Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа
Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Проводимая
работа по совершенствованию материально-
Самое пристальное внимание специалисты отрасли уделяют обновлению ассортимента, повышению качества выпускаемой продукции. Развитие ассортимента, пути его совершенствования определяют Комитет по хлебопродуктам, НПП «Белтехнохлеб», Центральная дегустационная комиссия КХП.
В 2010 году подведомственные предприятия Департамента обеспечили объемы производства товарной продукции в сопоставимых ценах на уровне 107,7 % при задании 107,2 %. Вместе с тем не удалось избежать падения объемов производства хлебобулочных изделий, произведено 336,2 тыс. т, или 96,7 % к уровню 2006 года, из них заварных хлебов 114,6 тыс. т (темп 99,8 %).
При
общем падении объемов
КУП
«Минскхлебпром» - второй по величине
производитель хлебобулочной
Белкоопсоюз – третий по величине производитель в республике. В 2010 году 83 его подведомственных хлебозавода произвели 116,9 тыс. т (темп роста к 2006 году составил 96,9 %) хлебобулочных изделий, что составило 19,8 % общего объема производства хлебобулочных изделий. В общем объеме потребительских товаров системы Белкоопсоюза удельный вес хлебобулочных изделий составил 27,0 %. Средняя рентабельность в хлебопечении – 3,14 %.
Согласно данным статистики на долю прочих производителей пришлось 8,1 тыс. т, или 1,4 % от всего объема [4, с. 5].
Специализированные
хлебопекарные предприятия
В 2007 году структурными подразделениями КУП «Минскхлебпром» внедрено свыше 20 мероприятий по техническому перевооружению с экономическим эффектом 1606 млн. руб. На осуществление технической модернизации и перевооружения хлебопекарные предприятия Белкоопсоюза израсходовали 10,5 млрд. руб. Предприятиями было приобретено и установлено 365 единиц основного и вспомогательного оборудования [3, с. 8].
Продукция хлебопекарной промышленности является важной составной частью внешней торговли. В 2010 году экспорт хлебобулочных и кондитерских изделий составил 1,136 млн. $, или 117 % к уровню 2009 года. Продукция поставлялась в основном в прилегающие регионы России.
Проблемы хлебопеков сходны: как изыскать дополнительные финансовые средства на переоснащение, реконструкцию производства; какие новые виды продукции выпускать, чтобы они пользовались повышенным спросом; где приобретать муку стабильного качества, а также другое сырье по приемлемой цене и др. Большое внимание в последнее время хлебопеки уделяют патентованию своих разработок [1, с. 57]. В связи с ограничением рентабельности у большинства предприятий нет достаточных средств не только для оснащения новой техникой, но и ремонта изношенного оборудования. Величина износа на хлебозаводах и пекарнях составляет от 50% до 70%. Предприятиям хлебопекарной отрасли постоянно приходится изыскивать источники дополнительного финансирования для решения производственных задач. В нашей республики такими источниками являются: инновационный фонд Департамента по хлебопродуктам и инновационный фонд Белкоопсоюза, созданные при непосредственном участии хлебопекарных предприятий, местные бюджеты, фонд энергосбережения, значительные финансовые средства которого направляются на приобретение новых печей, так как их замена может обеспечить ощутимую экономию энергоресурсов, а также фонды занятости населения и охраны окружающей среды.
В последние годы все большее участие в финансировании хлебопекарных предприятий принимают банки республики, выдавая долгосрочные кредиты, а иногда и оборудование в лизинг. Снижение ставки рефинансирования до уровня 37% должно заинтересовать предприятия отрасли и позволить им воспользоваться условиями банков. Осуществляя реконструкцию и обновление своих предприятий, хлебопеки стараются максимально экономить и использовать собственные ресурсы, так как это влияет в конечном итоге на стоимость производственной продукции.[ 7;с7]
Основной
причиной снижения объемов производства
и загрузки мощностей является низкая
конкурентоспособность
Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью,- обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам. Потребление хлебобулочных изделий зависит от ряда факторов, основными из которых являются традиции и привычки покупателей, цена, уровень денежных доходов населения, взаимосвязь с потреблением других продуктов питания. Степень влияния каждого из этих фактов колеблется в зависимости от места расположения предприятия, состояния конкурентной среды, соотношения цен на определенные продукты питания и является важным критерием, формирующим величину объма производства и ассортимент хлебобулочных изделий. [7;с 6]
Постановлением Министерства экономики устанавливаются предельные нормативы рентабельности при формировании отпускных цен (в % к себестоимости) на хлеб, хлебобулочные изделия, муку, диетическое питание.
Регулируя
ценообразование в
Современное
состояние хлебопекарной
Осуществление государственного регулирования цен при слабой демонополизации производства, медленной приватизации предприятий сдерживает развитие действительно рыночных отношений, ставит в сложное положение промышленность.
В связи с этим первостепенной целью должно быть укрепление позиций предприятий на рынке. Для этого необходимо расширять институциональную базу рынка, развивать оптовую и розничную торговлю, искать возможности расширения и укрепления внешнеэкономических связей, осуществить оптимизацию и модернизацию производства, повысить качество и улучшить товарный вид выпускаемой продукции, снизить себестоимость продукции.
Для реализации поставленных задач требуется: максимально загрузить более технически и технологически оснащенные предприятия, развивать рыночную инфраструктуру, оптимизировать сырьевые зоны и сбытовые каналы. Техническое и технологическое перевооружение и дозагрузка зерноперерабатывающих предприятий, замена устаревшего фасовочного и упаковочного оборудования укрепят производственную базу субъектов. Территориальный обмен продукцией сельского хозяйства и товарами народного потребления важен для большинства продуктовых подкомплексов, но для зернового он представляет особую значимость, поскольку транспортные потоки зерна более объемны, чем по другим продуктам. Кроме того, зерно по своей видовой структуре – многоассортиментный продукт, который достаточно хорошо транспортируется и сохраняет свои качества при перевозке на большие расстояния. Продукты переработки зерна (мука, комбикорма) менее транспортабельны, поэтому их целесообразно вырабатывать в местах потребления. Такой альтернативе должно соответствовать и размещение промышленных предприятий, перерабатывающих зерновое сырье. Размещение предприятий, производящих конечные продукты зернопродуктового подкомплекса, должно быть взаимоувязано также с торговыми предприятиями, обслуживающими население. [10; 491]
Развитие
зернопродуктового подкомплекса предполагает
совершенствование
Теоретически
задачу поиска решений проблем низкой
эффективности хлебопекарной
Еще
одной существенной особенностью маркетинговых
стратегий предприятий
Следовательно, роль маркетинговой стратегии в развитии хлебного производства заключается в том, что она способствует не только повышению качества выпускаемой продукции, расширению ассортимента и обновлению производства, но и внедрению новых форм управления, повышению имиджа предприятия и этики ведения бизнеса с целью максимального удовлетворения потребителей.
Таким образом, маркетинговая стратегия необходима и в условиях быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции предприятий по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления и т.д. в рамках определенного направления развития предприятия. Маркетинговые стратегии становятся актуальными в условиях отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения стабильных тактических и стратегических задач развития потребительского рынка, а, соответственно, и предприятия. Разработка и реализация научно-обоснованных маркетинговых стратегий предприятий хлебопекарной промышленности в дальнейшем будет способствовать их развитию и повышению эффективности деятельности.
Основные
элементы, способствующие становлению
и совершенствованию