Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Работа содержит 1 файл

№101.doc

— 540.50 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы 2 видно, что в отчетном году, основная доля расходов приходится на материальные затраты (67,47%), что говорит о материалоёмком характере производства. Следом идут затраты на оплату труда (18,94%). Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов и трудовых ресурсов является их рациональное использование.

     В отчетном периоде доля затрат на оплату труда возросла по сравнению с  прошлым годом на 3,33%. Соответственно и отчисления на социальные нужды возросли по сравнению с прошлым годом.

     Наблюдается рост прочих расходов в общем весе затрат на производство и реализацию продукции. В 2010 г. их значение достигло 3,55 % от общёй суммы себестоимости. Увеличение данной статьи затрат говорит о расширении предприятием своей внепроизводственной деятельности.

     Таким образом, повышение общей суммы  затрат было вызвано повышением в  абсолютном выражении суммы почти  каждого элемента затрат.

     Как видим, наибольшая доля затрат приходится на сырьё и материалы около 75 %. Это вызвано увеличением материалоемкости производства что говорит о материальном характере производства. Также значительный объём расходов приходится на электроэнергию и услуги промышленного характера соответственно десять процентов и семь процентов.

     Затраты на электроэнергию, топливо и тепловую энергию увеличиваются каждый год, что связано с постоянным ростом тарифа на энергию.

     Затраты на рубль товарной продукции - важный обобщающий показатель себестоимости продукции. Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Это - наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость

     Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах: 

(10)
 

     Проанализируем Затраты на 1 рубль товарной продукции КУП "Минскхлебпром" на основании отчётов о затратах на производство продукции (работ, услуг) за 2008-2010 гг (таблица 3).  

     Таблица 3 - Затраты на 1 рубль товарной продукции 

№№  п/п П о к  а з а т е л и Ед. изм. Фактически 

за год

Факт. темп роста, (%)
2008 г 2009 г. 2010 г.
1 2 3 4 5 6 7
1 Средняя оптовая  цена 1 кг          
1.1 хлебобулочных изделий руб. 1457-49 1761-98 2071-90 142,1
1.2 кондитерских  изделий руб. 5541-13 6543-16 7110-38 128,3
2 Затраты на 1 рубль товарной продукции коп. 93,47 92,39 93,36 99,9
3 Снижение материалоемкости продукции % -0,9 -2,2 -2,4 -1,5
 

     Непосредственное  влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с  ним в прямой функциональной связи:

  • изменение структуры выпущенной продукции;
  • изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
  • изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
  • изменение оптовых цен на продукцию.

     На  предприятии КУП "Минскхлебпром" в отчетном году рост средней оптовой цены за 1 кг хлебобулочных изделий составил 42,1 % по сравнению с 2008 годом,  кондитерских изделий – 28,3 %.

     Затраты на 1 рубль товарной продукции в 2009 году по сравнеию с 2008 годом уменьшились  на 1,08 коп., в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 0,97 коп., но по сравнению с 2008 годом наблюдается его снижение на 0,1%.

     На  предприятии в анализируемом  периоде наблюдается снижение материалоемкости продукции, в 2010 году ее снижение составило  -2,4%. и соответственно увеличилась материалоотдача. Рост материалоотдачи на говорит об увеличении эффективности использования материальных ресурсов в организации, но материальные затраты в анализируемом периоде составляют значительно больший процент.

     Сырье и материалы входят в себестоимость  по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по качеству точно соответствуют плановой спецификации, стремиться использовать более дешевое сырьё, не снижая в то же время качества продукции. Предприятию необходимо, по возможности, ответственней подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку фактор изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы наиболее значимо повлиял в сторону увеличения расходов.

     Единственной  возможностью снижения цены является снижение издержек производства и рациональное использование сырья на предприятии, а это может быть достигнуто с помощью усиления контроля за соблюдением действующих норм расхода основных и вспомогательных материалов, а также осуществлением стимулирования снижения себестоимости вырабатываемой продукции путём премирования за экономию материальных затрат. Таким образом, в ходе анализа мы определили, что резервы снижения себестоимости продукции заложены в материальных затрат, расходах на оплату труда и в прочих расходах.

     Снижение  уровня оплаты труда является почти  нереальным условием при установленном  объеме производства, однако возможным  при переходе на более совершенные  процессы производства (автоматизация, роботизация).

     Так, основными источниками снижения затрат являются материал и сырьё, услуги промышленного характера. Это возможно при замене дорогостоящего сырья на более дешевое, соискании поставщиков с более выгодными условиями и ценами.

     На  предприятии планируется снижение удельного веса материальных затрат в общих затратах на производство в размере одного процента, которое будет обеспечено за счет:

  • совершенствования технологических процессов производства муки пшеничной, ржаной, крупы перловой и ячневой путем снижения норм расхода зерна на одну тонну продукции, экономия составит 376,0 млн. р.; экономии ГСМ -3,0 млн. р.;
  • мероприятий по сокращению затрат на ТЭР-188,0 млн. р.

     Всего экономия прогнозируется в размере 555,0 млн. р.

      

2.3 Оценка финансового состояния предприятия и реализованной продукции

 
 

     Как экономические категории прибыль характеризует конечные финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости, возможностей удовлетворения интересов инвестора.

     Прибыль как конечный финансовый результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности, как самого предприятия, так и величину платежей государству и инвестору. Она характеризует стоимостную оценку увеличения производственных возможностей предприятия за отчетный период.

     Данные анализа структуры прибыли организации и ее использования приведены В таблице 5. 

Таблица 5 - Анализ структуры прибыли организации и ее использования, млн.руб. 

Наименование  показателей  2008 2009 2010 Темп роста, %
Прибыль (убыток) отчетного периода  2 814 4 722 11 624 413,08
прибыль (убыток) от реализации 6 890 8 156 14 809 214,93
прибыль (убыток) от операционных доходов и  расходов -737 -774 -4 -
прибыль (убыток) от внереализационных доходов  и расходов -3 339 -2 660 -3 181 -
Налоги, сборы, платежи из прибыли  2 672 2 728 4 205 157,37
Продолжение таблицы 5
Прочие  расходы и платежи из прибыли  46 31 7 15,22
Распределенная  прибыль  2 781 3 120 5 049 181,55
Нераспределенная  прибыль отчетного периода  -71 967 2 363 -
 

     Данные, приведенные в таблице 5 показывают, что прибыль за отчетный период увеличилась  на 8810 млн. руб.  в том числе  за счет прибыли от реализации на 7919 млн. руб.  Убыток от операционных доходов и расходов в 2010 году составил 4 млн. руб., по сравнению с 2008 годом он сократился на 733 млн. руб.

     Убыток  от внереализационных доходов и расходов в 2010 году составил 3181 млн. руб., по сравнению с 2008 годом он сократился на 158 млн. руб. Подавляющую часть прибыли за отчетный период (85—97%) предприятие получило при реализации товарной продукции от обычных видов деятельности.  Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли составили – 4205 млн. рублей в 2010г. и 2728 млн. рублей в 2009г.

     Одно  и то же значение прибыли в зависимости  от используемых в производстве средств (капитала) может быть оценено по-разному. Для акционерного общества и, в первую очередь, для инвесторов значение будет иметь степень возрастания или доходность собственного и всего капитала. Поэтому только соотношение прибыли к применяемому капиталу показывает, насколько успешно был использован в производстве полученный предприятием капитал, т.е., какое количество прибыли было получено на единицу капитала.

     Рентабельность  — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаше всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к другим активам предприятия. Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и тогда представлены в виде десятичной дроби или в виде показателей рентабельности и тогда представлены в виде процентов.

     В таблице 6 представлены показатели эффективности  использования средств организации  и ее финансовой устойчивости. 

Таблтца  6 - Показатели эффективности использования  средств организации  и ее финансовой устойчивости 

Наименование  показателя 2008 2009 2010 Изм. +/-
Рентабельность  совокупного капитала (активов) (характеризует, сколько прибыли получено на рубль вложенного капитала) 2,4% 3,4% 8,4% 6,00%
Рентабельность  продаж (характеризует уровень прибыльности продаж) 3,3% 4,3% 6,4% 3,10%
Рентабельность  затрат (характеризует окупаемость затрат на продукцию) 3,4% 4,5% 6,8% 3,40%
Коэффициент финансовой независимости (автономии) (характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации) 45,2% 43,8% 44,0% -1,20%
Коэффициент устойчивого финансирования (характеризует, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников) 67,1% 63,5% 59,4% -7,70%

Информация о работе Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия