Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Работа содержит 1 файл

№101.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

     - эффективная реализация стратегии  товарной экспансии обеспечивается  ее сочетанием со стратегией  производственной диверсификации, которая заключается в расширении  номенклатуры товаров и росте  продаж за счет разработки  улучшенных товаров. Для эффективной реализации названных стратегий необходима активизация рекламной деятельности.

     3. Оптимизация ассортимента выпускаемой  продукции, для чего производится  оценка вклада каждого вида  изделий в общую величину прибыли  предприятия и рассчитывается оптимальный ассортимент с учетом маркетинговых исследований рынка, дающий наибольший экономический эффект.

     4. Увеличение количества собственных  розничных торговых точек, что  способствует росту известности  торговой марки предприятия и  адресной работе с потребителем.

     Реализация  перечисленных общих и частных  стратегий позволит хлебопекарным  предприятиям добиться повышения своей  конкурентоспособности и роста  конечных результатов деятельности. В зависимости от принадлежности хлебопекарного предприятия к определенной группе по уровню специализации и выявленных факторов повышения конкурентоспособности приоритет при реализации стратегических ориентиров деятельности может быть отдан одной или нескольким из перечисленных стратегий. Однако комплексный подход к проблеме повышения конкурентоспособности предприятия требует учета и реализации единой системы стратегий, направленных на достижение высокого уровня конкурентоспособности предприятия.

     Особенностью  узко специализированных хлебопекарных  предприятии является ограниченный ассортимент продукции, что может негативно повлиять на конкурентоспособность предприятия на конкурентном рынке с широко дифференцированной продукцией. В связи с этим, а также учитывая значимые факторы, влияющие на обобщающий показатель конкурентоспособности этой группы хлебопекарных предприятий, нами определены следующие приоритетные стратегии повышения их конкурентоспособности: усиление рыночной активности, повышение эффективности финансового менеджмента, повышение конкурентоспособности продукции, повышение эффективности управления предприятием.

     Для хлебопекарных предприятий II группы (преимущественно специат-зированных) значимыми факторами рыночной эффективности  деятельности являются эффективность  управления предприятием и эффективность финансового менеджмента. В соответствии с этим приоритетными стратегиями повышения конкурентоспособности предприятия будут стратегии, направленные на повышение эффективности реализации именно этих факторов.

     Так как преимущественно специализированные хлебопекарные предприятия выпускают сложившийся определенный ассортимент продукции, то для них может быть рекомендована также стратегия производственной диверсификации и в совокупности со стратегиями, направленными на повышение известности торговой марки предприятия и рост его имиджа в глазах потребителей. Среди стратегий усиления рыночной активности предприятия наибольший эффект дадут стратегии, направленные на увеличение доли рынка.

     Для хлебопекарных предприятии со средним  уровнем специализации, имеющих  достаточно широкий ассортимент и стабильный сбыт определенной группы товаров, повышения конкурентоспособности лучше всего достигать реализацией стратегий повышения производственного потенциала предприятия и стратегий повышения эффективности управления предприятием. Среди стратегий, реализуемых во внешней среде, наиболее эффективными будут стратегии, направленные на рост доли рынка.

     Широко  специализированные хлебопекарные  предприятия, выпускающие большой  ассортимент продукции (различные  виды хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, а также выпускаемые некоторыми хлебопекарными предприятиями макаронные изделия и другие виды непрофильной продукции), выигрывают в конкурентной борьбе за счет предоставления потребителям более широкого выбора продукции и обеспечения предпочтительности этой продукции у потребителей путем проведения маркетинговых мероприятий по повышению известности торговой марки предприятия. Рыночная активность предприятия по обеспечению его высокого имиджа способствует росту объемов продаж и доли рынка и, соответственно, повышению прибыльности и эффективности деятельности предприятия.

     Перспективными  стратегиями повышения конкурентоспособности  широко специализированного хлебопекарного предприятия, реализуемыми во внутренней среде, являются стратегии повышения эффективности управления предприятием, повышения эффективности финансового менеджмента и повышения производственного потенциала предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ»

2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия

 

     Минское производственное объединение хлебопекарной  промышленности создано в 1972 г. Согласно приказу Комитета по хлебопродуктам при Минсельхозпроде Республики Беларусь № 29 от 26.04.2001 г. объединение переименовано в Республиканское производственное унитарное предприятие (РУП) «Минскхлебпром». В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 08.11.2004 г. № 291рп предприятие передано из республиканской в коммунальную собственность г. Минска.

     Учредителем предприятия является Минский городской  исполнительный комитет. Органом управления является ГПО «Управление пищевой  промышленности Мингорисполкома» (ГПО  «Минскгорпищепром»).

     Место нахождения предприятия: 220600, г. Минск, ул. Витебская, 17.

     Среднесписочная численность работающих на предприятии  в 2010 г. составит 3477 человек.

     На  товарном рынке г. Минска КУП «Минскхлебпром»  в настоящее время является монополистом по производству хлебобулочных изделий и одним из основных производителей кондитерских изделий.

     В КУП «Минскхлебпром» входит 7 хлебозаводов Минска - территориально обособленных структурных подразделения, санаторий

       «Журавушка», сеть фирменных магазинов:

  • Хлебозавод №1 – г. Минск, ул. Раковская, 25;
  • Хлебозавод «Автомат» – г. Минск, ул. Слесарная, 41;
  • Хлебозавод №2 – г. Минск, ул. Кропоткина, 33;
  • Хлебозавод №3 – г. Минск, пр. Партизанский, 97;
  • Хлебозавод № 4 – г. Минск, ул. Казинца, 31;
  • Хлебозавод №5 – г. Минск, ул. Калиновского, 4;
  • Хлебозавод №6 – г. Минск, ул. Гурского, 19;
  • Ремонтно-механический завод – г. Минск, ул. Кропоткина, 33. Предприятие включает в себя цеха: ремонтно-механический, автотранспортный, ремонтно-строительный, связи и КИПиА, отдел обслуживания вычислительной техники, конструкторское бюро.
  • Санаторий  «Журавушка» – городской поселок Нарочь Мядельского района Минской области.

     Структурные подразделения не являются юридическими лицами, не имеют отдельного баланса, расчетного счета.

     Основной  задачей КУП «Минскхлебпром» является бесперебойное обеспечение населения г. Минска хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

     Цели  деятельности предприятия:

  • производство товаров в необходимых объемах, ассортименте и высокого качества с учетом более полного удовлетворения спроса населения;
  • организация эффективной производственно-хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества.

     Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство: хлеба и хлебобулочных изделий; мучных кондитерских изделий недлительного хранения; сухарей и печенья, мучных кондитерских изделий длительного хранения; столярных изделий; деревянной тары; гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары;
  • ремонт и техническое обслуживание средств измерений и контрольно-измерительных приборов и оборудования;
  • производство тепловой энергии тепловыми электростанциями, самостоятельными котельными, прочими источниками;
  • передача и распределение тепловой энергии тепловыми сетями;
  • оптовая торговля хлебобулочными и кондитерскими изделиями, розничная торговля хлебобулочными изделиями; кондитерскими изделиями; алкогольными и безалкогольными напитками; табачными изделиями;
  • деятельность санаторно-курортных учреждений;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и др.

     Уставный  фонд предприятия составляет 5000000 (пять миллионов) рублей.

     Имущество предприятия находится в коммунальной собственности                      г. Минска и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.

     Источниками формирования имущества являются:

  • имущество, переданное предприятию учредителем, в том числе внесенное в уставный фонд;
  • доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;

     капитальные вложения и дотации из государственного бюджета; иные источники, не запрещенные законодательством.

     На  протяжении более тридцати лет основное функциональное назначение предприятия  «Минскхлебпром» не изменялось и  состоит в стабильном обеспечении  населения г. Минска хлебобулочными и кондитерскими изделиями. Решению этой задачи было подчинено его производственно-технологическое, организационное и социальное развитие. В итоге на данной основе сложился единый комплекс со своей производственно-технологической и организационной инфраструктурой.

     Внутри  данного комплекса образовалась своя собственная специализация. Каждый из входящих в предприятие хлебозаводов, в зависимости от своего месторасположения и технического уровня, имеет свою специализацию выпуска изделий. Отработана структура ремонта, изготовления и наладки технологического оборудования для поддержания в нынешних условиях материальной базы хлебозаводов в надлежащем эксплуатационном состоянии. Внедренная единая компьютерная сеть с соответствующим программно-техническим обеспечением позволяет  оперативно решать вопросы экономической и финансовой деятельности всех подразделений. Все это позволяет свободно варьировать в пределах имеющегося производственно-технологического потенциала предприятия в интересах бесперебойного обеспечения населения г. Минска хлебобулочными и кондитерскими изделиями в полном ассортименте. Списочная численность работающих по состоянию на 1.10.2009 г- 3232 человек.

     В КУП «Минскхлебпром» отмечается значительный трудовой опыт руководящих  работников предприятия. Так, стаж работы генерального директора, первого заместителя генерального директора, главного инженера и главного экономиста превышает 30 лет. Стаж работы директоров хлебозаводов составляет 28-29 лет. При этом следует отметить, что у всех руководителей, за исключением генерального директора, большая часть трудовой деятельности связана с работой в КУП «Минскхлебпром», то есть руководители предприятия хорошо знакомы со спецификой работы предприятия.

     Штатный подбор новых сотрудников предприятия  производится кадровой службой КУП  «Минскхлебпром» из числа студентов и учащихся, которые проходят учебную, технологическую и преддипломную практику на предприятии в период прохождения учебы.

     Основными учебными заведениями, удовлетворяющими потребность в кадрах, являются:

  • Учреждение образования «Государственный профессионально-технический колледж хлебопечения» – подготовка квалифицированных специалистов рабочих профессий;
  • Молодечненский государственный политехнический колледж и Барановичский технологический колледж «Белкоопсоюза» – подготовка специалистов среднего звена;
  • Могилевский технологический университет продовольствия – подготовка специалистов высшего звена.

     Кроме того, при найме новых специалистов КУП «Минскхлебпром» сотрудничает с Минским городским центом занятости.

Информация о работе Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия