     Поэтому затраты предприятия составят: 

     Зсокр = 3∙3∙1280300=11520700 р. 

     Общий экономический эффект от реорганизации  маркетинговой структуры найдем по формуле 

     Эорг = Эсокр – Зсокр,       

     Эорг = 67082859 – 11520700 = 55562159 р.

     2) Совершенствование работы по расширению рынков сбыта продукции. Поскольку для стабильного роста производства и прибыли необходим рост реализации продукции, необходимо искать новые каналы сбыта, а при такой насыщенности внутреннего рынка остается искать их только на зарубежных рынках, следовательно, лишь освоение все большего количества иностранных рынков может позволить КУП "Минскхлебпром" прогрессировать и развиваться.

     На  базе существовавших ранее отдела сбыта  продукции, центра сервиса и внешнеторговой фирмы был создан коммерческий центр во главе с заместителем ген. директора по коммерческим вопросам и внешнеэкономическим связям. Объединение всех выполняемых этими подразделениями функций позволяет эффективно и грамотно решать возникающие вопросы в области сбыта продукции.

     В настоящее время на КУП "Минскхлебпром"создан коммерческий центр, что даст возможность, благодаря более комплексному и целенаправленному изучению рынка увеличить сбыт продукции, что естественно отразится и на конечных результатах деятельности предприятия. В таблице 16 приведены мероприятия по совершенствованию работы по расширению рынков сбыта продукции и их эффективность. 

Таблица 16 - Совершенствование работы по расширению рынков сбыта продукции

Мероприятия Срок

испол-

нения

Ответственные

исполнители

Эффективность,

млн. руб.

прирост объема товарной продукции снижение затрат
Увеличение  объемов поставок за пределы г. Минска до 46 700 тонн в течение

года

Руководство хлебозаводов, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, начальник отдела сбыта 222  
Оптимизация структуры и численности сбытовых и маркетинговых служб хлебозаводов и управления, расширение и оптимизация  сбытовой сети в регионах    
Усовершенствование  системы стимулирования труда работников отделов сбыта, региональных представителей    
Расширение  рекламных мероприятий в местах продаж (торговые стойки, воблеры, световые короба и т.п.)    
Участие в выставках-ярмарках в РБ и за пределами согласно  графику    
Проведение  промомероприятий непосредственно  в местах продаж (дегустации, акции и т.п.)    
Размещение  рекламы в средствах массовой информации, использование наружной рекламы по мере необходимости Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, начальник отдела сбыта    
Проведение  рекламных игр    
Выведение и продвижение новой продукции на рынок Руководство хлебозаводов, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, начальник отдела сбыта    
Проведение  исследований рынка Постоянно    
 

     На  основе изученных условий и факторов непосредственного воздействия на успешность функционирования предприятия, в частности, службы сбыта, мною предлагается следующий план затрат на маркетинг на прогнозируемый период (2011 г.) (таблица 17) 

     Таблица 17 – Планирование затрат на маркетинг  на 2011 г.

Показатели Стоимость, тыс. р. %
1. Дополнительный  доход от продажи, прогнозируемый  на период 187700 100,00
2. Затраты  на маркетинг:    
2.1. Реклама 3754 2,00
2.2. Организация  продаж 151 0,08
2.3. Другие  затраты на продвижение продукции,  распределение, обслуживание потребителей 489,5 0,26
2.4. Упаковка 469,25 0,25
2.5. Дополнительная зарплата 144 0,08
2.6. Другие  затраты 80 0,04
Итого маркетинговые затраты 53727,5 28,62
Чистый  доход 1820860,7 71,38

     Данные  о затратах на рекламу, упаковку, продвижение  продукции, распределение, обслуживание потребителей были получены на основе изученных планов рекламных мероприятий отдела маркетинга на 2010–2011 гг.

     Таким образом, планируя затраты на маркетинг, необходимо включить в их состав наряду с продвижением продукта, расходы, которые не учитываются отделом при составлении плана маркетинговых мероприятий – это упаковка, организация продаж, а также заработная плата. Кроме того, предложенный план позволяет определить чистый доход при данных маркетинговых затратах и обосновать успешное применение тех или иных средств стимулирования сбыта.

     Таким образом, общая эффективность предлагаемых мероприятий составит 277,6 млн.руб.

     В заключении необходимо отметить несомненную  важность применения на практике предложенных мероприятий, главной целью которых является увеличение сбыта продукции предприятия.

Заключение

 

     В результате выполнения дипломного исследования экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия КУП "Минскхлебпром" можно сделать следующие выводы:

  1. Хлебопекарная промышленность относится к ведущим пищевым отраслям АПК и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. Одной из особенностей хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акционированы. В РБ основной объем производства хлеба сконцентрирован на крупных предприятиях. Здесь вырабатывается более 80% всех хлебобулочных изделий.
  2. Основной вид деятельности КУП «Минскхлебпром» производство: хлеба и хлебобулочных изделий; мучных кондитерских изделий недлительного хранения; сухарей и печенья, мучных кондитерских изделий длительного хранения; столярных изделий; деревянной тары; гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары.
  3. Хозяйственная деятельность предприятия КУП «Минскхлебпром»  на протяжении 2008-2010 гг. налаживается, улучшаются показатели эффективности.  В 2010 г. структура баланса КУП «Минскхлебпром» продолжает  оставаться неудовлетворительной, хотя и наблюдаются тенденции к ее улучшению.
  4. Вся деятельность предприятия КУП "Минскхлебпром" направлена на изготовление продукции высокого качества, конкурентоспособной, безопасной, удовлетворяющей всесторонние требования потребителя для достижения высокой экономической эффективности.
  5. Анализ себестоимости продукции хлебопекарной промышленности по калькуляционным статьям затрат, показывает, что данная промышленность относится к весьма материалоёмким отраслям. В связи с этим основными резервами снижения себестоимости данной продукции является:

     5.1) Сокращение себестоимости за  счет снижения материальных затрат.

     5.2) Снижение расхода электроэнергии и теплоэнергии за счет выполнения инженерно-технических мероприятий программы энергосбережения и ужесточения норм расхода.  Замена хлебопекарной печи ФТЛ-2-66 на новую Г4-ХПФ-21М.

     Приобретение  печи позволит:

     - Снизить затраты на ТЭР при переходе с ФТЛ-2 на новую печь при выпуске мелкоштучной булочной продукции на 42,18 млн. руб. в год.

     - Увеличить производительность в  5 раз, улучшить качество за  счёт применения шкафа окончательной  расстройки и спецоборудования.

     - Увеличить ассортимент за счёт производительности.

     6) Планируя затраты на маркетинг, необходимо включить в их состав наряду с продвижением продукта, расходы, которые не учитываются отделом при составлении плана маркетинговых мероприятий – это упаковка, организация продаж, а также заработная плата. Кроме того, предложенный план позволяет определить чистый доход при данных маркетинговых затратах и обосновать успешное применение тех или иных средств стимулирования сбыта.

     Таким образом, общая эффективность предлагаемых мероприятий составит:

     - за счет  реорганизации маркетинговой  структуры за счет сокращения  числа работников отдела маркетинга  КУП "Минскхлебпром" 55,6 млн. руб.

- за счет совершенствование работы по расширению рынков сбыта продукции - 222 млн.руб.

Общий экономический эффект составит 277,6 млн. руб.

     В заключении необходимо отметить несомненную  важность применения на практике предложенных мероприятий, главной целью которых  является увеличение сбыта продукции  предприятия.

     Снижение  себестоимости выпускаемой продукции  является одним из главных внутрипроизводственных резервов предприятия, основным направлением повышения общей эффективности хлебопекарного производства. 
 
 
 

Список  использованных источников

 
 
     
  1. Министерство  статистики и анализа Республики Беларусь в цифрах. - Краткий статистический сборник. – Минск, 2007.
  2. Овсянникова, Л. Департамент по хлебопродуктам Республики Беларусь / Л Овсянникова // Хлебопек. – 2008. - №2. – с. 8-11.
  3. Об утверждении перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.1999 № 163: с изм. и доп. – НРПА Р.Б. 7 декабря 1999г. №8/2003.
  4. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З: с изм. и доп. – НРПА Р.Б. 11 мая 1999г. №2/30.
  5. Специальный журнал «Хлебопек» №3 – 2003, Подготовлено редакцией с использованием данных Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.
  6. Талайко, В. Новые направления в маркетинговой политике современного хлебопекарного предприятия/ В. Талайко //Агроэкономика. – 2004. - № 7.– с.34-35.
  7. Шигатова, О.В. Развитие хлебопекарной промышленности Республики Беларусь в современных условиях хозяйствования/О. В. Шигатова //Экономика и менеджмент. Часть 2: Матер. межд. научной конфер. /Кол. авт. – Горки, 2003. – с.94-96.
  8. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. Книга 2/ Под общей редакцией В.Г. Гусакова: Минск. Белорусская наука – 2007.
  9. Нехорошева Л.Н, Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под общей редакцией д.э.н. профессора Л.Н. Нехорошевой. Минск, «Вышейшая школа», 2005.
  10. Методические рекомендации по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции хлебопекарной промышленности. Минск, 2003. - №1.
  11. Глинский Ю. Новые методы управленческого учета/ Ю. Глинский. // Финансовая газета.- 2000.- №52.- с. 5-9.
  12. Крум Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. Минск, «Вышейшая школа», 2005.
  13. Обзорная информация: «Анализ себестоимости продукции хлебопекарной промышленности», 2000. – 40 с.
  14. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ А.И. Ильин. – Москва, 2005.
  15. Маркетинг, менеджмент, бухучет [Электронный ресурс] // Издательская группа «Дело и Сервис».- Режим доступа: http://www.dis.ru.
  16. Сидорович А.В. Курс экономической теории/ А.В. Сидорович. -М.: «ДИС», 1997. – 89с
  17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 5-е изд., испр. и доп. – Мн.: Новое знание, 2005. – 625с. – (Экономическое образование).
  18. Финансово-экономический словарь [Электронный ресурс] // Собрание словарей. – Режим доступа: http://www.dictionaries.rin.ru.
  19. Современное состояние хлебопекарной промышленности России: [Электронный ресурс] //– Режим доступа:   http://www.automobul.ru/economica/.
  20. Пути реструктуризации деятельности хлебопекарных предприятий. [Электронный ресурс] //Политематический сетевой электронный журнал– Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/
  21. Особенности предприятий хлебопекарной промышленности, как объектов автоматизации. Электронный ресурс] //Элит монтаж– Режим доступа: http://elites-montage.com.ua/abread.php

Информация о работе Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия