Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:22, контрольная работа
Управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. Это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. Сейчас активно внедряется в практику теория «Менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, т.е. это функция или вид деятельности по руководству людьми, а также область знаний, помогающая реализовать эту функцию.
Антимонопольная политика
государства реализуется в
Конкретная программа антимонопольной политики разрабатывается и проводится правительством.
Задачи антимонопольного законодательства:
1. Обеспечение благоприятных
условий и стимулов для
2. Снятие всех преград
на пути конкуренции на
3. Определение правового режима ответственности за монопольные действия и нарушения правил конкуренции.
Главная задача антимонопольного законодательства - создание условий для эффективного развития экономики страны.
Принципы антимонопольной политики:
1. Изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных. Для выяснения степени монополизации рынка можно использовать, например, показатель, характеризующий долю четырех крупнейших корпораций в общем объеме предложения продукции. Если показатель более 60%, то рынок считается монополизированным, если менее 20% - не монополизированный.
2. Дифференцированный
подход к монопольным рынкам.
Конечная цель антимонопольной
политики заключается в том,
чтобы в экономике осталась
только зона естественной
3. Выделение зоны естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации. Зона естественного монополизма требует особых форм государственного регулирования.
Вмешательство государства в научно-техническую монополию должно быть минимальным и ограничиваться введением правовых норм, благоприятствующих свободному обмену научно-технической информации внутри отдельных стран и между ними.
Два направления антимонопольной политики:
1. Методы последовательной либерализации рынков. Они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса - снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), поддержка малого бизнеса, стимулирование производств.
2. Способы воздействия на монополию. Их применяют, когда предыдущие методы безрезультатны. Например, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Конечная цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы в экономике осталась только зона естественной монополии. В отношении других монополий государство проводит жесткую антимонопольную политику, используя административный контроль монопольных рынков, антимонопольное законодательство и организационный механизм. Для стран, осуществляющих переход к рынку, решающее значение приобретает разгосударствление экономики и искоренение ведомственного монополизма.
41. Регулирование
внешнеэкономической
Внешнеэкономическая политика - совокупность деятельности органов управления по определению места в системе международного труда, по постановке целевых показателей в этой области и в принятии соответствующих мер по достижению намеченных целей.
Государственное регулирование
внешнеэкономической
В РФ за государственное регулирование ВЭД отвечают: Президент, Правительство, Министерство внешних экономических связей, Министерство иностранных дел, Министерство финансов, ГТК.
Государственное регулирование ВЭД включает в себя:
1. Регулирование экспорта:
а) не тарифное регулирование: сокращение перечня товаров экспортом которых предусмотрено квотирование; сертифицирование экспорта и импорта - торговый реестр России; проверка товаров на безопасность для населения; антимонопольная политика.
б) тарифное регулирование: государственная поддержка различных программ в том числе: дотации и субсидии в инфраструктуру; политика приватизации; упрощение взимания экспортных пошлин; корректировка ставок экспортного тарифа; система валютно-финансового кредитного обеспечения экспорта.
2. Валютное регулирование: обязательная продажа валюты - выручка по валютному курсу на валютном рынке.
3. Регулирование импорта: использование импортного тарифа как инструмента протекционализма ряда отраслей - налогообложение импортных товаров, установление защитных мер, установление комплексных пошлин, прямое субсидирование товаров при необходимости.
4. Регулирование, привлечение и использование иностранных инвестиций: предоставление гарантий иностранным инвесторам - развитие механизма торгов, конкурентное привлечение инвесторов, нормализация деятельности иностранных предприятий в России.
ВЭД регулируют следующие законы:
- ФЗ «О координации
международных и
- Закон Республики Коми «О внешнеэкономической деятельности»;
- «Соглашение между Правительством РФ и Правительством РК о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей».
42. Регулирование
в сфере малого
Малый бизнес рождён реформами 18.06.1991 г., когда постановлением Правительства РФ №455 были введены критерии отнесения предприятий к категориям малых, определены общие условия и правила их функционирования.
Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли или дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, либо от имени и под ответственность юридического лица (фирмы).
Факторы способствующие развитию предпринимательства:
- наличие трудовых ресурсов;
- наличие материальных ресурсов;
- незагруженные мощности;
- законодательство.
Факторы ограничивающие развитие предпринимательства:
- низкая платежёспособность;
- отсутствие финансов;
- отсутствие квалифицированных специалистов;
- криминал;
- правововая безграмотность;
- бюрократизм;
- валютная нестабильность;
- внутренняя нестабильность.
