Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Работа содержит 1 файл

№101.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

     В целях повышения отдачи действующих производственных фондов на КУП «Минскхлебпром» на отдельных участках организована работа в несколько смен:

     1. Трехсменный режим  работы:

     Хлебные участки всех хлебозаводов.

     Булочные  участки хлебозаводов № 1,2,4.

     Сухарный  участок хлебозавода «Автомат».

     Мелкоштучный  участок хлебозаводов № 2,3.

     Сухомучнистый участок хлебозавода № 3.

     Бараночные  участки хлебозаводов № 1,5, «Автомат».

     Пекарня сухарного участка хлебозавода  № 1.

     2. Двухсменный режим  работы с ночными  сменами:

     Мини-пекарни  хлебозаводов № 1,5,6.

     Булочный участок хлебозавода № 5, «Автомат».

     Кондитерский  участок хлебозавода № 2.

     Сухомучнистый участок (печенье) хлебозавода № 6.

     3. Двухсменный режим  работы без ночных  смен:

     Кондитерские  участки хлебозаводов № 3,5,6.

     Сухомучнистый участок (пряники) хлебозавода № 6.

     Сухарный  участок хлебозавода № 1.

     4. Односменный режим  работы:

     Кондитерский  участок хлебозавода № 4.

     Картонажный участок хлебозавода № 5.

     Сменный режим работы определяется на основании  спроса населения на хлебобулочные  и мучные кондитерские изделия. В прогнозируемом периоде возможно изменение сменности работы различных участков хлебозаводов КУП «Минскхлебпром» при значительном изменении конъюнктуры на рынке хлебобулочных и мучных кондитерских изделий города Минска – основного рынка сбыта продукции предприятия.

     В целях повышения качества выпускаемой  продукции и производительности труда, улучшения показателей социально-экономического развития предприятия за счет повышения  уровня технических, экономических, производственных знаний, профессиональных навыков и умений работников на 2010 г. разработаны мероприятия по повышению квалификации работающих:

  • организация корпоративного обучения работников отдела маркетинга и сбыта хлебозаводов;
  • проведение обучения специалистов по организации сертификации систем менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов;
  • проведение повышения квалификации специалистов и рабочих в Учреждении образования «Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения» в соответствии с планом повышения квалификации;
  • организация на хлебозаводах профессионального обучения рабочих без отрыва от производства по подготовке машинистов расфасовочно-упаковочных машин;
  • по результатам проводимой аттестации выявление необходимости повышения квалификации работников, их профессиональной подготовки;
  • организация и проведение семинаров, мастер-классов с участием специалистов зарубежных фирм по изготовлению и отделке кондитерских изделий, применению современных технологий по производству хлеба и кондитерских изделий, использованию новых видов сырья, приспособлений и инвентаря для отделки кондитерских изделий.

     Стоимость основных фондов предприятия  на 1.10.2009 г:

  • по первоначальной стоимости – 181288 млн. рублей;
  • по остаточной  стоимости – 94429 млн. рублей.

     Износ основных фондов предприятия  – 47,9%.

     Производственная  мощность КУП «Минскхлебпром»  на 1.10.2009 г составляет:

  • по хлебобулочным изделиям – 606,6 тонн в сутки;
  • по кондитерским изделиям - 9935 тонн в год.

Структура управления КУП «Минскхлебпром» представлена на рисунке 2. 
 

 

     Всю продукцию предприятия можно разделить на 2 вида (рисунок 3):

  1. Хлебобулочные изделия
  2. Кондитерские изделия.

     Хлебобулочные изделия включают в себя:

  • Хлеба
  • Диетические изделия
  • Сухарно-бараночные изделия

     Кондитерские  изделия включают в себя:

  • Торты массового производства

     А также:

  • Элитные торты
  • Праздничные пироги
  • Пряники и печенье
  • Выставочная продукции
 

     Ежесуточно  на предприятии вырабатывается от 330 до 350 тонн хлебобулочных и 23 – 26 тонн кондитерских изделий. Всего ассортиментный перечень насчитывает более 250 наименований хлебобулочных изделий. Проведенное маркетинговое исследование показывает постепенное сокращение на протяжении последних лет объема потребления (а соответственно, и сужение рынка) хлебобулочных изделий (рисунок 5, 6).

     Объемы  производства кондитерских изделий характеризуются тенденцией увеличения (рисунок 6).

       При этом основными факторами,  влияющими на размер и перспективы  развития данного рынка, являются  уровень среднедушевого потребления,  количество населения, уровень  доходов и представления потребителей о рациональном питании. В 2011г. названные факторы продолжат оказывать понижающее воздействие на размер белорусского рынка хлебобулочных изделий (рисунок 7).

     Продукция реализуется преимущественно в  торговой сети Минска и области. Часть  продукции реализуется также в других регионах страны и экспортируется в Россию, США и Германию.

     Учитывая  высокие требования покупателей, предъявляемые  к внешнему виду, качеству и свежести продукции хлебозаводами КУП  «Минскхлебпром», начиная с 2000 года, были начаты работы по внедрению упаковочных автоматов для упаковки и фасовки, нарезки хлебобулочных изделий. По состоянию на 1.10.2010 г. на хлебозаводах    функционирует 97 единиц упаковочной и резальной техники.

     В целях расширения рынков сбыта и  изучения покупательского спроса на продукцию расширяется фирменная торговля, которая включает 16 торговых объектов, из них 8 фирменных магазинов, 2 магазина ведомственного подчинения, оптовый магазин-склад, 4 торговых объекта, функционирующих на рынках и в торговых центрах города, пиццерия и 46 фирменных секций в универсамах г. Минска. 
 

2.2 Анализ себестоимости и качества продукции

 
 

     Вся деятельность предприятия  КУП "Минскхлебпром" направлена на изготовление продукции высокого качества, конкурентоспособной, безопасной, удовлетворяющей всесторонние требования потребителя для достижения высокой экономической эффективности.

     Реализация  политики в области качества и  безопасности выпускаемой продукции  осуществляется путем:

  • постоянного совершенствования систем качества, соответствующих требованиям СТБ ИСО 9001 – 2001, СТБ 1470-2004;
  • вовлечения сотрудников предприятия в решение задач, связанных с непрерывным улучшением качества продукции;
  • постоянного повышения компетентности, осведомленности и подготовки сотрудников в вопросах управления качеством и безопасностью выпускаемой продукции;
  • совершенствования выпускаемой продукции путем ориентации на перспективные технологии;
  • улучшения вкусовых качеств изготавливаемой продукции путем расширения ассортимента и использования новых видов сырья;
  • обеспечения безопасности выпускаемой продукции посредством проведения контроля выполнения требований, установленных в нормативных правовых и технических нормативных правовых актах по гигиене и санитарии, внедрения системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР;
  • расширения рынков сбыта через постоянное изучение и анализ покупательского спроса;
  • обеспечения надежности партнерства с поставщиками и потребителями, выполняя взятые на себя обязательства по контрактам;
  • повышения удовлетворенности потребителей.

     Одним из способов наращивания денежных средств  предприятия является увеличение объема производства и реализации выпускаемой  предприятием продукции. В таблице  1 приведены показатели деятельности предприятия. 

     Таблица 1 - Основные показатели развития КУП "Минскхлебпром" 

№ п/п П о к  а з а т е л и Ед. изм. Фактически 

за год

Факт. темп роста, (%)
2008 г. 2009 г. 2010 г.  
1 2 3 7 7 8 9
1 Товарная продукция  в сопоставимых ценах  млн. руб. 260163 285090 302257 106,0
2 Товарная продукция  в действующих ценах млн. руб.        
  - без транспорта -«- 236725 284445 311030 109,3
  - с транспортом -«- 255206 308071 341248 110,8
3 Товары народного  потребления в действующих ценах (сопоставимые условия) млн. руб. 268617 291047 309350 106,3
4 Объём товарной продукции, всего тонн 134147 131945 124414 92,7
4.1 Хлебобулочные изделия  тонн 124875 121994 114782 91,9
4 Кондитерские  изделия  тонн 9272 9951 9632 103,9
6 Реализация  продукции на экспорт тыс. $ 660,6 1084,3 1388,2 128,0
7 Реализация  продукции за пределы г. Минска тонн 43600 44264 44227 99,9
8 Выручка от реализации продукции млн. руб.        
  с налогами -«- 300694 351908 391475 111,2
  без налогов -«- 265492 314012 352215 112,2
 

     По  данным таблицы 1 видно, что наблюдается снижение объемов производства хлебобулочных изделий в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 8,1 % (с 124875 т. в 2008 г. до 114782 т. в 2010 г.). Вместе с тем очевидна повышенная динамика роста объёма выручки от реализации продукции. Ее увеличение в 2010 г. по сравнению с 2008г. составило 90781 млн. руб.

     В течение 2008-2010 гг. наблюдается рост выручки от реализации, при этом её размер превышает размер объёма выпуска продукции. Это говорит о том, что предприятие реализует готовую продукцию со складов.

     Себестоимость выпускаемой продукции является важнейшим качественным показателем работы хлебозавода, в котором находят отражение все стороны его деятельности. Себестоимость выпускаемой продукции включает все затраты хлебозавода на её производство.

     Анализ  себестоимости выпускаемой продукции является одной из эффективных форм контроля за ходом выполнения плана себестоимости. Цель такого анализа – выявление резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции, а также оценка хозяйственной деятельности хлебозавода.

     Себестоимость выпускаемой продукции складывается из затрат на оплату результатов прошлого труда  и расходов на оплату вновь  затраченного труда (заработная плата, включая начисления) [11, с. 185].

     По  структуре затрат сметная стоимость  делится на 3 группы: прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления. На основе сметной стоимости производится планирование объемов и осуществляются расчеты за выполненные работы [12 с. 43].

     Сумма прямых затрат и накладных расходов образует себестоимость выпускаемой  продукции.

     Проанализируем  себестоимость продукции КУП "Минскхлебпром" на основании отчётов о затратах на производство продукции (работ, услуг) за 2008-2010 гг (таблица 2).  

     Таблица 2 - Себестоимость товарной продукции КУП "Минскхлебпром" 

Показатели 2008 год 2009 год 2010 год Измен. 2010/2009
  Всего Уд. Вес  Всего Уд. Вес  Всего Уд. Вес 
  млн.р. % млн. р. % млн. р. % %
Объём товарной продукции              
- в сопоставимых ценах 260163 - 285090 - 302257 -  
- в фактических ценах 255206 - 308071 - 341248 -  
Объём товарной продукции, тонн 134147 - 131945 - 124414 -  
Себестоимость товарной продукции 238532 100 284637 100 318588 100  
 в  том числе:              
Материальные  затраты 100946,1 42,32 113335,1 39,82 214965,1 67,47 169,44
Расходы на оплату труда 39778,3 16,68 52166,4 18,33 60354,4 18,94 103,33
Отчисления  на соц. страх 13524,6 5,67 17736,5 6,23 20520,5 6,44 103,37
Амортизационные отчисления 78970,0 33,11 95434,0 33,53 11434,0 3,59 10,71
Прочие  расходы 5313,0 2,23 5965,0 2,10 11314,0 3,55 169,05

Информация о работе Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия