Основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Работа содержит 1 файл

Основы управления.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

Совершенствование работы органов МС:

- между структурами  МС должна быть обязательная  конкуренция;

- предоставление гражданам  МО возможности для контроля  за деятельностью и результатами  работы структур МС;

- структуры МС должно  воспринимать граждан МО как  заказчиков, клиентов своих услуг;

- все структуры МС  должны направлять свои усилия  на предотвращение проблем, а  не на их решение (прогнозирование  проблемных ситуаций);

- структуры МС должны  стремиться сами зарабатывать  ресурсы, а не только потреблять;

- структуры МС должны  стремиться стимулировать все сектора, все структуры, которые находятся на территории МО.

 

33. Необходимость,  сущность, цели, задачи государственного  регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Содержание  ГРЭ определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и  инструментами, которыми располагает государство при проведении экономической политики.

Необходимость государственного вмешательства в  функционирование рыночной экономики обусловлено следующими моментами:

1. Наличие сбоев в  механизме функционирования рыночного  хозяйства, когда рыночные механизмы не срабатывают, где нужный механизм дополняет естественные процессы:

а) частное предпринимательство  может иметь место, но под определённым контролем государственных учреждений;

б) вынужденный монополист, где не может быть конкуренции  в силу специфики.

2. Необходимость поиска  более эффективных вариантов   удовлетворения потребностей в  общественных благах.

3. Государство должно  обеспечить и защитить целостность  материального хозяйственного пространства  на мировом рынке.

4. Необходимость развития  социальной инфраструктуры (учреждения  культуры, больницы, школы).

5. Необходимость создания  юридической базы, институтов права, системы информации.

6. Создание и поддержание  баланса экономических интересов  в стране, что обеспечивает устойчивость  общества, развитие экономической  системы.

Цели, на которые направлено ГРЭ зависит  на каждом историческом этапе от степени  общей развитости экономики.

Классический  набор в развитых странах включает следующие цели: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень  цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая  безопасность страны.

Главная цель ГРЭ в России - формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, эти составляющие являются основанием улучшения благосостояния народа.

Средства  ГРЭ подразделяются на административные и экономические.

Административные  средства ГРЭ базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. 

Экономические средства ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Основные инструменты  денежно-кредитной политики:

а) регулирование  учетной ставки;

б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в ЦБ;

в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг (эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение).

При помощи этих инструментов государство  стремится изменить соотношение  спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования. ГРЭ при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

34. Зарубежные  концепции государственного регулирования  экономики.

Объективная необходимость государственного вмешательства  в экономику была высказана представителями первой научной экономической школы - меркантилистами. Они рекомендовали государству стремиться привлечь в страну как можно больше золота, больше продавать товаров, чем покупать, и разницу получать деньгами. Предлагали оказывать государственное покровительство национальным отраслям производства, т.е. то, что сегодня именуется протекционизмом. В процессе развития экономической теории сформировались два основных принципиально различных подхода к проблеме регулирования экономики:

Адам Смит «Теория стихийной экономики». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в ее основе - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Государство должно придерживаться политики невмешательства. Поскольку главным координатором, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Эта идея была развита в работах последователей А. Смита - Д. Рикардо, Д. Милля, А. Маршалла и получила название «экономического либерализма».

Джон Кейнс  «Теория косвенного регулирования». Он научно доказал невозможность саморегулирования экономики, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния способствовать ее дальнейшей стабилизации. Формы и методы     косвенного ГРЭ: а) создание    правовой    основы    функционирования рыночной экономики;      б) антимонопольное регулирование   централизации   и   концентрации    капитала    и    защита   конкурентной среды; в) распределение и перераспределение     доходов    с   целью   социальной    защиты    неимущих   слоев   населения; г) государственные специальные программы и госзаказы; д) кредитно-денежная и финансово-фискальная политика.

Первым  подтверждением эффективности государственного вмешательства в экономику был  осуществленный президентом США  Рузвельтом «Новый курс», с помощью  которого страна была выведена из глубочайшего кризиса 1929-1933гг. Рузвельт: провел фактическую централизацию банков; осуществил их ревизию, освободился от слабых; запретил вывоз золота; ввел госконтроль над ценами, в первую очередь на сельхозпродукцию; обеспечил кредитование фермеров; упорядочил цены на сельскохозяйственную технику.

Л. Эрхард (2-й  канцлер ФРГ) «Концепция социального  рыночного хозяйства». По теоретическим установкам эта теория близка Кейнсианской. Цель - приведение противоречивых общественных интересов к общему знаменателю. Социальная ориентация рынка: выбор приоритетов, целенаправленные стимулирование  определенных сфер и деятельности. Усиление ГР всех сфер общества и его экономической основы, обеспечивающей развитие производства и решение социальных проблем. Применяется государственное индикативное планирование - предусматривает вместо директивных индикативные показатели «планы-прогнозы». Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно корректируется. В нем определяются ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также предстоящие структурные изменения. План предусматривает: возможные изменения цен и внешнеэкономических условий, использование всех  потенциальных ресурсов (ученые,  экономический инструментарий и т.д).

Мюрдаль «Шведская модель социализма». Государство, вмешиваясь в стихийную экономику, преобразует ее в регулируемую - свободную от противоречий и недостатков. Особенность: предложил сложную систему прямых и косвенных налогов.

Монетаризм. Во второй половине 70-х гг. монетаристы (Милтон Фридмэн) предприняли попытки возрождения идей саморегулирования экономики. Они с различных позиций критикуют государственное вмешательство в экономику. Исходят из того, что занятость населения и стабильность цен гарантируются в случае отказа от ГРЭ и установления рыночной конъюнктуры. Идеи монетаристов в какой-то мере использовались в Англии («тэтчеризм») и в американской «рейганомике». Однако позитивные моменты этих курсов в большей мере были связаны с реализацией рекомендаций Кейнса, чем монетаристов, т. к. успех в значительной мере был обеспечен расширением спроса, а не воздействием на предложение.

35. Российская  экономическая реформа: цели, механизмы,  результаты.

Экономические реформы - глубокие преобразования в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах реализации экономической политики. Экономические реформы приводятся тогда, когда возникают экономические кризисы, страна отстаёт от других стран, неэффективно функционирует экономика.

Российская экономическая реформа 90-х гг. направлена на переход к рыночной экономике.

Начало реформы в  России осуществлялось проведением  «шоковой терапии, которая включала методы быстрого и радикального перехода от плановой экономики к рыночной.

Меры «шоковой терапии» включали: либерализацию цен, антимонополизационную политику, ликвидирование излишек денег, ограничение денежной эмиссии.

Перевод экономики на рыночное направление западной экономики осуществлялся: антимонопольными мерами и приватизацией, прекращением финансирования убыточных предприятий, сокращением государственных расходов, накоплением товарной массы, либерализацией цен.

Российская  экономическая реформа включает 3 этапа:

1) 1992-1994гг. - стратегия свободного рынка (или дикий капитализм, ларёчный капитал, рыночный беспредел).

Положительные моменты: развитие малого бизнеса, население вовлекается в хозяйственную жизнь.

Отрицательные моменты: рост безработицы, появление многочисленных посредников изымающих часть доходов у предпринимателей и частных лиц, создаются условия для акционирования собственности, приватизация в большинстве не заинтересовала собственников в развитии своих предприятий, участились перебои  в выплате зарплаты, отпуска за свой счёт, введён ненормированный рабочий день.

2) 1994-1997гг. - реализация идеи корпоративного капитала. Особенности приватизации создали условия для концентрации богатства в руках узких лиц. Собственность крупных предприятий перешла к директорскому корпусу.

Положительные моменты: концентрация капитала.

Отрицательные моменты: значительная часть выручки оседала в иностранных банках, не  произошло инвестиционного процесса, потеря кадров в области науки и медицины, не наблюдалось сдвигов в научно-технической области, рост криминальной теневой экономики.

3) 1997-1998гг. - финансовый кризис, девальвация. Реализуется антикризисная политика.

Важными задачами российской экономической реформы  в ближайшие годы стали:

- снижение  дефицита государственного бюджета;

- сокращение  масштабов неплатежей, за счет  полного использования процедур банкротства и реорганизации убыточных предприятий,

- обеспечение  целевого использования бюджетных  средств, путем установления жесткого  контроля на всех стадиях бюджетного  процесса и введения ответственности  бюджетополучателей за целевой  расходование бюджетных ассигнований;

- повышение  инвестиционной активности и  обеспечение защиты прав собственности  и интересов инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Инвестиционная  политика государства: цели, задачи, практика.

Инвестиционная политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих  направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики.

Инвестиционная политика зависит от содержания экономических, научно-технических и социальных задач, решаемых на конкретном этапе  развития общества.

В условиях проведения экономической  реформы страны, острой нехватки инвестиционных ресурсов инвестиционная политика ориентирована  на новые подходы и решения. Центр  тяжести переносится с нового строительства на реконструкцию  и техническое переоснащение  действующих предприятий. Важное значение придается мобилизации средств предприятий с помощью ведения налоговых льгот на инвестиции из прибыли.

Развивается банковский инвестиционный кредит, прежде всего  по проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития народного хозяйства.

Принципиально новое  направление в государственной  инвестиционной политике - переход  от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между  отдельными отраслями и регионами  к избирательному, частичному финансированию конкретных объектов и формированию перечня финансируемых объектов на конкурсной основе, позволяющей потенциальному инвестору получить дополнительные гарантии эффективности предложенного проекта и свести риск до минимума.

Информация о работе Основы управления