Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к числу важнейших отраслей пищевой промышленности. Хлебопекарная промышленность относится к лидирующей группе отраслей пищевой промышленности по объемам производства. Масштабность хлебопекарного производства связана с тем, что продукция отрасли является постоянным продуктом питания подавляющей части населения. От того, насколько эффективно функционирует и устойчиво развивается хлебопекарная промышленность, зависит снабжение населения РБ таким важным продуктом как хлеб

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 6
1.1 Современное состояние и перспективы развития хлебопекарной промышленности Беларуси 6
1.2 Показатели эффективности предприятий хлебопекарной промышленности 13
1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий 20
2 АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 25
2.1 Производственно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ себестоимости и качества продукции 34
2.3 Оценка рентабельности реализованной продукции и финансовой деятельности предприятия 40
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУП «МИНСКХЛЕБПРОМ» 46
3.1 Расширение ассортимента производства новой продукции 46
3.2 Снижение себестоимости продукции на основе внедрения энергосберегательных технологий (или повышение качества сырья) 48
3.3 Совершенствование маркетингово-сбытовой деятельности 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Работа содержит 1 файл

№101.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

     Прибыль - это часть выручки, остающаяся после  возмещения всех затрат на производство и  сбыт продукции.

     В условиях рыночной экономики прибыль является одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов; основным финансовым источником развития предприятия, его инвестиционной и инновационной деятельности, а также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. 

     На  величину прибыли (дохода) существенно  влияют как объем выпускаемой  продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование  ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. 

     Общая величина прибыли предприятия (валовая  прибыль) состоит из трех частей: 

     - прибыли от реализации продукции  - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью; 

     - прибыли на реализацию материальных  ценностей и иного имущества  (это разница между ценой их  продажи и затратами на их  приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов будет представлять разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию; 

     - прибыли от внереализационных  операций, т.е. операций, непосредственно  не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.). 

     Распределение прибыли предприятия в самом  общем виде можно представить  следующим образом:  
 

     В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности  работы предприятия – рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах. 

     Различают следующие виды рентабельности: 

    1. рентабельность производства (рентабельность производственных фондов) – Рп, рассчитывается по формуле: 
 
 
 

                                                 (4)

     где П - общая (валовая) прибыль за год (или другой период);

     ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

     НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.   

     2) рентабельность собственного капитала  Рк, который характеризуется размером уставного фонда; 

                                                          (5)

     где П - чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит), 

     Кс - собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна сумме активов за минусом долговых обязательств.  

     Показатель  рентабельности собственного капитала интересует всех акционеров, т.к. определяет верхнюю границу дивидендов; 

     3) рентабельность совокупных активов Ра - характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия:  

                                                         (6)

     где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия;  

     4) рентабельность продукции Рпрод. характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт:  

                                                          (7)

     где Пр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг); 

     Ср – полная себестоимость реализованной продукции;  

     5) рентабельность отдельного вида  продукции Рв 

                                                        (8)

     где Цв и Св – соответственно цена и полная себестоимость единицы определенного вида продукции; 

     6) рентабельность продаж Рр – показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции ):  

                                                     (9)

     Прибыль и рентабельность не характеризуют  в полной мере финансовое состояние  предприятия и тенденции его  изменения. Оно зависит от определенных финансовых пропорций, которые анализируются по данным бухгалтерского баланса. 

     Соотношения между отдельными элементами активов  и пассивов баланса используются для оценки и диагностики финансового  состояния предприятия. При этом рассчитываются следующие основные показатели: 

     - степень (коэффициент) задолженности  (Кзад) - определяется путем деления долговых обязательств на активы предприятия. Если Кзад>0.5, то возрастет риск неуплаты долгов; 

     - коэффициент обеспечения долгов  (Ко.д.) - определяется отношением собственного капитала к сумме долговых обязательств. Если Ко.д.>1, то это значит, что предприятие может уплатить долги собственным капиталом; 

     - коэффициент текущей ликвидности  (Кт.л.) - определяется отношением текущих активов и краткосрочных обязательств. Если Кт.л.<2 , то платежеспособность невысокая и предприятие имеет определенный финансовый риск; 

     - коэффициент срочной ликвидности  (Кc.л.) - это отношение активов высокой ликвидности (например, ценные бумаги, деньги на банковских счета и в кассе, дебиторская задолженность) к краткосрочным обязательствам. Если Кc.л.>1, то краткосрочные обязательства обеспечены и долги могут быть быстро уплачены. 