Предпринимательство быстро занимает свободные ниши, снижает цены на товары и услуги, быстро внедряется в отрасль, способствует рынку, наполняет бюджет, использует местные ресурсы, снижает безработицу, создаёт средний слой общества – опору общества.
Проблемы малого бизнеса:
- нехватка производственных и ресурсных мощностей;
- несовершенство налогового законодательства;
- политическая нестабильность.
Государственная поддержка заключается в:
- освобождении от налога на прибыль;
- льготах (ндс, прибыль,
ведение учёта,
- подготовке специалистов;
- прямом финансировании
(дотации, фонды поддержки
- поддержке торгово-
Задача государства состоит в обеспечении следующих условий для благоприятного развития предпринимательства:
- создание законодательной основы частной собственности;
- разгосударствление и приватизация экономики;
- демонополизация экономики;
- формирование инфраструктуры рыночной системы;
- развитие социальной политики;
- политическая стабильность в стране.
43. Социальная политика государства: цели, модели, практика.
Государственная социальная политика - действия государственных органов власти, направленные на достижение определённых целевых установок в области повышения уровня жизни, роста благосостояния отдельных групп населения, установления границ дифференциации населения по доходным группам.
Основными целями социальной политики
являются: обеспечение формирование
достойного жизненного уровня населения;
обеспечение воспроизводства
Основное направление
Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гаранты.
Конкретными средствами проведения социальной политики государства являются: установление минимальной заработной платы, уровня пенсий, стипендий.
Уровень жизни народа - обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.
Качество жизни - степень и качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Выражается через такие показатели, как качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилья, качество услуг здравоохранения, образования, сферы бытового обслуживания, структура досуга населения, уровень и число стрессовых ситуаций.
Потребительский бюджет - баланс денежных доходов расходов населения, характеризующий сложившейся уровень жизни народа. Показывает все доходы по источникам поступления и расходы по назначению. Для обоснования социальной политики государства разрабатывается нормативный, минимальный и средний потребительский бюджет.
Нормативный потребительский бюджет - уровень доходов населения, который позволяет обеспечить общественно нормальный в конкретных условиях уровень жизни. Он даёт возможность определить средний уровень дохода, который в данных условиях необходим для нормальной жизнедеятельности человека.
Минимальный потребительский бюджет - наименьший уровень доходов населения, который позволяет обеспечить человека насущно необходимыми потребительскими благами.
Суть капиталистической этики: государство считает возможным не вмешиваться в жизнь граждан, оно заботится об уровне занятости, о законодательстве которое определяет права и обязанности работодателя и работника, оплату труда и предоставление отпусков.
В рыночных условиях сложилось несколько моделей социальной политики государства:
Суть шведской модели (социалистическая): государство берет на себя социальные гарантии всех граждан; все граждане равны; активная роль государства в жизни общества и граждан. Бесплатное образование, здравоохранение, социальная обеспеченность сильная. Разрешает все проблемы человека, которые возникают. В Швеции предприниматель предоставляет работу и оплату за нее. Все остальное берет на себя государство. Предприниматель отдает налоги, а государство само обеспечивают нуждающихся в социальной защите.
В Японии сложилась специфическая, японская традиция: фирма - семья (нет опозданий, проблем с дисциплиной - значит фирма заботится о своих работниках). Фирмы имеют свою развитую инфраструктуру: сады, дома отдыхов, больницы. Существует система пожизненного найма. При потере работы фирма сама подыщет работу людям.
Россия традиционно относится к типу стран с сильной ролью государства в социальной сфере. Однако на практике государственная социальная политика развивается по остаточной модели.
Государственная социальная политика в России в последние годы отличается двумя чертами:
1. Она сводится, как правило, к реагированию на сиюминутную ситуацию. 2. Происходит стремительный уход государства из социальной сферы, разрушение сложившейся системы социальных гарантий. В результате население утрачивает поддержку со стороны ранее действовавших социальных институтов. Фактически только в последние два года можно говорить о начале разработки активной государств. социальной политики в условиях рыночной экономики.
44. Государственный сектор в Российской Федерации и методы управления им.
Государственный сектор (ГС) экономики представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.
Значительная часть ГС - объекты инфраструктуры, как правило, нерентабельны или низкорентабельны. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных.
Часть
ГС - пакеты акций смешанных частно-
Заметное место в ГС занимают государственные резервы топлива, сырья и продовольствия. Они обеспечивают национальную безопасность страны и способствуют экономической стабильности.