Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
Совершенствование работы органов МС:
- между структурами МС должна быть обязательная конкуренция;
- предоставление гражданам
МО возможности для контроля
за деятельностью и
- структуры МС должно воспринимать граждан МО как заказчиков, клиентов своих услуг;
- все структуры МС
должны направлять свои усилия
на предотвращение проблем, а
не на их решение (
- структуры МС должны
стремиться сами зарабатывать
ресурсы, а не только
- структуры МС должны стремиться стимулировать все сектора, все структуры, которые находятся на территории МО.
33. Необходимость, сущность, цели, задачи государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Содержание ГРЭ определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении экономической политики.
Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлено следующими моментами:
1. Наличие сбоев в
механизме функционирования
а) частное предпринимательство
может иметь место, но под определённым
контролем государственных
б) вынужденный монополист, где не может быть конкуренции в силу специфики.
2. Необходимость поиска более эффективных вариантов удовлетворения потребностей в общественных благах.
3. Государство должно
обеспечить и защитить
4. Необходимость развития социальной инфраструктуры (учреждения культуры, больницы, школы).
5. Необходимость создания юридической базы, институтов права, системы информации.
6. Создание и поддержание
баланса экономических
Цели, на которые направлено ГРЭ зависит на каждом историческом этапе от степени общей развитости экономики.
Классический набор в развитых странах включает следующие цели: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая безопасность страны.
Главная цель ГРЭ в России - формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, эти составляющие являются основанием улучшения благосостояния народа.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Административные средства ГРЭ базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.
Экономические средства ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные инструменты денежно-кредитной политики:
а) регулирование учетной ставки;
б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в ЦБ;
в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг (эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение).
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. ГРЭ при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
34. Зарубежные
концепции государственного
Объективная необходимость государственного вмешательства в экономику была высказана представителями первой научной экономической школы - меркантилистами. Они рекомендовали государству стремиться привлечь в страну как можно больше золота, больше продавать товаров, чем покупать, и разницу получать деньгами. Предлагали оказывать государственное покровительство национальным отраслям производства, т.е. то, что сегодня именуется протекционизмом. В процессе развития экономической теории сформировались два основных принципиально различных подхода к проблеме регулирования экономики:
Адам Смит «Теория стихийной экономики». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в ее основе - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Государство должно придерживаться политики невмешательства. Поскольку главным координатором, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Эта идея была развита в работах последователей А. Смита - Д. Рикардо, Д. Милля, А. Маршалла и получила название «экономического либерализма».
Джон Кейнс «Теория косвенного регулирования». Он научно доказал невозможность саморегулирования экономики, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния способствовать ее дальнейшей стабилизации. Формы и методы косвенного ГРЭ: а) создание правовой основы функционирования рыночной экономики; б) антимонопольное регулирование централизации и концентрации капитала и защита конкурентной среды; в) распределение и перераспределение доходов с целью социальной защиты неимущих слоев населения; г) государственные специальные программы и госзаказы; д) кредитно-денежная и финансово-фискальная политика.
Первым подтверждением эффективности государственного вмешательства в экономику был осуществленный президентом США Рузвельтом «Новый курс», с помощью которого страна была выведена из глубочайшего кризиса 1929-1933гг. Рузвельт: провел фактическую централизацию банков; осуществил их ревизию, освободился от слабых; запретил вывоз золота; ввел госконтроль над ценами, в первую очередь на сельхозпродукцию; обеспечил кредитование фермеров; упорядочил цены на сельскохозяйственную технику.
Л. Эрхард (2-й канцлер ФРГ) «Концепция социального рыночного хозяйства». По теоретическим установкам эта теория близка Кейнсианской. Цель - приведение противоречивых общественных интересов к общему знаменателю. Социальная ориентация рынка: выбор приоритетов, целенаправленные стимулирование определенных сфер и деятельности. Усиление ГР всех сфер общества и его экономической основы, обеспечивающей развитие производства и решение социальных проблем. Применяется государственное индикативное планирование - предусматривает вместо директивных индикативные показатели «планы-прогнозы». Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно корректируется. В нем определяются ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также предстоящие структурные изменения. План предусматривает: возможные изменения цен и внешнеэкономических условий, использование всех потенциальных ресурсов (ученые, экономический инструментарий и т.д).
Мюрдаль «Шведская модель социализма». Государство, вмешиваясь в стихийную экономику, преобразует ее в регулируемую - свободную от противоречий и недостатков. Особенность: предложил сложную систему прямых и косвенных налогов.
Монетаризм. Во второй половине 70-х гг. монетаристы (Милтон Фридмэн) предприняли попытки возрождения идей саморегулирования экономики. Они с различных позиций критикуют государственное вмешательство в экономику. Исходят из того, что занятость населения и стабильность цен гарантируются в случае отказа от ГРЭ и установления рыночной конъюнктуры. Идеи монетаристов в какой-то мере использовались в Англии («тэтчеризм») и в американской «рейганомике». Однако позитивные моменты этих курсов в большей мере были связаны с реализацией рекомендаций Кейнса, чем монетаристов, т. к. успех в значительной мере был обеспечен расширением спроса, а не воздействием на предложение.
35. Российская экономическая реформа: цели, механизмы, результаты.
Экономические реформы - глубокие преобразования в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах реализации экономической политики. Экономические реформы приводятся тогда, когда возникают экономические кризисы, страна отстаёт от других стран, неэффективно функционирует экономика.
Российская экономическая реформа 90-х гг. направлена на переход к рыночной экономике.
Начало реформы в России осуществлялось проведением «шоковой терапии, которая включала методы быстрого и радикального перехода от плановой экономики к рыночной.
Меры «шоковой терапии» включали: либерализацию цен, антимонополизационную политику, ликвидирование излишек денег, ограничение денежной эмиссии.
Перевод экономики на рыночное направление западной экономики осуществлялся: антимонопольными мерами и приватизацией, прекращением финансирования убыточных предприятий, сокращением государственных расходов, накоплением товарной массы, либерализацией цен.
Российская экономическая реформа включает 3 этапа:
1) 1992-1994гг. - стратегия свободного рынка (или дикий капитализм, ларёчный капитал, рыночный беспредел).
Положительные моменты: развитие малого бизнеса, население вовлекается в хозяйственную жизнь.
Отрицательные моменты: рост безработицы, появление многочисленных посредников изымающих часть доходов у предпринимателей и частных лиц, создаются условия для акционирования собственности, приватизация в большинстве не заинтересовала собственников в развитии своих предприятий, участились перебои в выплате зарплаты, отпуска за свой счёт, введён ненормированный рабочий день.
2) 1994-1997гг. - реализация идеи корпоративного капитала. Особенности приватизации создали условия для концентрации богатства в руках узких лиц. Собственность крупных предприятий перешла к директорскому корпусу.
Положительные моменты: концентрация капитала.
Отрицательные моменты: значительная часть выручки оседала в иностранных банках, не произошло инвестиционного процесса, потеря кадров в области науки и медицины, не наблюдалось сдвигов в научно-технической области, рост криминальной теневой экономики.
3) 1997-1998гг. - финансовый кризис, девальвация. Реализуется антикризисная политика.
Важными задачами российской экономической реформы в ближайшие годы стали:
- снижение
дефицита государственного
- сокращение масштабов неплатежей, за счет полного использования процедур банкротства и реорганизации убыточных предприятий,
- обеспечение
целевого использования
- повышение
инвестиционной активности и
обеспечение защиты прав
36. Инвестиционная политика государства: цели, задачи, практика.
Инвестиционная политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики.
Инвестиционная политика
зависит от содержания экономических,
научно-технических и
В условиях проведения экономической реформы страны, острой нехватки инвестиционных ресурсов инвестиционная политика ориентирована на новые подходы и решения. Центр тяжести переносится с нового строительства на реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий. Важное значение придается мобилизации средств предприятий с помощью ведения налоговых льгот на инвестиции из прибыли.
Развивается банковский инвестиционный кредит, прежде всего по проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития народного хозяйства.
Принципиально новое
направление в государственной
инвестиционной политике - переход
от распределения бюджетных