     Финансовая  активность предприятия характеризуется следующими показателями: 

     - средним периодом оплаты дебиторской задолженности покупателями продукции предприятия; 

     - средним периодом оплаты кредиторской  задолженности предприятия поставщикам; 

     - оборачиваемостью товарно-материальных  запасов (как отношение объема  продаж к величине запасов). 

1.3 Условия и факторы повышения эффективности производственной деятельности хлебопекарных предприятий

 
 

     Эффективность деятельности хлебопекарного предприятия  находится в неразрывной связи  с его финансовым положением, которое, в свою очередь, зависит от результатов  деятельности предприятия, а результаты - от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы также различны. Не вскрывая и не оценивая направления, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность деятельности предприятия. Качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

     Положительно  влияют на финансовое состояние хлебопекарного предприятия бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения в ее реализации ведут к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а, следовательно, и в производственном процессе. Следовательно, финансовое положение производственного предприятия является результатом взаимодействия не только совокупности производственно-экономических факторов, но и всех элементов его финансовых отношений.

     Финансовая  деятельность предприятия, как составная  часть хозяйственной деятельности, направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, соблюдения расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования. Главной целью финансовой деятельности является выбор направления деятельности, времени и способа использования финансовых ресурсов для эффективного развития производства.

     Для обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики и недопущения банкротства предприятия, необходимы знания в области управления финансами, о структуре капитала по составу и источникам образования, о соотношении собственных и заемных средств. В немалой степени экономически грамотному прогнозированию финансового состояния способствуют определение деловой активности, платежеспособности, финансовой устойчивости, порога рентабельности. Решение этой задачи возможно на основе анализа финансового состояния, под которым понимается способ получения целостной картины состояния хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на основе различных данных. Главная цель анализа финансового состояния - своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности предприятия, поиск резервов улучшения его финансового состояния.

     Традиционные  методы оценки финансового состояния  предприятия базируются на довольно большом количестве показателей, производных  от структуры активов и пассивов баланса предприятия, оценка финансового состояния в данной работе включает рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа, с точки зрения соответствия его уровня нормальному для данного предприятия уровню; факторов, повлиявших на величину показателя и возможных его изменений при изменении того или иного фактора; необходимой величины показателя на перспективу и способов достижения этой величины.

     С целью повышения экономической  эффективности деятельности предприятий  хлебопечения, обеспечения их финансовой стабилизации выделяют следующие предложения и рекомендации.

     1. Создание благоприятных условий  для оптовых покупателей хлебопекарной  продукции как основного сегмента  рынка сбыта:

     - организация условий для вывоза  готовой продукции со склада ^ предприятия транспортом покупателя;

     - организация эффективной системы  оплаты за реализованную продукцию;

     - стимулирование долгосрочных деловых  отношений с оптовыми покупателями;

     - информационное обеспечение покупателей.

     2. Активизация маркетинговой деятельности предприятия. Приоритетными направлениями в данной сфере являются.

     - исследование спроса и предложения  на сырье и на продукцию;

     - проведение сегментации рынка  хлебобулочных изделий в зависимости  от дохода семьи, возрастного  состава членов семьи, национальных особенностей, социального положения и т. д.;

     - выявление приоритетных сегментов  рынка сбыта продукции хлебопекарных  предприятий;

     - выявление потребительских предпочтений  на рынке хлебобулочных и мучных  кондитерских изделий;

     - формирование спроса покупателей на хлебобулочные и мучные кондитерские изделия;

     - поиск пользующихся спросом на  рынке изделий на основе маркетинговых  исследований;

     - разработка упаковки товара в  зависимости от сегмента рынка;

     - реклама торговой марки предприятия,  направленная на создание имиджа предприятия, выпускающего продукцию высокого качества;

     - участие в выставках и организация  дегустаций;

     - реализация стратегии товарной  экспансии, которая заключается  в совершенствовании выпускаемых  товаров и разработке новых  продуктов для сложившихся и освоенных рынков. Эта стратегия применяется, когда предприятие имеет ряд успешных видов изделий, завоевавших большую популярность у потребителей. Предприятие разрабатывает новые или модифицирует старые товары улучшенного качества и реализует их лояльно настроенным потребителям .

Информация о работе Повышение экономической эффективности функционирования хлебопекарного предприятия