Основы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.

Работа содержит 1 файл

Основы управления.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

Антимонопольная политика государства реализуется в совокупности антимонопольных законов (антитрестовских), которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке.

Конкретная программа  антимонопольной политики разрабатывается и проводится правительством.

Задачи антимонопольного законодательства:

1. Обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства;

2. Снятие всех преград  на пути конкуренции на правовой  основе;

3. Определение правового режима ответственности за монопольные действия и нарушения правил конкуренции.

Главная задача антимонопольного законодательства - создание условий для эффективного развития экономики страны.

Принципы антимонопольной  политики:

1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, например, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель более 60%, то рынок считается монополизированным, если менее 20% - не монополизированный.

2. Дифференцированный  подход к монопольным рынкам. Конечная цель антимонопольной  политики заключается в том,  чтобы в экономике осталась  только зона естественной монополии.

3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. Зона естественного монополизма требует особых форм государственного регулирования.

Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информации внутри отдельных стран и между ними.

Два направления  антимонопольной политики:

1. Методы последовательной  либерализации рынков. Они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса - снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), поддержка малого бизнеса, стимулирование производств.

2. Способы воздействия  на монополию. Их применяют,  когда предыдущие методы безрезультатны. Например, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Конечная цель антимонопольной политики состоит  в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. В отношении других монополий государство проводит жесткую антимонопольную политику, используя административный контроль монопольных рынков, антимонопольное законодательство и организационный механизм. Для стран, осуществляющих переход к рынку, решающее значение приобретает разгосударствление экономики и искоренение ведомственного монополизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Регулирование  внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая политика - совокупность деятельности органов управления по определению места в системе международного труда, по постановке целевых показателей в этой области и в принятии соответствующих мер по достижению намеченных целей.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - комплекс социально-политических, экономических, правовых, административных мер со стороны государства, обеспечивающих экономическую поддержку, правовую защищённость субъектов ВЭД на внутреннем и внешнем рынке, обеспечивающих экономическую поддержку и правовую защищённость.

В РФ за государственное  регулирование ВЭД отвечают: Президент, Правительство, Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, ГТК.

Государственное регулирование ВЭД включает в  себя:

1. Регулирование  экспорта:

а) не тарифное регулирование: сокращение перечня товаров экспортом которых предусмотрено квотирование; сертифицирование экспорта и импорта - торговый реестр России; проверка товаров на безопасность для населения; антимонопольная политика.

б) тарифное регулирование: государственная поддержка различных программ в том числе: дотации и субсидии в инфраструктуру; политика приватизации; упрощение взимания экспортных пошлин; корректировка ставок экспортного тарифа; система валютно-финансового кредитного обеспечения экспорта.

2. Валютное  регулирование: обязательная продажа валюты - выручка по валютному курсу на валютном рынке.

3. Регулирование  импорта: использование импортного тарифа как инструмента протекционализма ряда отраслей - налогообложение импортных товаров, установление защитных мер, установление комплексных пошлин, прямое субсидирование товаров при необходимости.

4. Регулирование,  привлечение и использование  иностранных инвестиций: предоставление гарантий иностранным инвесторам - развитие механизма торгов, конкурентное привлечение инвесторов, нормализация деятельности иностранных предприятий в России.

ВЭД регулируют следующие законы:

- ФЗ «О координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов РФ»;

- Закон Республики Коми «О внешнеэкономической деятельности»;

- «Соглашение между  Правительством РФ и Правительством РК о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Регулирование  в сфере малого предпринимательства.

Малый бизнес рождён реформами 18.06.1991 г., когда постановлением Правительства РФ №455 были введены критерии отнесения предприятий к категориям малых, определены общие условия и правила их функционирования.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, либо от имени и под ответственность юридического лица (фирмы).

Факторы способствующие развитию предпринимательства:

- наличие трудовых  ресурсов;

- наличие материальных  ресурсов;

- незагруженные мощности;

- законодательство.

Факторы ограничивающие развитие предпринимательства:

- низкая платежёспособность;

- отсутствие финансов;

- отсутствие квалифицированных  специалистов;

- криминал;

- правововая безграмотность;

- бюрократизм;

- валютная нестабильность;

- внутренняя нестабильность.

Предпринимательство быстро занимает свободные ниши, снижает  цены на товары и услуги, быстро внедряется в отрасль, способствует рынку, наполняет бюджет, использует местные ресурсы, снижает безработицу, создаёт средний слой общества – опору общества.

Проблемы малого бизнеса:

- нехватка производственных  и ресурсных мощностей;

- несовершенство налогового  законодательства;

- политическая нестабильность.

Государственная поддержка заключается в:

- освобождении от налога на прибыль;

- льготах (ндс, прибыль,  ведение учёта, налогообложение);

- подготовке специалистов;

- прямом финансировании (дотации, фонды поддержки предпринимателей, лизинг);

- поддержке торгово-промышленных  палат.

Задача государства  состоит в обеспечении следующих условий для благоприятного развития предпринимательства:

- создание законодательной  основы частной собственности;

- разгосударствление  и приватизация экономики;

- демонополизация экономики;

- формирование инфраструктуры  рыночной системы;

- развитие социальной политики;

- политическая стабильность  в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Социальная  политика государства: цели, модели, практика.

Государственная социальная политика - действия государственных органов власти, направленные на достижение определённых целевых установок в области повышения уровня жизни, роста благосостояния отдельных групп населения, установления границ дифференциации населения по доходным группам.

Основными целями социальной политики являются: обеспечение формирование достойного жизненного уровня населения; обеспечение воспроизводства человеческого  капитала; оказание социальных услуг населению; развитие социальной инфраструктуры.

Основное направление социальной политики - социальная справедливость и социальное равенство населения.

Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и  нормативы финансирования, стандарты, законы, гаранты.

Конкретными средствами проведения социальной политики государства являются: установление минимальной заработной платы, уровня пенсий, стипендий.

Уровень жизни народа - обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.

Качество жизни - степень и качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Выражается через такие показатели, как качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилья, качество услуг здравоохранения, образования, сферы бытового обслуживания, структура досуга населения, уровень и число стрессовых ситуаций.

Потребительский бюджет - баланс денежных доходов  расходов населения, характеризующий сложившейся уровень жизни народа. Показывает все доходы по источникам поступления  и расходы по назначению. Для обоснования социальной политики государства разрабатывается нормативный, минимальный и средний потребительский бюджет.

Нормативный потребительский бюджет - уровень доходов населения, который позволяет обеспечить общественно нормальный в конкретных условиях уровень жизни. Он даёт возможность определить средний уровень дохода, который  в данных условиях необходим для нормальной жизнедеятельности человека.

Минимальный потребительский  бюджет - наименьший уровень доходов населения, который позволяет обеспечить человека насущно необходимыми потребительскими благами.

Суть капиталистической  этики: государство считает возможным  не вмешиваться в жизнь граждан, оно заботится об уровне занятости, о законодательстве которое определяет права и обязанности работодателя и работника, оплату труда и предоставление отпусков.

В  рыночных условиях сложилось несколько моделей  социальной политики государства:

Суть шведской модели (социалистическая): государство берет  на себя социальные гарантии всех граждан; все граждане равны; активная роль государства  в жизни общества и граждан. Бесплатное образование, здравоохранение, социальная обеспеченность сильная. Разрешает все проблемы человека, которые возникают. В Швеции предприниматель предоставляет работу и оплату за нее. Все остальное берет на себя государство. Предприниматель отдает налоги, а государство само обеспечивают нуждающихся в социальной защите.

В Японии сложилась специфическая, японская традиция: фирма - семья (нет  опозданий, проблем с дисциплиной - значит фирма заботится о своих  работниках). Фирмы имеют свою развитую инфраструктуру: сады, дома отдыхов, больницы. Существует система пожизненного найма. При потере работы фирма сама подыщет работу людям.

Россия традиционно  относится к типу стран с сильной  ролью государства в социальной сфере. Однако на практике государственная социальная политика развивается по остаточной модели.

Государственная социальная политика в России в последние  годы отличается двумя чертами:

1. Она сводится, как  правило, к реагированию на сиюминутную ситуацию. 2. Происходит стремительный уход государства из социальной сферы, разрушение сложившейся системы социальных гарантий. В результате население утрачивает поддержку со стороны ранее действовавших социальных институтов. Фактически только в последние два года можно говорить о начале разработки активной государств. социальной политики в условиях рыночной экономики.

44. Государственный  сектор в Российской Федерации  и методы управления им.

Государственный сектор (ГС) экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Значительная  часть ГС - объекты инфраструктуры, как правило, нерентабельны или  низкорентабельны. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных.

Часть ГС - пакеты акций смешанных частно-государственных  компаний. Государство использует этот сектор для общегосударственного  решения задач (охрана окружающей среды, подготовка кадров, НИОКР).

Заметное  место в ГС занимают государственные  резервы топлива, сырья и продовольствия. Они обеспечивают национальную безопасность страны и способствуют экономической  стабильности.

Информация о работе Основы управления